Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Душу мою, воздвигни, Господи!

Проповедь священника Аркадия Махсумова в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном.

 - Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышим евангельскую историю о расслабленном, и вся неделя так и называется – неделя о расслабленном.  Православные шутят, что это всеобщий день наших именин, потому что все мы в той или иной степени расслабленные. В эту неделю в храме поется: «Душу мою, Господи, расслабленную всякими грехами и неправедными делами, воздвигни Божественною Твоею силою, как некогда ты воздвиг расслабленного».

В четвертую неделю по Пасхе совершается чудо исцеления Иисусом Христом расслабленного, который находился в парализованном состоянии почти полвека.  Евангелие нам повествует о том, что в Иерусалиме была Овчая купель (нечто вроде бассейна). Ангел Господень сходил по временам в эту купель, возмущал воду и сообщал ей чудодейственную силу, и кто первый входил в воду после возмущения ее Ангелом, как мы понимаем, это была благодать Святого Духа, тот получал исцеление от всякой болезни.  Но это чудо происходило только с одним человеком, и, скорее всего, этого одного выбирал Сам Господь Бог. Эта целебная сила привлекала к воде множество болящих. Среди них и был один человек, который тридцать восемь лет страдал тяжким недугом и не мог сам ни встать, ни пойти. Человек этот отдан Богом на совесть людей, и, видимо, эта совесть очень долго молчит. Люди годами ходят вокруг него, и никто не может взять несчастного и опустить в купель. Почему? Потому что жалко на незнакомого человека тратить свое время. Когда появится Ангел – неизвестно, а ждать – это значит бросить свои дела, свои проблемы и заняться чужими. И не оказалось ни одного человека рядом, кто бы смилостивился над расслабленным. Больных вокруг много, но не все находятся в таком плачевном состоянии, как этот расслабленный. Хотя бы вместе собрались и опустили несчастного в воду, но этого не происходит. Полное человеческое равнодушие, а ведь все они находятся в святом месте. Но сердца их остаются черствыми.

                      «Носить в сердце благодарность – это труд»

А что же расслабленный? А он такой же, как и все остальные люди.  Ему не помогают, к нему относятся с черствостью, и он 38 лет копит в себе обиду. Он не думает о том, что,  исцелившись, побежит делать людям добро, начнет служить Богу. Во время соборования священник читает молитвы, в которых за людей дает обещание служить Господу, и все с радостью соглашаются: «Буду, буду, Господи, только помоги!»  И что?  Почему мы не спешим выполнять свое обещание, как и расслабленный, пролежавший в болезни 38 лет? Потому что в нем горделивое, обидчивое сердце. Только исцелил его Господь, как он уже готов предать Его. А было это в день субботний, и иудеи сказали, что в субботу не дозволено носить постель. Когда его спрашивают, кто исцелил его в субботу, он сразу же отвечает: "Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи" (Ин. 5, 11).  Он только что увидел чудо, его только что исцелили, и он тут же предает Христа.

 Возможно, он, как и Петр, по малодушию предает Христа? Но нет, здесь не малодушие, здесь страшнее, здесь коварная гордыня.  Обидчивый человек - это самый страшный гордец, у него в голове одна мысль: «Я бы так никогда не поступил!»  Этот человек, пролежавший в беспомощном состоянии долгие годы, считает, что он вправе предъявить миру свои обиды, отомстить всем в этом мире. Не только тем, кто его не замечал, кто его презирал, но и Тому, Кто его спас.  Ветхий человек стремиться своего благодетеля как можно дальше от себя удалить. Почему? Потому что не хочется чувствовать себя обязанным. Носить в сердце благодарность – это труд, это тяжелое бремя.   Когда Господь встретил исцеленного в храме, Он говорит ему следующие слова: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). И что делает исцеленный? Он идет и намеренно предает Его саддукеям: «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин.5, 15). Он знал, что они ищут свидетельства против Христа, и он им эти свидетельства даёт. Церковное предание говорит нам о том, что этот исцеленный человек, пролежавший в болезни 38 лет, поступает в первосвященническую стражу и в ночь предательства стал тем, кто первым ударил Христа по щеке.

                                «Выйди за пределы себя!»

Какая страшная картина! Каждый из нас уже получил благодеяние от Бога, получил жизнь. Каждый день Господь творит чудеса, каждый день посылает нам Свою милость, а мы не то, что благодарим Его, мы каждый день Его убиваем своими грехами. И самый страшный грех – это наша гордыня. А гордыня заставляет нас и обижаться, и ненавидеть, и презирать. Людям сладко жить в обиде, человека трудно вытащить из этого состояния, если он считает себя самым несчастным на свете.  Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Выйди за пределы себя, посмотри: мир наполнен болью, страданиями.  Сколько на свете есть людей, чей крест тяжелее твоего в десятки раз. Выйди и посмотри, и перестань себя жалеть».

Обида и саможаление – это то, что не дает служить людям, выходить за пределы себя и видеть боль этого мира. И вот сегодняшнее евангельское чтение обличает каждого из нас. В каждом из нас сидит этот расслабленный, которого Христос спасал тысячу раз, но ни благодарности Богу, ни помощи ближним, ни изменения своей жизни от нас так и нет. Хотя бы просто лучик доброты, хотя бы улыбка. Но нет! Мы стоим в храме, в святом месте, и думаем только о том, чтобы благодать коснулась именно нас, исцелила нас, решила наши проблемы, а люди вокруг только нас раздражают. Один одет не так, другой встал не на своё место, третий шаркает ногами, четвертый толкнул меня локтем. Мы стоим в храме, а голова наша занята осуждением ближних. В точности, как у этих больных вокруг купели.  

Давайте увидим это и хоть немного устыдимся и  испугаемся – как бы нам не вступить в войско, которое возьмет под стражу Христа! Аминь!

 

священник Аркадий Махсумов
Теги: неделя о расслабленном.
Поделиться в: