Силы дает Господь
Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 19–20)
Строительство православного храма — знаменательное событие для любого города, особенно если оно совершается тщанием горожан. Вот и храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Балаково строится благодаря местным предпринимателям Виктору и Ирине Рыпаловым. Расположенный в тихом живописном месте рядом с Волгой, он и хорошо виден с проходящих мимо пароходов, и радует глаз гуляющих по набережной горожан.
Возведенный из красного кирпича, отделанный натуральным деревом, ясенем и березой, шатровый храм выделяется каким-то особым благородством и сдержанностью. Сияя над деревьями золотыми куполами, устремленными высоко в небо, он возвышает мысли от земной суеты к Небу.
Именно об этом и мечтал Виктор Владимирович Рыпалов, когда весной 2009 года предложил средства на строительство храма. На этом месте тогда стояла маленькая часовня, в ней и совершались службы. Виктор не только финансировал стройку, но стал ее руководителем, прорабом, снабженцем, завхозом, вникая во все детали строительства, начиная с геодезических изысканий и заканчивая внутренней отделкой храма. И даже когда тяжелая болезнь, которая и привела его к храму, стала забирать последние силы, Виктор Владимирович продолжал заниматься стройкой, ставшей делом всей его жизни.
В январе нынешнего года его не стало. Стройку продолжает Ирина. Иначе она поступить не могла, ведь решение о строительстве храма супруги принимали вместе. Теперь Ирина Юрьевна заняла место мужа и на их совместном производстве, и на строительстве храма. Как и прежде при жизни главы семейства, в рабочем кабинете стоят иконы, а теперь рядом с ними — портрет мужа. Ирина уверена, что Виктор с небес помогает ей преодолевать и скорбь, и все испытания и трудности и дает силы продолжать стройку. В соцсетях она оставила такую запись: «В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечая их». Конечно, трудно примириться с утратой любимого человека, мужа, отца. Но, видимо, Ирина, как и Виктор, относится к той породе людей, которые не умеют сдаваться. А начиналось все так.
— В начале 2009 года у мужа обнаружили онкологическое заболевание, 6 мая его прооперировали, и врачи сказали, что при его диагнозе больше двух месяцев не живут. 25 мая в день своего 50-летия муж собрал друзей и объявил о своем решении строить храм. Он предложил тем, кто хочет, присоединиться. «Надо после себя что-то оставить на земле», — так сказал тогда Виктор. Он не знал, сколько ему отпущено времени, думал только поучаствовать в стройке, помочь финансами. А в итоге пришлось все взять на себя.
Друзья тоже не остались в стороне. Помогали и материалами, и средствами Е. Пермяков, А. Почивалов, А. Антонов, О. Матвиенко, О. Лобурцов, Е. Тарасов. Они очень уважали Виктора, знали, насколько он честен, и были уверены, что ни одна копейка, отданная на храм, не уйдет на сторону. Началась стройка, и болезнь вроде бы отступила. Да и молилась за здоровье Виктора не только наша семья, но очень многие люди, батюшки, с которыми мы в то время близко познакомились. И такая общая соборная молитва за исцеление продлила Виктору жизнь, Бог дал ему время. Вопреки прогнозам медиков он прожил еще пять с половиной лет и успел осуществить свою мечту.
Храм почти полностью достроен, освящены купола, завершается внутренняя отделка, а богослужения пока проходят в цокольном этаже. Муж сам все контролировал, знал каждый положенный в здание кирпичик. Но строить храм намного тяжелее, чем любое другое здание. Появляется не только масса трудностей, но и таких препонов, испытаний, которых не ждешь. На наше предприятие обрушились проверки контролирующих организаций, началась травля всей семьи, против Виктора сфабриковали уголовное дело. Ему и сыну грозили тюрьмой, а он в этих условиях жесточайшего прессинга не опустил рук и не оставил стройку. Такого мужества и твердой веры был этот человек, все выдержал и правоту свою доказал. Когда все закончилось, муж сказал: «Я все всем простил».
Осенью прошлого года ему стало хуже, болезнь вернулась, но, находясь в больнице, он постоянно думал о храме. Настоятель Воскресенского Иргизского монастыря игумен Максимилиан, хорошо знавший Виктора, очень его поддержал тогда, благословил на продолжение строительства. Он все это время молился за Виктора и говорил нам: «Господь своих не оставляет». Эта поддержка как будто придала мужу силы. Он большую часть времени по-прежнему проводил на стройке, торопился успеть, знал, что ему не так много осталось.
