Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Голоса на клиросе

Они возвышают и просветляют наши души, уносят наши сердца и мысли к небу. Церковное пение называют богословием в звуке, крыльями молитвы, учебником истин православной веры. Святые отцы и учителя Церкви видели в нем средство Богопознания.


Донести до верующих бесценное богатство поэтических творений, которые оставили Церкви ее святые, создать молитвенное настроение — в этом состоит нелегкая задача регента, его служение Богу, Церкви, людям. От профессионализма, мастерства руководителя церковного хора зависит очень многое, в том числе желание людей приходить в тот или иной храм. А если таких специалистов дефицит? Храмов сегодня открывается много, и потребность в церковнослужителях достаточно большая. В решении этой кадровой проблемы должны помочь и уже помогают курсы повышения квалификации для регентов, работающие в Покровском епархиальном образовательном центре.

Слушателями курсов стали не только регенты, но и певчие храмов. Некоторые из них, по благословению батюшек, выполняют роль регента по причине отсутствия такового. У большинства за плечами опыт работы на клиросе, музыкальное образование — у единиц, многие из них «слухачи».

— Раньше мы работали по старинке, как бабушки научили, и в каждом храме пели по-своему. На курсах нас учат петь правильно, — делились слушатели и отмечали, что музыкальное образование — это хорошо, но его недостаточно. — У церковного пения свои музыкальные законы и особенности. Здесь все идет от текста, он главенствует, здесь петь необходимо душой, не только профессионально. Бывает, приходит человек с музыкальным образованием, поет чисто, по нотам, но у него ничего не получается. А другой не знает нот, у него есть только слух и голос, он идет за регентом, как ведомый, и прекрасно поет. В церковном хоре все должны друг друга слышать, чтобы не терялась гармония песнопений. Эти курсы нужны как тем, у кого нет музыкального образования, так и тем, у кого оно есть.

У каждого из них была своя дорога к храму. Кто-то рос в православной семье, кого-то привела туда работа. И для всех это служение стало образом и делом жизни, которое, по их собственным словам, дарит великую роскошь общения с Богом и благодать. «Случайных людей на клиросе не бывает. Если человек сюда приходит, значит, привел его Господь», — говорили они. И достаточно примера только одной из слушательниц (самой старшей по возрасту), чтобы понять это. Она не захотела себя называть, но рассказала, что поет на клиросе с детства, в Свято-Троицком храме — с момента его открытия после передачи Церкви. Вместе с другими прихожанами принимала участие в восстановлении храма, а потом даже поменяла свою саратовскую квартиру, переехав в Покровск (Энгельс).

В учебном кабинете на учительском столе — синтезатор, на стене — доска с нотным станом. Преподаватель — регент архиерейского хора Светлана Владимировна Хахалина — разучивает со своими взрослыми ученицами стихиры, гласы, отрабатывает с ними технику дирижирования, стараясь донести до них все нюансы церковного пения.

— В церковном пении не должно быть динамических перепадов — то громко, то тихо. Оно должно не отвлекать, а помогать людям молиться, помогать настроиться на молитвенный лад. Оно подчинено службе, — сказала Светлана Владимировна в разговоре, который состоялся у нас после занятия. — Все мои ученики уже имеют опыт работы в церковном хоре, им просто нужно помочь, направить их в нужное русло, что мы и делаем на курсах. Для тех, у кого нет музыкального образования, проводится еще занятие по музыкальной грамоте.

В следующем году исполнится двадцать лет, как Светлана Владимировна служит регентом. Будучи студенткой Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (училась на дирижерско-хоровом отделении), она пела в Саратовском губернском театре хоровой музыки под управлением Людмилы Алексеевны Лицовой. После завершения учебы проблем с трудоустройством не возникло. А через два года судьба сделала крутой поворот, предначертав ей служение Богу. Неожиданно для себя самой она стала регентом в Свято-Троицком соборе г. Саратова, куда однажды привели ее друзья.

— Я поняла, что это то, чем я хотела бы заниматься всю свою жизнь, — призналась Светлана Владимировна.

Уже несколько лет С. В. Хахалина совмещает свою службу регента с преподавательской деятельностью в регентском училище и Саратовской православной духовной семинарии, она руководит архиерейским и любительским хорами. И вот теперь еще повышает квалификацию коллег на курсах, передавая им свои знания и опыт. Хорошо помнит, как когда-то сама находилась в роли ученицы, с чистого листа постигая науку церковного пения. С благодарностью вспоминает всех, кто ей тогда помогал, говорит, что и сейчас продолжает учиться.

Регент (в пер. с лат. «правящий, управляющий») — больше, чем просто дирижер. Он должен знать Устав Церкви, контролировать общность и согласованность звучания, следить за чистотой пения. Как выразилась Светлана Владимировна, он должен уметь заставить и убедить всех пойти за собой и при этом не брать на себя роль паровоза. И главное — найти бесценному богатству песнопений подобающую форму исполнения, которая сделает церковное пение выразительным, строгим и в то же время музыкальным. Чтобы через музыку лилась искренняя молитва к Богу, и людям хотелось идти в храм.

Выбор репертуара — тоже задача регента.

— Существует очень много вариантов одного и того же песнопения. И каждый регент выбирает их по своему вкусу, — рассказывала Светлана Владимировна. — У себя в хоре мы стараемся постоянно обновлять репертуар и всегда придерживаемся церковных традиций, отдаем предпочтение произведениям наших известных композиторов, живших на рубеже XIX–XX веков, — А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского, Б. М. Ледковского, С. В. Рахманинова. Они писали для хоров такого высокого уровня, что, к сожалению, сегодня не в каждом храме это могут исполнить. Чтобы исполнять такую музыку, нужен хороший хоровой состав.

«Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь». Эти возвышенно-поэтические строки святителя Иоанна Златоуста для каждого регента как путеводная звезда, указующая дорогу к той высоте, к которой он должен стремиться в своем творчестве. Путь нелегкий, но почетный, дело это угодное Богу, достойное занятие для всех христиан.

Наталья Абрамова

**

«Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который слагался бы не из земных звуков (звуками я именую помышления), но получал бы сверху, из небесных высот, свое чистое и внятное звучание. Слушатели этого псалма суть в иносказании те, кому ты подаешь пример достойной жизни».

Святитель Григорий Нисский

«Облеки свою жизнь в песню. Прошу тебя, облеки жизнь в песню: тогда ты сможешь ощутить гармонию жизни и свою связь с гармонией…»

Святитель Николай Сербский

«Почему псалмы поются мерным тактом и на распев?.. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их на распев… Сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния душевных помыслов… Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность…»

Святитель Афанасий Александрийский

«Пение искусное приятно людям на краткое время, а пение благоговейное угодно Богу и людям полезно, вводя в них дух, которым оно дышит».

Святитель Филарет Московский

«Надлежит всегда помнить и сознавать, что церковное пение есть молитва и что пение молитв должно совершаться благоговейно, для возбуждения к молитве стоящих в Церкви… Вместе с тем поведение поющих должно быть благоговейным и соответственным высокому званию церковных певцов, соединяющих голоса свои с голосами Ангелов».

Святитель Иоанн Сан-Францисский

«Можно петь и без голоса, когда душа внутри издает звуки, потому что мы поем не для людей, но для Бога, Который может слышать сердца и проникать в сокровенную глубину нашей души… При таком песнопении, будет ли кто стар или молод, или с грубым голосом, или совершенно не знаком со стройностью пения, в том не будет никакой вины. Здесь требуется целомудренная душа, бодрый ум, сердце сокрушенное, помысл твердый, совесть чистая. Если с такими качествами ты вступишь в святый хор Божий, то можешь стать наряду с самим Давидом».

Святитель Иоанн Златоуст

«Горе и тебе, регент, великое горе, если в деле твоем ты даешь место лени, холодности, рассеянности, если не вникаешь в божественный смысл песнопений, не трепещешь пред величием его; если, воспевая Бога, витаешь мыслями в местах сутолоки житейской. Если так, вспомни слова писаний: «Проклят всяк, творящ дело Божие с небрежением» (Иерем. 48, 10). Горе тому хору, который мешает молиться либо чересчур сладкой чувственной музыкой, либо враньем, способным возмутить даже необученный слух простолюдина, природным чутьем постигающего фальшивое звучание. Горе и тому хору, который подает дурной пример молящимся своим поведением: разговаривает, хохочет, возится на клиросе, спевается во время чтения псалмов и, вообще, будто не в церкви себя чувствует, совершенно не вникая в смысл службы. В таком поведении певчих, производящем соблазн в молящихся и невольно кладущем особый нецерковный колорит на все пение хора, больше всего виноват бывает регент, ибо ему поручено не только руководство музыкальной стороной дела, но и соблюдение порядка возможно строгого, и даже, отчасти, религиозно-нравственное воспитание певцов».

Протоиерей Анатолий Правдолюбов

Оставить комментарий
Поделиться в: