Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мироносицы среди нас

 

Мироносицы наших дней… «Кто они?» — задумалась я. И словно невидимая ниточка протянулась от тех евангельских жен-мироносиц до наших церковных бабушек в белых платочках, сохранивших веру в годину самых страшных гонений, а от них — к спешащим воскресным утром в храм, уставшим после трудовой недели женщинам, которые, несмотря на загруженность на работе и дома, умудряются жить жизнью прихода, участвовать во всех его делах, а дальше — к молодым многодетным матерям, для которых просто собрать, привести в храм нескольких малышей и отстоять с ними службу — уже подвиг. Их много. Я расскажу о трех прихожанках нашего храма, очень разных и по возрасту, и по образованию, и по жизненному опыту, но объединяет их то, что в жизни каждой на первом месте — Христос, а все остальное — потом.

Валентина

Валентина Сергеевна Мишина — красивая, всегда улыбающаяся молодая женщина, в совершенстве владеющая английским, основатель учебного центра «Айсклаб», заботливая жена и мама четырех детей, ожидающая появление пятого малыша, принявшая ответственное решение не отдавать детей в школу, а обучать их самостоятельно дома. Порой кажется, что Сам Господь взял ее за руку и привел в храм.

Родители Вали в церковь не ходили, и хотя дома хранились иконы, оставшиеся от прабабушки Зиновии, перед ними давно никто не молился. Но, видимо, не оставляют своих молитв о потомках ушедшие на Небо праведники…Так случилось, что поступившая в музыкальную школу Валя не смогла посещать хор, уж очень неудобным было расписание, потому она стала ходить в ансамбль «Карусель», которым руководила Маргарита Эвриковна Волгушева, бывший, как потом выяснилось, регент Покровского храма. Напрямую она не говорила с детьми о вере, но вместе с джазовыми композициями и песнями на различных языках в репертуаре хора были «Отче наш» и «Достойно есть». Во время гастролей в Москве все обязательно ходили в Храм Христа Спасителя, в Петербурге — в храм Спаса на Крови.

В школе классным руководителем Вали была Маргарита Евгеньевна Долгова, учитель истории, которая проводила экскурсии по Троицкому храму. Все эти события, знания собирались по зернышку, копились в душе Вали. Но в храм ее привела беда…

Переживая за тяжело заболевшего дядю, Валентина обратилась к экстрасенсу. Через неделю дядя умер, а она почувствовала, что совершила грех, и была близка к отчаянию. Мама, видя состояние дочери, отправила ее к своей подруге Марине — церковной певчей, которая помогла подготовиться к первой исповеди и Причастию, привела в Покровский храм, где ее увидела Марина Эриковна, регент хора, и пригласила на клирос. Так Валентина начала петь и полтора года была певчей в Покровском храме, не пропуская ни одной службы, ни одной спевки. Жизнь стала быстро меняться. Валя вышла замуж, обвенчалась с мужем, забеременела. Пела на клиросе почти до рождения своего первенца. А когда переехала в другую квартиру, стала ходить с мужем и сыном в Троицкий храм, он был недалеко от дома. Во время торжественного вручения свидетельства о рождении Феди Мишины познакомились с приглашенными в качестве гостей отцом Виктором и матушкой Александрой Тихоновыми, общение с которыми стало очередным этапом воцерковления.

Вторая беременность стала тяжелым испытанием, но помогла Валентине укрепиться в вере. Врачи настаивали на прерывании, уверяя, что есть только один шанс из тысячи, что она сможет доносить ребенка, но в этом случае он точно будет больным. Валя причащалась каждое воскресенье и ежедневно читала акафист Божьей Матери. В 2015 году, вопреки прогнозам врачей, родился совершенно здоровый малыш — Паша.

Каждое воскресенье Мишины начинают с храма, и ни одно утро не проходит без совместной молитвы. Все дети, даже 4-летняя Анечка, имеют свои домашние обязанности, которые они называют добрыми делами. Ежедневно, перед завтраком, каждый должен сделать свое доброе дело.

Совсем скоро в семье родится пятый малыш, а в нашем храме на одну юную прихожанку станет больше. Как же не назвать мироносицей эту многодетную мать, которая всех своих детей воспитывает в православной вере и любви к Церкви, а в основе воспитания лежат труд и молитва.

Татьяна

Без Татьяны Юрьевны Запорожец, прихожанки Свято-Троицкого храма, невозможно представить нашу приходскую жизнь. Она готова прийти на помощь каждому, поддержать и словом, и делом. Меня всегда удивляло ее спокойствие в самых трудных жизненных ситуациях, ее твердая вера в Бога и абсолютное доверие Ему.

