История одного храма
Она, как водится, тесно связана с трудами своего настоятеля. Именно он знает все тонкости, касающиеся строительства, благоустройства и развития прихода, помнит, как все начиналось и через какие трудности пришлось пройти. История храма во имя пророка Божия Илии г. Покровска (Энгельса) непроста и очень интересна.
Вне Церкви
На сегодняшний день дела прихода Свято-Ильинского храма ведет его бессменный настоятель протоиерей Виктор Лузган, по совместительству руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Покровской епархии. Как батюшка оказался в кафедральном городе Покровской епархии, да и собственно в сане священнослужителя — отдельный рассказ.
Родители, Николай Исаакович и Нина Викторовна, работали в Приморском крае, там же познакомились, там же у них родился сын Виктор. Когда мальчику исполнилось четыре года, семья перебралась в Красноярский край. Здесь Виктор рос, учился, окончил школу, мечтал стать учителем математики. Но в старших классах после знакомства с районным военкомом Виктор захотел служить Родине.
Окончив школу, юноша подал документы в военно-морское инженерное училище во Владивостоке (Тихоокеанский военно-морской институт им. С. О. Макарова), потому как считал, что там сохраняются «семейные традиции». У Николая Исааковича — десять братьев, и большинство их сыновей посвятили жизнь Российскому флоту. Но у Виктора с морем не сложилось. Вместо этого он по совету дяди рискнул поступать в Ленинградский военный инженерный Краснознаменный институт им. А. Ф. Можайского (ныне Военно-космическая академия в Санкт-Петербурге), где готовят специалистов для космических войск и ракетных войск стратегического назначения и куда попадают только по приглашению, то есть разнарядке. Тем не менее Виктора приняли, и он выбрал специальность, позволяющую видеть результаты своего дела еще при жизни. В общем, решил строить космодромы и ракетные старты.
В 1980 году выпускник по распределению снова попал на Дальний Восток, а потом в Энгельс, где служил на разных должностях, но его основным занятием оставалось строительство. К 28 годам Виктор добился всех земных благ: в семье хорошо налажен быт, растут трое детей, на работе — большое количество проектов, заработок, звание, уважение коллег и начальства.
Было все, кроме одного. Примерный семьянин и профессионал своего дела был неверующим. Крещение принял спустя несколько лет в храме в честь Воскресения Христова в Сокольниках. На вопрос: «Что подтолкнуло к этому событию?» — батюшка отвечает: поиск истинного смысла жизни.
Идти, куда направят
«Крещение в зрелом возрасте переворачивает жизнь», — говорит отец Виктор. Следующим шагом стало воцерковление: горячая вера, постоянная молитва и дома, и в храме, строгое соблюдение постов, желание привести всех, кто тебе дорог, ко Христу. «Каждый отпуск я проводил в Дивеево, брал с собой детей, выполнял разные послушания», — продолжает батюшка, считая, что благодаря поездкам он сумел приобщить сыновей и дочку к церковной жизни, Таинствам Исповеди и Причастия.
Нового прихожанина в Свято-Троицком храме г. Покровска (Энгельса) заметили. Настоятель священник Георгий Калабин предложил научиться читать по-церковнославянски, но на практике выяснилось, что кандидат в чтецы уже отлично владеет всеми навыками. Позже по благословению того же настоятеля Виктор стал вести занятия в воскресной школе: «Я изучил Закон Божий, перечитал жития святых и подвижников благочестия. Считал, этого недостаточно, но мне сказали брать программу, учиться самому и учить других».
Храм стал занимать в жизни Виктора больше и больше места. Пришлось выбирать между Церковью и миром. За советом чтец и педагог отправился в Дивеево, к батюшке Серафиму. Вернувшись домой, Виктор ушел из армии на клирос. Читал и алтарничал, в том числе и в Духосошественском соборе г. Саратова, хотел поступить на заочный сектор обучения в Саратовскую православную духовную семинарию, чтобы систематизировать знания. Но архиепископ Саратовский и Вольский Александр благословил учиться на дневном отделении, а затем рукоположил. Первый и второй курс семинарии воспитанник окончил экстерном, сорокоуст проходил в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Каждый день — служба и учеба. По словам батюшки, как в раю.
Возвращение настоятелем
За время стремительных перемен у отца Виктора появилась идея: принести веру в Летный городок — район г. Энгельса, где он жил и когда-то работал. В 2003 году батюшка встретился с местными жителями, военными, которых хорошо знал, обсудил вопросы на счет открытия прихода, занятий со школьниками, нашел просторное помещение под храм, воскресную школу и трапезную, составил проект, расклеил объявления, дал рекламу по телевидению. И стал готовиться к выступлению, на которое, по скромным подсчетам, должно было прийти человек двести. В итоге пришли семнадцать, половина — не из Летки.
Успех делу не особо сопутствовал. Военное руководство передумало помогать или хотя бы не препятствовать. Решили, что храм здесь построить невозможно, да и не нужно. Только Владыка Лонгин и сам батюшка так не считали. Отец Виктор верил: будет и храм, и приход, а архиерей только подбадривал: раз уж священник верит, то все обязательно получится.
Как вспоминает настоятель, на каждой Литургии он стал молиться об упокоении погибших летчиков Дальней авиации, и подвижки в вопросах строительства не сразу, но начались. Более того, храм возведен неподалеку от стелы, увековечившей имена этих военнослужащих. Батюшка обрел поддержку у знакомых, нашлась квартира под храм, где отец Виктор сделал ремонт, оборудовал алтарь, лавку и объединил комнаты так, что на молитву могли прийти около ста человек.
22 февраля 2004 года на месте будущего храма был установлен крест. Его освятил Владыка Лонгин, оказавший материальную поддержку и участвовавший в закладке капсулы, установке колоколов, куполов, наконец, освящении самого храма. Но до этого еще далеко. Батюшке нужно было собирать людей, искать средства, возрождать церковную жизнь и бороться с непониманием и даже враждебным отношением.
На строительство храма ушло три года. Работы по разным причинам то и дело останавливались, а священник хотел вести их непрерывно. В день — хотя бы один кирпич. Верующие помогали, чем могли, но главное — молились.
Ежегодно в день памяти пророка Илии отец Виктор с прихожанами совершал крестный ход до строительной площадки. Жители в лучшем случае отворачивались. В квартире для служб били стекла. Много чего неприятного было. И, к сожалению, есть. Но батюшка не обращает внимания. Позже окружающие все-таки почувствовали благодать: жители стали приветливее, а военное руководство теперь ратует за возведение в гарнизонах храмов и часовен.
«Я не представлял, как буду служить. Зато знал, что при хиротонии Господь дает дары, возможности, которых прежде не было. Строить храм тяжело. Я в этот процесс вложил 80% своей жизненной энергии», — рассуждает настоятель. В его понимании, трудности — от слова «труд», благодаря которому многое можно преодолеть. Если своих сил не хватает, нужно не опускать руки, а положиться на Бога, тогда и помощь, и чудеса обеспечены.
После открытия храма отец Виктор принялся строить воскресную школу «Милоть», потому как приход разрастался и насчитывал 130 человек, а занятия, которые батюшка и его помощники вели в храме, привлекали новых детей — будущее прихода и всей Церкви. Что ж, так и есть: в прошлом году «Милоть» — лучшая в епархии — насчитывала 117 учеников.
Прочие заботы
Более десяти лет отец Виктор окормляет Энгельсский дом-интернат для престарелых и инвалидов. В учреждении есть большая комната с иконостасом, где батюшка совершает богослужения и Таинства, общается с верующими. Это домовый храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона. И здесь настоятель тоже затеял построить храм.
Еще один приход — во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана — находится в здании больницы скорой медицинской помощи. Уже есть проект, планы по развитию церковной жизни, в основе которых — хорошие отношения как с сотрудниками, так и с пациентами. Участка пока нет. Но нет и сомнения, что храм появится, потому что, как говорит батюшка, ковчег с мощами святых уже на этой земле. С такой же уверенностью отец Виктор говорит и о строительстве мемориального храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в районе Дворца культуры «Дружба».
Дальше батюшка собирается проводить совместные мероприятия с сотрудниками детских садов и школ, приглашать детей на занятия в «Милоть», работать с офицерским составом — продолжать традицию совершать на плацу еженедельные молебны, благословлять перед полетами и учениями, освящать технику, ведь это сближает людей, дает возможность пообщаться и помолиться.
Ильинцы
Об этих людях скажем отдельно. Летный городок — специфическая территория. Здесь, как говорят, все свои. Поначалу в Свято-Ильинский храм ходили бабушки с дедушками, за ними потянулись военные с супругами и детьми. Прихожан отец Виктор считает по числу соборующихся — примерно 240 человек.
Батюшка думает, чтобы все получалось, нужно всегда помнить о Боге, иметь любовь к ближним, стараться объединить людей вокруг Христа, а не вокруг себя. Своим главным достижением он считает коллектив, состоящий из прихожан. Это настоящая семья, еще одна — воспитанники воскресной школы, удивительно единые по духу.
«Храм — центр притяжения. Появляются новые люди и становятся ильинцами, потому что они так себя ощущают. У меня тоже было подобное, я долго ходил в храм, а когда в алтарь зашел, понял, что здесь мой дом и начало новой жизни», — заключает протоиерей Виктор Лузган.
Дарья Хохлова
Фото Алексея Лузгана
24 августа 2015 г.