К тому моменту сын Антон закончил вуз, дочь Наталья — старшеклассница, надо было успеть приобрести им жилье. Непростой вопрос встал перед главой семьи. Не мог он, уходя из этого мира, не побеспокоиться о взрослых детях, не обеспечить их должным образом, но и начатое дело не мог оставить незавершенным. Ирина на вопрос мужа: «Как быть?» — ответила: «Думай сам, я соглашусь с любым твоим решением».
— Знаете, что он сказал? — продолжает вспоминать Ирина Юрьевна. — «Строя храм, мы, прежде всего, помогаем своим детям». Больше к этому вопросу не возвращались, а продолжали строить. Мы давно с ним поняли, что раз Господь дает нам что-то, то и мы должны отдавать. Еще до строительства храма мы жертвовали больницам, детским домам, спортивным организациям, монастырям и храмам, но понимали, что Господь ждет от нас большего. В городе много предпринимателей, но за стройку храма взялся Виктор. Значит, Господь именно его выбрал для благого дела.
— А вы с мужем из православных семей?
— У нас обоих были очень набожные бабушки, они и привели нас в раннем детстве в храм. Школьные и студенческие годы — мы оба окончили Саратовский политехнический институт — прошли, как и у всего нашего поколения, в безбожии. С Виктором мы дружили все пять лет учебы, оба активно занимались общественной работой и только на последнем курсе поняли, что любим друг друга. Поженились, родился Антон, и соседка по дому дала мне переписать молитву «Живый в помощи». Чтобы малыш спал спокойно, я стала постоянно ее читать и поняла, что есть сила, которая помогает. Второго ребенка я вообще родила чудесным образом. Были проблемы со здоровьем, и врачи не советовали больше рожать. Тогда я поехала с мужем в Новгородскую область, чтобы приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», и вымолила свою дочку, она родилась абсолютно здоровой. Теперь это наша семейная икона, я прошу у Богородицы защиты и то, что нужно, получаю, надо только молиться с твердой верой. У Виктора не всегда хватало времени на молитву, и я взяла за правило: раз мы венчаны, эту часть труда взять на себя.
— Как у Вас сейчас хватает сил одной тянуть и производство, и стройку, и семью?
— Господь дает силы, он не оставляет нашу семью. Сын сейчас работает в Москве, зарплата у него небольшая, но он все равно дает средства на храм. 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в нашем храме услышала житие святого. Их семья тоже строила храм, и когда отец семейства умер, мать продолжила его дело. Конечно, мы, грешные люди, не можем сравнивать себя с великим святым, но история его семьи косвенно напоминает нашу. И как бы ни было трудно мне одной, пока наше предприятие работает, я должна строить. Мне ли завершать наше общее дело, сыну или дочери, но мы знаем, что начатое отцом обязаны завершить.
— В праздник Собора Саратовских святых, который отмечался в вашем городе, Вы были удостоены медали «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Для Вас это большая честь?
— Эта награда принадлежит не мне, а Виктору. Владыка Пахомий, вручая мне медаль, так и сказал: «Это вам двоим». Но я сейчас больше удовлетворения получаю не от признания наших заслуг, а от того, что Господь дает мне духовные, материальные и физические силы продолжать строить.
Ольга Стрелкова
Настоятель храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова игумен Иоанн (Фощий):
— Невозможно без веры, без Бога заниматься благотворительностью. Некоторые благотворители дают деньги и ни во что больше не вникают, а Виктор Владимирович жил стройкой, для него важна была каждая деталь будущего храма, переживал, что не успеет завершить стройку. Конечно, рано его забрал Господь, но, может быть, он взял его, чтобы уберечь от большего несчастья, чем болезнь. Господь дал ему возможность перед смертью очистить душу, покаяться в грехах. Он успел пособороваться, исповедоваться и причаститься. Дважды летал на Афон за духовной поддержкой. Его короткая жизнь — напоминание о том, что не надо ждать старости, чтобы прийти к Богу. Надо спешить каяться, молиться, совершать добрые дела, потому что «завтра» может и не наступить. Мы за него молимся всем приходом и верим, что таким, как Виктор, уготовлено Царствие Небесное.
Член инициативной группы строительства храма Анна Андреевна Казаманова:
— У меня, как и у многих наших прихожан, было к нему самое трепетное, благоговейное отношение. Таких людей, каким был Виктор, мало, единицы, настолько редкой души был человек. Думаю, что и Господь его забрал, потому что он, как спелая пшеница, созрел для жизни вечной. Во многих монастырях, куда я ездила с паломническими группами, молились за него. Благодаря усиленным молитвам, он смог прожить после операции более пяти лет и исполнить свое предназначение. Он любил свой храм и в целом Церковь, которой послужил всем тем, что имел.
16 ноября 2015 г.