Пост – полоса препятствий
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с совершённой Литургией Преждеосвященных Даров. Это удивительная служба, удивительное Последование, которое Церковь за многие века своего существования уготовила для нас как меру духовного укрепления. Тяжело проходить поприще поста, и если кто-то по своей дерзости утверждает, что пост не представляет для него большого труда, это значит, что человек, скорее всего, либо просто держит диету, при этом у него совсем иные цели, либо не понимает сути духовной жизни. Любой человек, который хочет искренне, по-настоящему поститься, знает, насколько изнемогает душа во время поста.
Тайна, в которую Господь облёк поприще Великого поста, состоит в том, что в другое время, если мы хотим подвизаться, все происходит проще. Великим постом на человека по-настоящему восстаёт брань. И те подвиги, которые он совершал по неофитству, ставшие привычными, не требующие особых трудов, в дни поста сталкиваются с чудовищными сопротивлениями.
Только скажешь себе, что решил провести пост, как положено, по всей строгости, как сразу же к ногам, рукам, голове как будто подвешиваются гири. И сон нападает, и усталость, и лень одолевает. Чего только нет! Пост – это действительно полоса препятствий, приближенная к реальности Страшного суда. Поэтому Церковь даёт нам такой глоток свежего воздуха, такое укрепляющее средство, как Литургия Преждеосвященных Даров. Чтобы дожить от седмицы до седмицы, от Прощенного воскресенья до Пасхи, чтобы приобрести хотя бы крупицу чего-то полезного для души.
«И не осуждати брата моего»
Хочу обратить ваше внимание на молитву преподобного Ефрема Сирина. Мы так привыкаем к ней за время поста, что просто начинаем бубнить, тараторить слова этой великой молитвы, не проникая в её глубину. На мой взгляд, самые ключевые слова этой молитвы касаются самой страшной духовной болезни – осуждения.
«Ей, господи Царю, даруй мне зрети мои грехи и не осуждати брата моего…». Осуждение убивает в нас все, этот грех хуже ярости, хуже злобы, хуже блуда, потому что осуждение сразу выводит человека за скобки духовной жизни. Человек, который видит чужие грехи, безумен. Почему? Потому что видение чужих грехов моментально отворачивает нас от самих себя. И мы начинаем осуждать кого-то, причём, делаем это очень профессионально. Мы же люди «духовные», знаем аскетику, все грехи можем растолковать, по заповедям рассказать. Всю мощь своего духовного знания мы обрушиваем на своего ближнего, а эти знания даются нам для того, чтобы мы применяли их исключительно к себе, препарировали свою душу, свою совесть. Занимались лечением своего собственного естества духовного, своего ветхого человека. А мы набрасываемся на ближних, начинаем их лечить. Кто действительно при этом спасается, так это наш ближний, потому что мы его истязаем, судим, мы его палачи. Пост и дан нам для того, чтобы мы перестали видеть грехи других людей. Лукавство говорит нам, что мы не осуждаем, мы только обсуждаем! Мы же не переходим грань, за которой начинается осуждение, мы никого не назначили виновным. Назначили! Раз начали говорить о человеке худое, значит, уже назначили его виновным. И у себя украли все духовные дары, которые получили от Бога.
В момент осуждения человек превращается в головёшку, в пустой чурбан, холодный, непроницаемый, тяжёлый камень. Если бы не осуждать было невозможно, тогда бы Господь простил нам этот грех. Но даже не обращаясь к памяти святых, или великих подвижников, или духовно одаренных людей, можно увидеть в своём окружении людей духовно чистоплотных, которые очень блюдут себя от слов осуждения и никогда не говорят ничего плохого о других.
Такой человек никогда не будет злословить, он просто уйдет в сторону, если при нём начнут кого-то осуждать. Он показывает нам, что каждому под силу этот подвиг. А поскольку это так, то осуждающему невозможно будет оправдаться на Страшном суде.
Поэтому в очередной раз Великим постом произнося молитву Ефрема Сирина, давайте поймем, что это призыв к каждому из нас, лично ко мне. И все осудительные мысли старайтесь останавливать сразу, пока они не проросли в действия. Аминь!
28 марта 2024 г.