Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Главное — быть честным и не бояться

Заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию Автономной некоммерческой организации «Православная общеобразовательная школа-пансион “Плесково”» протоиерей Илия Зубрий приехал к нам в епархию на Покровские образовательные чтения и согласился ответить на несколько вопросов для наших читателей. Разговор получился по-настоящему интересным. Так всегда, наверное, бывает, когда человек говорит от опыта. От опыта педагога и духовника, руководителя и многодетного отца, да и просто искреннего и неравнодушного человека.

— Отец Илия, расскажите, пожалуйста, о том, кто был инициатором создания православной гимназии «Плесково» и чем сегодня она отличается от иных православных школ?

— Эта гимназия создана в 1997 году по благословению покойного схиархимандрита Зосимы (Сокура) — настоятеля и основателя Свято-Успенского монастыря с. Никольского Донецкой области, а также при содействии покойного архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова). По его благословению школьный храм был посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Первым священником, организовавшим школьно-приходскую жизнь в «Плесково», был протоиерей Максим Первозванский.

Главная особенность нашей школы в том, что учащиеся живут на ее территории — учебное заведение является пансионом. Но есть и ученики, обучающиеся на полупансионе, которые по окончании учебных занятий уезжают домой.

— Очевидно, что за проживание и питание детей нужно платить. Гимназисты обучаются за счет родителей?

— У истоков нашей школы стоит благотворитель, который очень не любит, когда называют его фамилию. Это благородный и скромный человек удивительного внутреннего мира, построивший десятки храмов, поддерживающий сотни православных инициатив, владеющий телеканалами, содержащими качественное образовательное и воспитательное наполнение. Поэтому до недавнего времени школа была на сто процентов благотворительной.

Но реалии современной экономической ситуации диктуют свои условия. Работа с родителями стала выстраиваться так, чтобы они помогали школе на уровне благотворительных добровольных пожертвований. Но основную долю затрат по содержанию школы-пансиона все равно берет на себя наш благотворитель — основатель «Плесково». Школа имеет государственную аккредитацию, поэтому на какую-то часть затрат мы получаем денежные дотации от государства.

— Что Вы предпринимаете, чтобы сделать свою школу известной?

— А что такое известность? Есть известность пафосная, не наш путь. Самая большая ценность школы «Плесково» — это ее педагогический коллектив. Специально к известности никто у нас не стремится, но за семнадцать лет своего существования определенный авторитет у нас имеется.

На уровне Москвы по результатам ЕГЭ и предметным олимпиадам мы находимся в первых строчках рейтинга общеобразовательных учреждений. Для многих родителей важно не просто отдать ребенка в школу, где он получит духовное воспитание, но и обеспечить при этом хороший уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы ребенок без проблем поступил в хорошее учебное заведение на бюджетной основе.

— Замечательная школа, замечательный коллектив. В пансион, наверное, попадают избранные дети?

— Нет. У нас, слава Богу, несмотря на популярность школы, учатся самые обычные дети. В школе всегда очень большой конкурс. Но милостью Божией, прозрачные и всем понятные условия приема. Конечно, у попечительского совета есть квота, согласно которой в школу могут зачислить ребенка без всяких вступительных испытаний и собеседований. Но квота эта минимальная, большинство детей поступает на общих основаниях.

Набор у нас идет в первый и пятый классы. Остальные дети поступают по мере освобождения мест. Сдают русский язык и математику, проходят собеседование с администрацией школы и в первую очередь со священником. В большей степени учитываются результаты собеседования. Главным критерием является готовность родителей разделять со школой труд образования и воспитания ребенка в православном контексте. Конечно, у школы есть определенный образовательный уровень, и если ребенок не будет соответствовать этому уровню, то он просто не сможет здесь учиться.

Большинство учеников из Москвы и Московской области, хотя за время существования школы география учеников была очень разнообразной: Смоленск, Владимир, Ярославль, Сибирь, Украина. Учащиеся из дальних регионов живут в пансионе от каникул до каникул. Те, кто живет в Московской области, — с понедельника по пятницу.

— Как Вы оцениваете плоды своей деятельности?

— Наше дело — сеять и создавать условия. О духовном воспитании говорить сложно, его никак «не пощупаешь», оно сказывается в модели поведения и мировосприятия. Все процессы в душе сокрыты, и кроме Господа их никто не сможет увидеть. Можно только понять по некоторым внешним проявлениям, к примеру, по тому, насколько человек добросовестно работает или учится. Если у ребенка есть талант и при этом имеются успехи в учебе, значит, он трудится.

Еще для нас очень важно видеть, что наши выпускники продолжают жить церковной жизнью. Ведь православные христиане должны жить по принципу: «Шесть дней трудишься, седьмой Богу отдавай». Если наши выпускники продолжают посещать в воскресенье храм и чувствуют в этом потребность, то, значит, все хорошо. Если стремятся исповедаться и причащаться, значит, с духовным здоровьем все в порядке. По таким признакам и можно увидеть плоды своего труда.

