Плоды единения с Богом - проповедь в Неделю святителя Григория Паламы
Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем вторую Неделю Великого поста. Она носит имя великого подвижника, молитвенника, учителя Церкви – святителя Григория Паламы. Это удивительный человек совершил восхождение к вершинам духа, к вершинам святости, и прошел путь от простого монаха до архиепископа.
На всем этом пути главной его любовью, его целью было достижение полноценного, совершенного богообщения. Такого богообщения, при котором происходит единение человека со своим Творцом. Для того, чтобы проникнуть в область благодати Божией, он всю свою молодость подвизался в разных монастырях и со временем пришел на святую Гору Афон. Там, в этом цветнике духовном, среди множества обителей и скитов, среди огромного количества видов подвига, которые в тот период истории (XIII век) еще только проходили период становления, он, как человек с очень тонкой духовной интуицией, почувствовал, что есть путь, на котором человек может испытать единение с Богом. Не просто ощутить Его, а действительно войти в это единение.
Но как это возможно? Адаму, согрешившему, Господь дал кожаные ризы – нашу дебелую, непроницаемую плоть, ставшую завесой между двумя мирами. Эта плоть дана не только нам, но и всему творению, которое ради нас Богом создано. Весь зримый мир, который мы любим и ценим, который по праву мы называем прекрасным, стал непроницаемой завесой между нами и Богом. И даже Христос в Евангельской притче о богаче и Лазаре, на вопрос богача отчаявшегося и понимающего, что надо предупредить своих братьев о скорой страшной кончине, говорит, что невозможно перейти никому ни туда (в вечный мир), ни обратно. Проспать эта бездонная и бесконечно широкая.
Как тогда человеку перейти границу этого мира, устранить средостение между собой и Богом? Будущий святитель углубляется в молитву, при которой он полностью отсекает все движения души, все чувства, он старается погрузиться в такое состояние, при котором никто и ничто между ним и Богом стать не может. Для того, чтобы сделать это состояние абсолютным и возможным, он погружается в глубокую пещеру и молится без пищи, воды, свежего воздуха. В тех условиях, при которых, казалось бы, человек обречен на верную смерть, он остается в тишине своего сердца; и путем долгого подвига, он стенает, вопиет к Богу, пробивается сквозь завесу этого мира. И в какой-то момент ему открывается Нетварный Свет Божества.
Этот Свет настолько умиротворяющий, настолько утешительный, настолько наполняет сердце любовью, что человек способен в нем раствориться всем естеством целиком.
Господь призывает нас различать духов; Христос говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7-20). И святитель Григорий вкушает сладчайший плод единения с Богом. Молитва является инструментом, который отверзает двери к Богу. Молитва святого настолько высока, что она охватывает ум человеческий и не опускается на глубину, где начинается наша чувственность от плоти – мятежной и метущейся, грешной и строптивой, поджигающей душу, которая начинает метаться, отвлекаться, мучаться, ведь душа не может отречься от себя. И вот, молитва, которая поднимается на уровень ума, а ум, согласно православной трихотомии, в человеке – это и есть вместилище духа бессмертного. То есть святитель Григорий достигает такого состояния, когда молится исключительно бессмертным духом – самой неповрежденной частью своего человеческого естества. Святые отцы умом в широком смысле называют сердце, потому что в нем храниться сердцевина человеческой личности. И вот эта сердечная, умная молитва разверзает врата этого мира и дает возможность соединиться с Богом.
Святитель Григорий был первопроходцем – через него мы узнали, что Бог может приблизиться к человеку не только так, как Он приближался во время Своего явления во плоти, смирив себя, для того, чтобы могли подойти к Нему и стать Его учениками, а именно в таком виде в каком Он есть, а Бог – есть Дух. И этот Дух величественный, всесильный при приближении человека, не лишает его жизни.
Ветхозаветный пророк Моисей готовился к встрече с Богом особо, но не смог посмотреть на Него. Святитель Григорий Палама приблизился к Богу и стал облагодатствован, от соприкосновения с божественной его человеческая природа изменилась. Он проторил тропинку для тех, кто захочет пройти этим путем.
В это же время на западе Калабрийский монах Варлаам, изучая молитвенный опыт отцов восточной Церкви, частым гостем является в Константинополе, узнаёт, что на Афоне есть такая школа и приезжает туда. Он ученый, богослов, схоластик пытается объяснить это рационально и вступает в спор со святителем Григорием. И это становится диалогом слепого со зрячим.
Человек с материалистическими подходами, пытающийся познать тайну молитвы и Нетварного Света, силится объяснить, что Господь сотворил этот Свет в ответ и утешение усердно молящемуся монаху. А святитель Григорий объясняет, что это Свет – Нетварный, этот Свет – Сама Природа Божества, Он неотделим от Бога, этот Свет – Сам Бог. И оказываясь в сиянии этого Света, мы оказываемся в объятиях Самого Бога, любящего Отца.
Эти споры стали достоянием истории. А правоту святителя Григория доказывает сама наша Церковь. С XIII века прошло немало времени, а Православная Церковь в лице своих лучших представителей показывает, что человек стремится к Богу и получает от Него награду в виде встречи. Если бы человек не получал награды, не возникало бы на нашей земле монастырей, подвижников, аскетов, великих преподобных, как звезды сияющих на общемировом небосклоне святости. А Западная Церковь на протяжении минувших столетий продолжает изучать молитвенный и подвижнических опыт наших великих святых. В библиотеке римских понтификов все полки уставлены православной аскетикой и житиями наших святых.
Молитвами святителя Григория и всех наших святых, аминь!
31 марта 2024 г.