Вспоминая живую веру первых христиан
Почему традиция совершать Литургию апостола Иакова развивается сегодня во многих епархиях Русской Православной Церкви, собирая все большее количество молящихся? Литургия, которая родилась в самой колыбели христианства, позволяет нам глубоко ощутить живую связь с Иерусалимом, каждый раз по-новому переживать духовное и историческое единство с неразделенным христианством первых веков.
Учитель благочестия
Апостол Иаков, которого называют братом Господним, был сыном праведного Иосифа от первого брака. «Лицом, жизнью и манерою разговора Иаков весьма походит на Господа Иисуса, — как если бы был Его братом-близнецом от той же утробы. Говорят про него, что увидать его — это значит увидать и Самого Иисуса во всех черточках его тела», — писал священномученик Игнатий Богоносец апостолу Иоанну Богослову.
Брат Господень не входил в число ближайших двенадцати учеников Христа, но был призван в числе семидесяти апостолов. На 34-м году жизни апостол Иаков был поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви. И хотя он не путешествовал подобно другим апостолам по другим странам, на его долю выпала не менее ответственная и опасная миссия — возглавить общину в Иерусалиме и проповедовать, несмотря на то что многие иудеи дышали ненавистью ко Христу.
Его проповеди способствовало и то, что апостол был строгий ревнитель иудейского Закона. Человек весьма благочестивый, праведный, он пользовался огромным уважением не только среди христиан, но и среди иудеев.
Однако строго соблюдая Закон, данный его народу через Моисея, Иаков не навязывает Закона другим, тем, кто не родился в Законе, кому Сам Бог его не заповедал. В этом видна мудрость и смирение первого Иерусалимского епископа. Он председательствовал на первом в истории христианской Церкви Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году. Главный вопрос — принимать ли язычников в лоно христианства — был решен положительно его веским словом. Именно апостол Иаков, по свидетельству Деяний, произнес итоговую речь, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского Собора, принявшего решение не затруднять обращающихся к Богу из язычников (Деян. 15, 19), т. е. не принуждать их к обрезанию.
Но иудеи не могли спокойно наблюдать за успехом проповеди Иерусалимского епископа. В 62 году фарисеи и саддукеи собрали толпу, вывели старца Иакова на портик храма и устроили ему допрос. Они принуждали апостола отречься от Христа и призвать к этому всех жителей Иерусалима. Однако он твердо исповедал Спасителя, распятого и воскресшего. Тогда иудеи сбросили его на землю, несмотря на то что многие в толпе протестовали против убийства праведника.
Иосиф Флавий, автор исторических хроник того времени, утверждает, что подавление иудейского восстания, взятие Иерусалима войсками Тита в 70 году и те страшные бедствия, которые за этим последовали, — Божия кара за убийство праведника Иакова.
Апостол Иаков оставил нам замечательное послание, которое по праву можно назвать учебником благочестивой жизни. Его советы просты, убедительны и во все времена актуальны: Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 19–20).
Возрождение традиции
Еще одним памятником, сохранившим до наших дней имя апостола Иакова, является составленная им Литургия. Ее строгий, аскетический характер и глубина ее молитвословий возводят нас ко временам апостолов и первых мучеников. Однако, начиная с IX века, она почти повсеместно вытесняется Литургиями святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому Литургия апостола Иакова осталась неизвестной нашим предкам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде.
В XIX веке ее служили на греческом языке только в Иерусалиме и в Греции, на острове Закинф. В настоящее время в Иерусалиме ее служат на греческом языке трижды в год — на память апостола Иакова (23 октября по ст.ст.), в Неделю по Рождестве Христовом и на Собор 70-ти апостолов (4 января по ст.ст.). А в Греции по желанию настоятеля ее можно совершать в любой день.
Первые переводы на славянский язык были сделаны в Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1870-е годы, но носили научно-археологический, а не богослужебный характер. Богослужебный перевод и первые песнопения на церковнославянском языке были составлены в 1938 году игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Анастасия.
Другой перевод Литургии Иакова, выполненный епископом Парфением, был опубликован в 1948 году. С этого времени Литургия апостола Иакова начинает периодически совершаться в русских приходах за рубежом. В 1960–1970-х годах, в день памяти апостола Иакова, эта Литургия ежегодно совершалась в Ленинградской духовной академии. Постепенно она получила распространение в Сербии, Болгарии и в других поместных Православных Церквях. Сегодня Литургия святого апостола Иакова совершается во многих епархиях Русской Православной Церкви по желанию священноначалия.
Богослужебные особенности
Даже человек, не очень часто посещающий богослужения, отметит для себя, как сильно отличается чинопоследование Литургии апостола Иакова. Диакон возглашает ектеньи, стоя лицом к народу. Так же, лицом к народу, читается Священное Писание, причем духовенство в этот момент находится в середине храма. Совершается чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета. Проповедь звучит сразу после чтения Евангелия, перед Евхаристическим каноном.
По-новому звучат хорошо знакомые молитвы и возгласы: «Горе будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся». Малый и Великий входы совершаются таким образом, что процессия обходит весь храм. Вместо Херувимской песни на Великом входе поется «Да молчит всяка плоть человеча» — в нашем уставе это песнопение положено петь только в Великую Субботу.
Но, пожалуй, самая главная особенность заключается в том, что не только священнослужители, но и миряне, причащаясь, принимают Тело и Кровь Христа по отдельности, как совершалось это в древности: сначала священник (или архиерей) влагает в уста причащающегося частицу Тела, затем диакон (или священник) дает ему испить Крови из потира. Такой способ Причастия напоминает иконописные изображения Тайной Вечери, где Христос изображается дважды: в одну сторону Он наклоняется с Чашей, а в другую — с дискосом. На этой Литургии миряне причащаются раздельно Тела и Крови Христовой также для того, чтобы глубже осознать, какую Святыню они принимают, как должна преобразиться жизнь, чтоб отвечать высоте христианского призвания.
Выразительность молитвословий Литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на Литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними во Христе.
Как сказал во время совершения Литургии апостола Иакова ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев: «Первое время апостолы совершали обычную еврейскую вечерю. Потом создался чин. Он, конечно, очень важен и нужен нам, чтобы мы могли молиться вместе, но дело не в том, чтобы произнести все наизусть правильно и без ошибки. А в том, чтобы сердце горело, сердце участвовало в молитве, чтобы это была настоящая молитва к Богу, К сожалению, в течение веков люди привыкают к внешнему порядку, к обряду. Такая канонизация внешнего всегда указывает на упадок внутреннего, когда люди перестают чувствовать себя так, как чувствовали себя апостолы, которые перед Христом просто стояли и просто говорили Ему что-то, просили Его, а Господь им отвечал. Господь хочет, чтобы и мы так же стояли перед Ним с верой и любовью, отдавая Ему все свое сердце и всю свою жизнь. Вот это самое главное. И молитвы сегодняшней Литургии дают нам в этом смысле очень многое почувствовать. Все мы почувствовали сегодня, как в древности молились люди. Очень важно понять, что в христианстве нет никаких чудодейственных формул, нет никакой магии чинов. Каких-то особенных последований. В христианстве все движется верой и любовью к Богу. А совсем другой чин только помогает почувствовать, что важно не то, какие именно молитвы, Василия Великого, Иоанна Златоустого или апостола Иакова, прочитываются, важно то, во что мы верим, как мы верим, важно, о чем мы просим Бога. Мы просим, чтобы Господь совершил сегодня то таинство, которое было совершено на Тайной Вечере без какого-либо особенного чина».
Подготовила Марина Шмелева
Фото Екатерины Ульяновой
24 ноября 2015 г.