В некоторой степени мы бываем собой довольны. Но наряду с успехами есть и неудачи, что греха таить. Хотя есть и чувство удовлетворения и радости, когда Господь подает утешения. Такая радость охватывает, когда взрослый ребенок придет к тебе и скажет что-нибудь мудрое. Тогда ты понимаешь, что потрудился не зря. Но если ты сам себе будешь давать хорошие оценки, то быстро заснешь и скатишься в яму самодовольства.

— В православной гимназии есть своя воспитательная среда. А что бы Вы посоветовали родителям, которые хотели бы воспитать детей православными, но делать им это приходится в светской среде?

— Не бояться. Ведь мы же учились. Я свою школу часто вспоминаю. Мой отец — священник, и иногда случалось, что меня обзывали поповичем, хотя я не припомню, чтобы это была какая-то системная травля. Это были единичные случаи, которые подчеркивали в большей степени нормальные отношения со сверстниками в школе. Но работала сама безбожная система. И когда ты после Пасхи приходил в школу, то тебя вызывали на линейку и стыдили за веру в присутствии нескольких сот учащихся, и это была травма, это было очень не просто для ребенка. А сейчас время полной религиозной свободы, хотя и в этом тоже есть своя сложность.

Поэтому я бы посоветовал родителям не бояться. Ведь страх порождает бездействие, помрачение ума. Если ребенку предстоит пойти в первый класс, то нужно помолиться, присмотреться и выбрать, наверное, не дальнюю хорошую школу, а в ближайших к дому школах выбирать учителя начальных классов. Стоит обратить внимание на школы, которые из советского периода сохранили воспитательный потенциал, где не только дают образование, но и организована внеклассная работа; развиты формы и методики, помогающие детям полюбить Родину, прививающие вечные и традиционные ценности. Нужно обратить внимание на такие простые вещи и не бояться, потому что Господь не оставит.

— Но родители чаще всего боятся не педагогов, а негативного влияния сверстников.

— Если в семье между мужем и женой нормальные взаимоотношения, родители живут по-настоящему христианской жизнью, то за ребенка можно не бояться. И даже если семья неполная, но в ней живут по заповедям, тоже можно преодолеть любое негативное влияние. Конечно, вера не должна быть внешней, когда в доме только иконы, свечи, праздники, без молитвы и духовных трудов. Ведь дети очень чувствуют фальшь и наше состояние. Их невозможно обмануть.

Да, может, ребенок в светской школе еще и проповедником будет среди своих сверстников! Это ведь такое заблуждение — отдам, мол, ребенка в православную школу, и там все сделают. Я помню, у нас на приходе как-то во время бесед перед Таинством Крещения, когда мы смотрели с крестными и родителями тематический фильм, один крестный в конце встречи и говорит: «Батюшка, я приведу своего сына, и пусть смотрит такие фильмы, пусть слушает вас и учится!». И бесполезно иногда что-то объяснять, поскольку человек думает, что за него все сделает батюшка и Церковь. А это должен быть взаимный процесс. И ребенок видит, чем живет взрослый. Ведь дети, как губки, впитывают личный пример своих родителей. Поэтому, прежде всего, нужно обращать внимание на свое отношение к Богу, на свой образ жизни. Тогда и за ребенка можно не бояться, где бы он ни учился.

Конечно, в православной школе больше возможностей для спокойной жизни и самореализации. Если в обычной школе можно нередко встретить издевательства детей над своими сверстниками, которые подчас приобретают изощренную форму, то в православной школе такого быть не может. Бывают, конечно же, исключения. Но, наверное, в православной среде их сочтут ненормальным явлением и никто смиряться с этим не будет. В православной школе более комфортная среда, но и больше спрос с родителей. И всех проблем воспитания эта среда не решает.

— А что самое главное в разговоре с детьми о вере?

— Честность. Ведь что такое вера? Это область таинственного и непознанного умом. И передать в вопросах веры то, чего ты сам не прочувствовал и не пережил опытом, словами очень сложно. Поэтому можно сказать честно: «Я не знаю ответ на этот вопрос».

Помню, как на уроке Закона Божия в пятом классе мне один ученик задал вопрос, а я ему ответил честно: «Не знаю. Давай до следующего урока я подумаю. У меня есть какие-то мысли, но я боюсь тебе дать неполный ответ». Ребенок посмотрел на меня с уважением. Поэтому родителям не надо играть роль «всезнаек». Если не знаешь что-то, то подготовься или скажи ребенку: «Давай почитаем вместе или к батюшке пойдем».

Думаю, что это должна быть внутренняя честность, основанная на личном опыте, и любовь к детям. Ведь любовь помогает людям общаться на одной волне, а может, даже и молчать и не чувствовать при этом никакого дискомфорта. Это свойство любви — соединять людей без всяких слов, от сердца к сердцу. Так же и в духовной жизни. Когда ты чувствуешь сердцем, тогда можешь кому-то передать сокровенное. Иначе твои слова будут пустым звуком, какими-то декларированными ценностями. И только словами останутся.

Беседовала Марина Шмелева

Продолжение беседы следует

Фото Екатерины Ульяновой



Оставить комментарий
Поделиться в: