Нести свой спасительный крест
Братья и сестры! Продолжается Крестопоклонная неделя, и сегодня на Пассии вместо привычной голгофы в центр храма вознесен Честной Животворящий Крест, и все наше внимание сосредоточено на Крестном пути Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.
В чем же крестный путь обычного христианина, немощного, слабого, страстного и грешного? Христос, в отличие от нас, не испытывал страстей, не боролся с ними, не было такой нужды у Него, хотя Его человеческая природа обладала свободой, и он, как Бог, Сам в Себе вопрошал человека. Мы помним, как во время Гефсиманского моления Христос роняет на землю капли кровавого пота. Казалось бы, ничего подобного мы в жизни не встречали. Но подтверждение этому явлению есть. Женщина, приводя в мир ребенка, испытывает такие физические муки, что после родов от невероятного напряжения лопаются мелкие сосуды и тело покрывается сеткой капилляров. Бывают даже такие патологии, когда внешний слой кожи не выдерживает и кровь просачивается наружу и стекает струйками.
Христос перед лицом смерти содрогается так, что по его телу стекаются кровавые капли.
Поднять глаза на Христа
Вокруг страданий Христа было очень много различных мнений и манипуляций. Во все века бытия на земле Церкви не утихают споры, в каком виде и каким образом Христос воплощается на земле, как Он принимает нашу плоть? Неужели эта плоть точно такая же, как у нас с вами, и никаких в ней нет исключений, изменений? Неужели Господь, Всемогущий, Неограниченный Бог, позволил Себе втиснуться в нашу ограниченную, смертную, грешную плоть, эти кожаные ризы Адама? В первые века христианства эта мысль многих соблазняла и отталкивала. В Церковь пришло много язычников, возник гностицизм, и те, кто раньше считал тело темницей души, чем-то второстепенным и позорным, полагали, что Христос погнушался бы тела человеческого, поэтому Он просто принял на Себя образ человека, а настоящей человеческой природы в Нём нет. И страдания Он, как Всемогущий Бог, нам просто показывает, не страдая Сам. С одной стороны, эта мысль была продиктована благочестием, возвышенным и осторожным отношением ко Христу как к Богу. Но в то же время, кто эту мысль допустил, сердцу своему не позволил поднять глаза на Христа Распятого. Эта коварная, соблазнительная мысль отдалить себя от Бога служит только одному: если Ты, Господи, испытываешь только призрачные страдания и не страдаешь истинно, так как страдают люди, тогда нет и спасения. Для того, чтобы исцелить нашу природу, в которой есть дух, душа и тело, нужно всё это принять на Себя и соединить со Своей Божественной природой. Святитель Василий Великий в одном из своих трудов сказал об этом так: «То, что не было бы воспринято Господом из нашей человеческой природы, не было бы и исцелено». И получается, что в этом ложном учении скрыта ловушка: если Христос призрачен как человек, значит, он и не страдал по-настоящему. Значит, Он не может каждому сказать: «Возьми крест свой и следуй за Мной». Потому что в ответ Ему скажут: «Господи, Ты не знаешь, как страдает человек. Ты, Великий и Всемогущий Бог, Тебе легко говорить, а Ты попробуй так, как мы. Роди в муках детей, болей, знай, что умрёшь и все твои труды пойдут прахом. И не понятно, для кого ты живёшь, не понятно, кем станут твои дети и как они будут влачить свой путь по земле. Ты не знаешь всего этого, Господи! Как же Ты можешь просить нас, чтобы мы страдали?
Христос такой, как все мы
Но само Евангелие разоблачает эту ложную мысль. Читая Евангелие, мы видим Христа не только всемогущим Богом, который воскрешает сына вдовицы, укрощает бурю на Галилейском море, кормит пять тысяч людей пятью хлебам и двумя рыбками, лечит прокаженных, согбенных, кровоточивых, бесов изгоняет легионами. Но, оказывается, этот Всемогущий Христос ещё и такой же немощный , хрупкий человек, как все мы с вами. Мы видим, как Он устал от пути, как уснул от усталости на корме корабля, как молится в Гефсиманском саду до кровавого пота, как боится смерти, как содрогается от её приближения. Христос вопрошает: «Отче Мой! Если возможно, да минует меня чаша сея». (Мф.26, 39). И, как сказано, явился Ангел и укрепил Его. Господь не заставляет Христа склониться под волей Божией, Он даёт свободу Его человеческой воле бороться, принять и свободно пойти на жертвоприношение Самого Себя ради людей.
Чтобы остановить на земле грех
И вот тысячи лет Евангелие обличает ересь, разоблачает псевдо благочестивые мысли о Христе и показывает нам одно: такова любовь к нам Христа, что Он , преодолевая страх, смерть, соглашается даже с тем, что должен вкусить смерть, которую Сам же создал для того, чтобы грех на земле остановить.
Ведь смерть есть ни что иное, как последняя черта для греха.
Бог не хотел, чтобы наша жизнь обрывалась, но мы начали грешить, начали деградировать в своих грехах, уподобляться бесам. И Господь положил предел этому процессу, не дал нам грешить бесконечно. Смерть обрывает возможность окончательного превращения человека в беса. И вот Господь, Который создал смерть, как санитарный барьер, Сам за него заходит. Вкушает смерть, к которой абсолютно непричастен. Он проводит Свою Божественную природу через врата смерти, и смерть гибнет, исчезает.
Сегодня, когда мы читаем Евангелие о том, как Христос, преодолевая страдания, возносится на Крест и умирает, каждый из нас осознаёт свою немощь. Возвращаясь каждый раз к Страданиям Христовым, будем проверять себя: как я чувствовал себя на Пассии в прошлом году, какие мысли появились в этом, что нового я для себя открыл, что мне надо срочно в себе исправить.
Попросим у Христа, страдающего за нас, чтобы Его кровь, Его Крестные страдания отрезвили нас, стали для всех нас лекарством. Желаю нам, взирая на Распятого Христа, с любовью и терпением нести свой крест, крест своей жизни, спасительный крест. Аминь!
9 апреля 2024 г.