Ближе и роднее всех
О том, какими должны быть отношения в семье, в частности между родителями и детьми, подробно говорится еще в Ветхом Завете. Что изменилось с тех пор, кто для нас родители, почитаем ли мы их по-настоящему, являемся ли достойными детьми? Ответы можно найти и самостоятельно, а можно познакомиться с рассуждениями благочинного Краснокутского округа протоиерея Александра Писларя.
— Отец Александр, Священное Писание изобилует примерами того, как должны относиться друг к другу родители и дети. Расскажите о библейском взгляде на вопрос отцов и детей.
— Истинную природу отношений родителей и детей можно понять только в контексте общесемейных отношений. Природу семьи как союза, созданного Богом, лучше всего объясняет Сам Творец в Священном Писании. Пример панорамного обзора семейной жизни дает книга Псалтири, а именно: 126-й и 127-й псалмы. На их примере можно выделить три стадии развития семейной жизни, которые описывает праведный царь Давид Псалмопевец. В соответствии с этими стадиями просматривается и постепенное изменение отношений между родителями и детьми.
Первая стадия — начало семейной жизни. В этот период люди, движимые чувством любви, создают брачный союз, в котором пока нет детей, но уже начинают закладываться основы будущей полной семейной жизни: супруги учатся жить так, чтобы в центре их союза был Христос. Все это происходит на фоне личных супружеских отношений и бытовых забот, ведь муж и жена только устраивают свой домашний очаг. В повседневности мы видим, что нередко супруги начинают семейную жизнь с нуля: у них нет своего жилья, имущества, которое будет необходимо в дальнейшем. И важно (в Псалтири об этом тоже говорится) избежать роковой ошибки — полностью вовлечься в созидание материальных благ, забыв, что есть более важные вещи. Если этот период благополучно был пройден, и Господь даровал чад, наступает вторая стадия.
Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые (Пс. 126, 3–4). Царь Давид называет детей наследием и наградой от Бога. Это очень важные понятия, указывающие, что дети, во-первых, являются не нашей собственностью, а собственностью Бога, за которую мы дадим ответ. Во-вторых, дети — награда, дар, милость Божия, проявленная к супругам, без нее невозможна полноценная жизнь.
Сравнение детей со стрелами тоже имеет глубокий смысл. Здесь следует вспомнить строки: Наставь юношу при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состарится (Притч. 22, 6). Автор также уподобляет юношу стреле, которая достигнет цели и никуда не уклонится, если ей сразу задать верное направление. Интересно, что еврейское слово, переведенное на русский язык как «наставь», в оригинале имеет два значения. Первое связано с частью тела — нёбом, и отсылает к обузданию дикого коня, на которого надевают удила. Второе — с кормлением младенца. В древности существовал обычай давать ребенку в уста каплю финикового сока перед тем, как мать будет кормить его своим молоком. Считалось, что таким образом младенец готовится к кормлению материнским молоком. То есть слово «наставь» означает обуздание и, скажем так, воспитание в ребенке жажды к пище, в нашем случае, духовной.
Человеческая природа, имеющая греховное повреждение, нуждается в обуздании. И родители употребляют свою власть по отношению к детям, чтобы искоренить дурные наклонности и пороки. То есть пытаются обуздать страсти. Но мало держать ребенка под контролем, воспитывать в нем уважение и почтение, останавливать перед необдуманными поступками, нужно открыть ему то, что станет смыслом его жизни, воспитать жажду этого истинного смысла. Этого можно добиться не через запреты и строгость, а через пример истинной духовной жизни, которую ребенок должен увидеть в семье.
Третья стадия — оставление семьи взрослыми детьми. В Евангелии сказано: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19, 5). Эти слова указывают на разрыв отношений, но это не значит, что дети полностью забывают и отделяются от родителей. Они теряют прежние эмоциональные связи и зависимость от материальной поддержки семьи: родители не должны больше кормить и содержать своих чад. Тесные отношения с матерью и отцом сохраняются, но приобретают иной характер. Родители должны быть благоразумны и понимать, что они уже не могут употреблять свою власть, потому как взрослые дети уже сами за себя отвечают и готовы к созданию собственной семьи.
Однако родители всегда могут помочь мудрым советом, молитвой, участием, не нарушающим свободу чад. Дети, в свою очередь, должны быть благодарны им и помнить, что родители — самые близкие и родные люди, воспитавшие и вскормившие, нуждающиеся в помощи, которую дети обязаны оказать.
— Почему Бог хочет, чтобы мы почитали родителей?