В роду у Татьяны много молитвенников. Прадед был дьяконом в Покровском соборе, разрушенном в 30-е годы, а прабабушка Евдокия Калугина, родившая 11 детей и сумевшая в годы гонений всех воспитать верующими людьми, сподобилась явления преподобного Серафима Саровского, который возвестил ей о скорой кончине, что и случилась ровно через месяц, 22 декабря 1960 года. Одной из ее дочерей, Лидии, в пятилетнем возрасте приснился Страшный суд. Потрясение было таким сильным, что девочка надолго онемела, а потом решила посвятить свою жизнь Богу. Повзрослев, Лидия стала духовной дочерью митрополита Мануила (Лемешева), а после его отъезда из Оренбурга духовником Лиды стал владыка Иоанн (Снычев), который совершил ее тайный иноческий постриг. Так тетя Лида стала инокиней Ларисой.

Отец Татьяны Юрий Павлович был настоящим коммунистом, начальником цеха на заводе «Сигнал» и даже проводил занятия по научному атеизму, но, благодаря маме, Лидии Алексеевне, в доме всегда были иконы, на Пасху обязательно красили яйца, пекли куличи и один раз в год, перед началом учебного года, причащались.

В 19 лет Татьяна вышла замуж за военного. Когда родился сын, мужу дали назначение в Заполярье. Ехать на Север с малышом было страшно, и Таня была рада, что митрополит Иоанн, по просьбе бабы Лиды, пригласил ее в Самару для беседы. После разговора владыка подарил Тане Евангелие, две иконы, благословил ехать с мужем, а на прощанье сказал: «Пиши мне». Татьяна знала, что владыка очень занят. «Он помолится, ты это почувствуешь, а ответа не жди», — наставляла баба Лида. Но владыка ответил, а в одном из писем написал: «Твой духовный отец митрополит Иоанн». Эти письма Татьяна хранит до сих пор. Вернувшись из Заполярья, она стала ходить в Покровский храм, который тогда был единственным в Энгельсе, а в 1991 году стала прихожанкой открывшегося Свято-Троицкого собора. Вскоре заболел онкологией отец. Болезнь изменила его. Он стал ходить на службы, причащаться, обвенчался с женой, помогал храму и сподобился христианской кончины, отошел ко Господу на третий день после причастия.

Татьяна Юрьевна работает на заводе «Сигнал», при огромной загруженности умудряется не только бывать на всех воскресных и праздничных службах, но и участвовать во всех приходских делах. Дочь Анастасия и даже внуки, Ваня и Серафима, не остаются в стороне. Недавно Настя организовала покраску лавочек у храма, и теперь они сияют, как новые. Слава Богу, что цепочка наших мироносиц не прерывается!

Антонина

Антонина Николаевна Гавришова — одна из старейших прихожанок нашего храма, человек необычайной доброты. Про таких бабушек говорят, что им только дедушка не внук. Родилась Антонина с пороком сердца, и ее мама, Мария Федоровна Курочкина, ночи напролет проводила в молитве. Молилась о дочери и о других болящих. Многие по ее молитвам выздоравливали, поэтому к ним постоянно шли люди. Сама Антонина с 16 лет вместе с мамой пела на клиросе в Покровском храме, регентом которого был будущий протоиерей Василий Стрелков. Духовником Антонины стал отец Георгий Лысенко. После замужества пришлось оставить клирос, а в храм ходить редко, тайком — муж запрещал. Но душа так сильно тосковала, что Антонина снова стала постоянно ходить в церковь, невзирая ни на что. Муж сильно пил, скорби приходили одна за другой. Смерть новорожденной дочки, преждевременные роды и долгое выхаживание второй, цирроз печени у мужа, три года ухода за ним, с постоянной молитвой о даровании ему христианской кончины. И чудо случилось: перед смертью муж исповедовался и причастился. Потом Антонина много лет ухаживала за лежачей свекровью, при этом ездила в тюремный храм, пела на клиросе. И все время молилась. Сейчас, несмотря на больные ноги и давление, Антонина Николаевна по-прежнему старается быть на каждой воскресной службе. Глядя на эту улыбающуюся женщину и ее подруг, невольно думаешь: вот это и есть золотой фонд нашей Церкви, наши жены-мироносицы. 

Елена Каплун
Поделиться в: