Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря
Великий пост – дорога к Пасхе, а его шестая седмица – путь в Вифанию. Туда, где заболеет, умрет и пролежит несколько дней во гробе Лазарь. Где свершится невероятное – царство смерти отпустит по велению Господа Его праведного друга. И где, по сути, начнется путь Христа на Голгофу, ведь этого чуда Ему не смогут простить фарисеи. Богослужебные тексты шестой седмицы делают эту дорогу в Вифанию зримой, почти осязаемой.
Участники Евангельского чуда
«Я бы пошел с ним в разведку», – говорим мы о верных друзьях. Можно сказать, что Христос отправил Своего друга в разведку. Только это был куда более страшный путь. Христос пришел в этот мир, чтобы победить смерть и грех, которые держали в настоящем плену все человечество. Для этого Он – бессмертный и безгрешный – Сам умер и разрушил власть ада. Но прежде праведный Лазарь отправился «путем всей земли» (3 Цар. 2, 2) – умер от тяжкой болезни. А потом Христос воскресил друга, чтобы уверить людей во всеобщем воскресении. Сын Божий послал Лазаря на этот подвиг – испытать ужас смерти, – чтобы прославилось всемогущество Божие.
На протяжении всей шестой седмицы Великого поста мы становимся участниками этого драматического события.
«Се грядет Христос ко граду Виффагии, радуйся Лазарево отечество Вифание, яко тебе покажет чудо велие, Лазаря возставляя из мертвых» (тропарь трипеснца в понедельник шестой седмицы).
Уже с воскресного вечера мы, внимательно вслушиваясь в песнопения, следуем за Христом, который грядет в Вифанию навстречу смерти – ради победы над ней
Но в это же время мы продолжаем свое личное великопостное шествие, цель которого – воспитание души. И в Евангельских событиях, и в притчах Спасителя мы находим примеры для ее воспитания:
«Камень отвалил еси ожесточения Господи, от моего сердца, умерщвленную страстьми воздвигни душу мою Благий, принести Тебе ваиа добродетелей: яко победителю ада, во умилении Владыко сподоби, я́ко да вечный живот улучу, песнословя Твою державу, и благоутробие Твое, едине Человеколюбче» (седален утрени понедельника шестой седмицы).
В отличие от Лазаря, мы сами – своими грехами и страстями – созидаем гроб для своей души. И просим Господа спасти нас, отвалив «камень ожесточения».
История болезни, смерти и печали
Но все же в центре нашего внимания праведный Лазарь – его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. Так потихоньку мы готовимся к дням Страстной седмицы, когда на второй или даже третий план отойдет состояние нашей души, и все мы станем созерцать великие Евангельские события.
В понедельник и вторник шестой седмицы из песнопений мы узнаем: Лазарь тяжело болен, и Христос знает об этом с самого начала смертельной болезни.
«Господи, об ону страну Иордана, плотию проходя, прорекл еси Лазареву болезнь к смерти не быти, но о Твоей Бога нашего славе бывати. слава величию дел Твоих, и вседержительству Твоему: яко низложил еси смерть, за многую милость Человеколюбче» (стихира на Господи воззвах вторника шестой седмицы).
В среду случается страшное и, казалось бы, необратимое – Лазарь умирает, а сестры безутешно рыдают, недоумевая, почему Христос не поспешил на помощь Своему другу, почему не спас его от смерти? Ведь если бы Он был здесь, все случилось бы иначе. Кому из терявших близких не знакомы эти мучительные переживания – «вот если бы тогда…»? Но мы-то знаем, какой радостью и славой Божией обернется это горе.
«Днесь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже Провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея» (седален утрени среды шестой седмицы).
Тело человеческое животворит душа, и как только она уходит, начинается процесс распада, гниения. В Палестине, где климат жаркий, этот процесс еще более стремительный, потому покойных хоронят сразу – в день смерти. О погребении Лазаря также узнаем в среду из церковных песнопений.
В четверг мы в ожидании – скоро Господь придет спасти умершего друга.
«Марфу и Марию вернии подражающе, ко Господу послем Божественная деяния яко молитвы, яко да пришед наш ум воскресит, мертв лежащий люте во гробе лености нечувственный, страха Божественнаго никакоже ощущающий, и действ животных ныне не имущий, зовуще: виждь Господи, и якоже друга Твоего Лазаря древле, Щедре, предстанием воздвигл еси страшным, сице всех оживи, подаяй велию милость» (стихира на Господи воззвах вторника шестой седмицы).
Снова Церковь обращает наше внимание – мертв не только Лазарь, мертв наш ум, убитый леностью, страстями, нерадением. И потому весть о Христе воскрешающем – личная радость для каждого из нас.