— Дети, видя со стороны родителей любовь и внимание, вырастают с осознанием необходимости послушания, что становится неким каркасом всего мировосприятия. Послушание выражается в том, что ребенок старается следовать тому, что говорят родители, а значит, он доверяет им.
Входя во взрослую жизнь, человек должен понимать, что мир устроен иерархично, что есть власть светская и духовная, которой подчиняются. Это свободное и осознанное подчинение, понимание, что эта власть несет благо, начинается именно с построения отношений в семье. Ребенок, не знающий законов жизни, не имеющий опыта, с доверием и послушанием относится к родителям — тем, кто старше, сильнее и опытнее его. Мама поддерживает малыша, когда тот делает первые шаги, и он чувствует, что мама — надежный защитник. Затем ребенок начинает исследовать окружающий мир и получает от родителей разные предостережения, но не слушает и в итоге на собственном опыте убеждается в правоте взрослых.
Естественно, что доверие, любовь и уверенность в том, что родители его оберегают, только крепнут. Вообще, ребенок часто в период получения знаний о самых простых вещах прекословит и не подчиняется воле взрослых. Это нормальный процесс становления личности, способной в будущем принимать решения самостоятельно. Конечно, семья должна помочь понять ребенку, что есть правильный выбор, объяснить, что общество и мир имеют иерархию, вершиной которой является Творец. И получается, что через воспитание в семье у ребенка формируется определенное отношение к Богу.
— А что значит почитать родителей? В чем это должно выражаться?
— Слово «почитание» можно понимать по-разному. Например, как признание ребенком жизненного опыта, силы, знаний и способностей, собственно и вызывающих почитание. Или как уважение к тому, кто тебя любит и кому ты должен отвечать тем же, а не просто признавать авторитет и силу этого человека. Кончено, это идеальные отношения детей и родителей.
Но зачастую бывает, что родители апеллируют к своей власти и пытаются подавить авторитетом детей, стараясь при любом удобном случае показать, что они всегда правы и настоят на своем. Это соответствует естественным законам жизни, но здесь кроется некоторая опасность. Мудрые родители не должны злоупотреблять полномочиями, вместо этого им следует очень аккуратно позволять детям проявлять свободу. Конечно, в определенных рамках, не давая этой свободе принять опасную для ребенка форму. Это очень важно, потому что в дальнейшем ему нужно будет принять факт, что жизнь определена Богом, но при этом человеку Богом дана и свобода выбора.
— В Ветхом Завете мы найдем множество заповедей, где говорится, что за почитание родителей наградой станет долгая земная жизнь. Она считалась настолько ценной?
— Нужно помнить, что эти заповеди даны человечеству в ветхозаветное время, когда все, что связано с понятием «благо», воспринималось через призму земной жизни. И поэтому Господь обещает людям награду — долголетие и процветание уже на земле.
В жизни мы видим, что наши дети, вырастая, относятся к нам так, как мы относились к нашим родителям. И если мы относились к своим родителям должным образом, такое же отношение мы увидим от своих детей. Разве это не благо? Разве это не продлит наши дни? Не секрет, что жизнь родителей сокращают переживания из-за того, что не всегда дети оказывают им внимание, уважение, любовь и поддержку. Но если они были добры к своим родителям и хорошо воспитали своих детей, то, я думаю, они обретут долголетие, радостную и спокойную старость.
— Почему непочитание родителей причисляют к тяжким грехам?
— Вспомним, что молитва Господня начинается со слов «Отче наш». Даром жизни мы обязаны и родителям, и Богу. Мы обращаемся к Богу как к Отцу. И если вернуться к разговору об иерархичности жизни, о том, что наше отношение к родителям напрямую связано с отношением к Богу, можно понять: человек, не почитающий земного родителя, никогда не сможет почитать и своего Творца. А что может быть более тяжким грехом, чем отрицание разумным существом, созданным по образу Божию и призванным достигнуть богоподобия, Того, Кто его сотворил? Получается, от непочитания родителей — один шаг до богоборчества.
Даже если мы посмотрим на этот вопрос с общечеловеческой точки зрения, мы увидим, что у развитых народов всегда присутствует почтительное отношение к старшему поколению. Совершенно противоположно отношение к пожилым людям у народов, стоящих на низкой ступени развития. В язычестве, например, родители преклонного возраста не были достойны уважения, считались обузой, от которой нужно скорее избавиться. Поэтому неуважение, непочитание старших — признак варварства, дикости и отсутствия или утраты добрых традиций.
Беседовала Дарья Хохлова
Фото Алексея Лузгана