Несколько слов о церковном этикете
Разговаривающему в храме посылаются скорби.
Преподобный Амвросий Оптинский
Одно из назначений человека на земле — славить и прославлять Бога, своего Небесного Отца. Это прославление наиболее величественно выражается в церковных богослужениях. Апостол Павел называет Церковь «телом Христовым», а также «домом Божиим». Но всегда ли мы, христиане, правильно ведем себя в доме Господнем, понимаем ли, что в храме Сам Бог? Тема нашей беседы с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) иереем Аркадием Махсумовым — церковный этикет, или как правильно вести себя в храме.
— Отец Аркадий, незнание церковного порядка порождает немало проблем. От простых, например, как обратиться к священнослужителю, друг к другу, до более важных. Можно ли сидеть в храме во время службы, выйти из храма во время богослужения, когда лучше прикладываться к иконе и ставить свечи и т. д. Давайте и начнем с простых вопросов. Однажды слышала, как пожилая женщина, прося у Владыки Пахомия благословения, обратилась к нему «батюшка». Возможно ли такое обращение к епископу? Как правильно обращаться к священнослужителям, церковным работникам, самим прихожанам друг к другу? Как поздороваться, если встретишь в храме знакомого?
— Любой человек, находящийся в храме и не знающий элементарных норм церковного этикета, всегда будет чувствовать неудобства. Некоторые люди, незнакомые с церковными правилами, из-за этого незнания боятся даже прийти в храм. Но не стоит смущаться, все познается на практике. Сегодня издается масса литературы, помогающей новичку освоиться в церковной жизни, да и в Интернете можно найти ответ на любой интересующий вопрос.
Если говорить о случае с Владыкой Пахомием, то тут все объяснимо. До недавнего времени он был настоятелем Свято-Троицкого собора в Саратове и собрал вокруг себя многочисленную паству, для которой был батюшкой, и многие так и привыкли к нему обращаться. Сегодня такое обращение, хоть и неверное, свидетельствует о доверии к Владыке, любви к нему прихожан, как к отцу и бывшему настоятелю.
— Как же нужно было правильно обратиться?
— Конечно, «Владыка, благословите». Роль у епископа другая, нежели у батюшек, приходских священников. Он следит за церковной жизнью всей епархии, окормляет и духовенство, и огромное число прихожан.
— К кому же мы можем обращаться «батюшка»?
— Только к священникам. К дьякону можно обратиться «отец дьякон». Внешнее отличие — наперсный крест, который носят только священники, на дьяконах его нет. Естественно, что и за благословением можно подходить только к священникам, а не к дьяконам. Друг к другу лучше обращаться, как и в миру, по именам. Не надо думать, что, переступая порог церкви, следует тут же переходить на древний церковный язык и называть всех «братья и сестры» или «матушки». Матушки — это все-таки монахини, инокини или послушницы монастыря. Можно так обратиться к супруге священника или пожилой прихожанке, но не ко всем подряд женщинам, находящимся в храме. В храме вообще следует воздерживаться от бурного проявления чувств. Увидел знакомого — достаточно кивнуть головой, но не вступать в разговор и не обмениваться новостями. Не для того люди приходят в храм.
— Известно, что в храме недопустимы разговоры, но мало кто выполняет это правило…
— Разговор в храме — грех. Это проявление неблагоговейного отношения к святыням. Те, кто давно ходит в храм, знают все тонкости службы, понимают, что происходит во время Литургии в алтаре, и никогда не будут отвлекаться на пустые разговоры или ходить в это время по храму. К сожалению, приходится слышать во время службы и телефонные переговоры, и шуршание пакетов, и споры поборников тишины с ее нарушителями. Невольно приходит мысль: веришь, что Христос в храме — веди себя подобающим образом, не веришь — зачем тогда пришел в храм?
— Скажите, можно ли во время службы ставить свечи, прикладываться к иконам, ходить по храму?
— На этот счет есть и наставления святых отцов, и сложившаяся многовековая практика. Надо постараться поставить свечи до того, как завершится чтение часов. Во время же Литургии не следует отвлекать друг друга и мешать молиться. Вся Литургия чрезвычайно важна, но есть в ней такие кульминационные моменты, когда все находящиеся в храме люди особенно сосредоточены, погружены в богослужение, их внешние и внутренние взоры устремлены к алтарю. Как же можно в этот момент ходить по храму, ставить или поправлять свечи? Поэтому правильно поступают те, кто ставит свечи и прикладывается к иконам до начала Божественной литургии или вечернего богослужения.
— Известно выражение святителя Филарета Московского: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Кому и когда позволительно в храме сидеть?
— Мы стоим в храме из-за почтения перед Богом, понимания того, Кто Творец, а кто творение. Задайте себе вопрос: сядете ли вы в кабинете начальника без его приглашения? В присутствии руководителей района, региона, президента страны мы тоже обязательно встаем. Почему же в храме, где происходит встреча с неизмеримо более важным, чем земная власть, с Богом, с Творцом, мы позволяем себе сидеть? Православие дышит свободой, никому ничего не навязывая, в нем утверждаются отношения не господина и наемного раба, но Отца и сына. Но разве своего отца не надо почитать, а тем более Отца Небесного? Исключения допустимы только для тех, кто действительно немощен, но и они должны найти в себе силы, чтобы не сидеть во время чтения Евангелия или при выносе из алтаря Тела и Крови Христовых.
— Обязательно ли вставать в храме на колени или это личное дело каждого прихожанина?
— Я бы ответил так: есть моменты, когда будет очень странно, если человек не опустится на колени. Конечно, никто его за это анафеме не предаст и из Церкви не извергнет. Но сам верующий никогда не достигнет всей полноты духовной жизни, если не будет себя смирять во время богослужения. Любое внешнее действие, совершаемое в храме, воспитывает, постепенно переходя во внутреннее состояние. В земном поклоне человек преклоняется перед Богом, забывает о своей гордыне, смиряется, выражает свои покаянные чувства, изменяется внутренне.
Особенно часто мы совершаем земные поклоны в дни Великого поста, а вот, к примеру, в Пасхальные дни их не принято совершать. Это время радости и торжества, и не стоит вносить в эти праздничные дни оттенки скорби и постничества. Не уместны также земные поклоны после Причастия, когда человек соединился с Богом. Этот праздник духовный надо сохранить в себе как можно дольше, а зачастую смотришь, как некоторые причастники, приняв в себя Тело и Кровь Христа, тут же начинают совершать земные поклоны, прикладываться к иконам всех святых. Зачем? Надо же понимать, что они во время Причастия уже поднялись на вершину, а выше Христа нет никого!
— Хотелось бы получить разъяснение еще по одному вопросу. Если необходимо уйти из храма до окончания Литургии, когда можно это сделать?
— А я Вам отвечу вопросом на вопрос. Может ли больной, придя на лечение в клинику, выскочить из кабинета, не дождавшись окончания процедуры? Нормальному человеку это и в голову не придет, каким бы занятым он ни был. У богослужения нет второстепенных частей, от которых можно себя избавить. Литургия — законченное действие, завершающееся благодарственными молитвами и целованием креста. Как же можно в этот момент развернуться и уйти?
— Что должны знать люди, идущие в храм, о своем внешнем виде? Нередко приходится видеть молодых людей в обтягивающих джинсах, шортах, коротких юбках, женщин с ярким макияжем.
— Не стоит в наше время очень уж строго судить людей за их внешний вид, тем более, если человек пришел в храм впервые. Со временем, если он станет прихожанином храма, сам поймет: что-то надо менять и в своем внешнем виде, и в своей жизни. А если он заходит в церковь раз в три года поставить свечку, не стоит его корить и восстанавливать против себя. В храме вообще не нужно никому делать замечаний. Вне храма — можно, но очень тактично, не обидев и не огорчив своим замечанием.
— Часто видишь, как после службы прихожане останавливают священника, задают много вопросов. Нередко эти беседы затягиваются надолго, хотя понятно, что священник может устать, может спешить по своим делам. Какое лучше время выбрать для беседы с батюшкой?
— Я недавно подсчитал, что в Энгельсе на одного священника приходится от 15 до 20 тысяч прихожан. Возможно ли качественно и внимательно окормить духовно такое количество людей? У нас не хватает священников, мало еще храмов. Конечно, священник устает, нагрузка у него большая, кроме богослужебной деятельности есть еще и другие послушания, домашние заботы. Но отмахнуться от человека, просящего совета, помощи, нельзя. Он потом может никогда в храм не прийти, не встретиться с Богом. Поэтому священники не думают о потраченном времени на беседы с прихожанами, стараются ответить на все их вопросы. А вообще, в каждом храме есть дежурный священник, и в первой половине дня его можно найти и обратиться с любым вопросом.
Беседовала Ольга Стрелкова
9 ноября 2015 г.