Пятница – день Распятия и Крестной Смерти Спасителя, песнопения этого дня всегда устремляют наш ум к подножию Голгофы. Но посмотрите, как тонко на шестой седмице песнотворцы соединяют воспоминания о двух смертях – Христа и Лазаря:
«На Кресте Господи Твоем уснув, преложил еси на сон, Владыко, смерть. Вопил бо еси: друг Лазарь успе, но пойдем возбудити его ныне» (тропарь трипеснца в пятницу шестой седмицы).
Шестую седмицу по праву можно назвать предшественницей Страстной. Как первые капли дождя сообщают нам о приближающемся ливне, так и частная с виду история одного воскрешения (не первого в Евангелии) дарит ощущение приближающейся схватки Христа со смертью.
«Грядущу Ти к Виффагии, топтание Твоих ног, враг ощущаше ад, и ногама Лазаревыма прикасашеся, глаголя: аще восхощет звати Тя Жизнь, не обленися, но изыди: разумех бо мое разрушение вскоре» (тропарь трипеснца в пятницу шестой седмицы).
В течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью – сначала праведного Лазаря, а затем и с Его собственной. Мы не были тогда в Вифании, мы узнали об этом событии из Евангелия. Но с помощью богослужения Церковь делает нас свидетелями этого события, мы начинаем по-настоящему сопереживать Лазарю и видеть, как Христос побеждает смерть.
«Душеполезную совершивше четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. радуйтеся Марфа и Мари́а, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: Егоже чудеси собор Еврейский удивився, с ваием и ветвьми того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. благословен Грядый во имя Господне Царь Израилев» (стихира на Господи воззвах субботы шестой седмицы).
Преддверие воскресного дня
Богослужение субботы, которую принято называть Лазаревой, по своему строю очень напоминало службу воскресного дня, ведь воскрешение праведника предвозвещало и Воскресение Самого Христа, и воскрешение всех людей.
«Господи, глас Твой разруши адово царствие, и слово власти Твоея возстави из гроба четверодневнаго, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное. Вся возможна Тебе Владыко всех Царю, даруй рабом твоим очищение, и велию милость» (стихира на Господи воззвах субботы шестой седмицы).
Вот только царские врата открывают на очень краткий срок, словно напоминая – лишь один человек вышел пока из гроба, еще не настало время победы над смертью для всех.
На иконе мы видим сам момент воскрешения праведника. А из Евангелия узнаем о том, как успокоил Христос словами: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25–26) плачущую Марфу, а вместе с ней и всех нас. Как возмутился Он духом при виде неискренних и лицемерных фарисеев, зная, что чудо не пойдет на пользу их душам. Как прослезился Спаситель, сочувствуя и глубокому горю любящих сестер, и смертному ужасу, который пришлось испытать их брату. И как повелел сделать странное, невозможное – отвалить камень от пещеры, в которой был погребен покойник. «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11, 39), – робко возразила Марфа. Смердит – это не просто плохо пахнет, это жуткий запах тления, и потому люди, стоящие около пещеры, закрывают носы.
И тем более потрясает чудо, которое Спаситель творит после молитвы Своему Небесному Отцу. Лазарь, в смерти которого не могло быть никаких сомнений, повинуется громкому голосу Творца и Повелителя мира: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). Здесь мы удивляемся сразу двум чудесам: самому воскрешению мертвого человека и тому, что связанный по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь сам смог выйти из пещеры, после чего Господь повелел развязать его. Этот образ очень понятен тем людям, которые приходят к Богу в зрелом возрасте. Бывает, что плохие наклонности связывают душу, подобно погребальным пеленам Лазаря, но человек уже начинает свой удивительный путь к Господу, воскресившему его. И только потом он будет освобожден от этих пут.
Но как ни велико было чудо воскрешения, оно не смогло изменить тех, кто уже возненавидел Бога. Вместо того, чтобы прославить Его всемогущество, первосвященники и фарисеи решают убить Христа. А также «и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 10–11). И вновь Церковь в своем богослужении зовет нас в путь – только теперь в Иерусалим, в Гефсиманию, на Голгофу, ко Гробу Спасителя, который станет источником нашего воскресения.
***
А что же стало с Лазарем, вернувшимся из царства смерти? После того, как воскрес Христос, праведник вместе с сестрами был вынужден покинуть родину и отправиться на остров Кипр. Впоследствии апостолы Павел и Варнава рукоположили его в сан епископа Китии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). Он стал просветителем и добрым пастырем многочисленной христианской общины.
30 лет прожил праведный Лазарь после своего воскрешения. Церковное предание говорит о том, что до конца своих дней он строго постился и никогда не улыбался, так как прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Нетленные мощи святого Лазаря были обретены в Китии в мраморном ковчеге с надписью: «Лазарь четверодневный, друг Христов».
24 апреля 2024 г.