Литургия верных
На одном из предыдущих уроков в нашей церковной школе мы знакомили учеников с Литургией оглашенных — второй частью Литургии. Сегодня мы продолжаем говорить о главном христианском богослужении. О Литургии верных начинает рассказывать настоятель храма в честь Покрова Божией Матери с. Приволжское священник Артемий Добрынин.
Чтением Святого Евангелия заканчивается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных. Она так называется потому, что в древности во время этой части могли молиться только те, кто уже принял Святое Крещение. У многих может возникнуть вопрос: «А почему оглашенные не допускались до молитвы на Литургии верных?». Потому что для человека, «не приобщенного благодати, не рожденного свыше, чье сердце не пережило духовного переворота от встречи с Богом», сокрыта духовная составляющая богослужения. И оно может показаться лишь красочным театральным действом, но не священнодейством.
Урок литургики
Молитвы оглашенных
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Евхаристия называется Таинством — ибо то, во что мы верим, отлично от того, что мы видим, ибо видим одно, а веруем в другое… Когда я слышу упоминание о Теле Христовом, я понимаю сказанное в одном смысле, а неверующий — в другом». Вот почему перед началом этой части Литургии возглашается ектения, во время которой закрываются Царские врата, и священник творит молитву об оглашенных, испрашивая у Бога милостей для готовящихся к Крещению. Причем если в первом прошении мы призываем помолиться самих оглашенных, то во втором верные призываются молиться об оглашенных.
Эти молитвы имеют отношение именно к оглашенным. Часто приходится наблюдать, как при возгласе диакона «Оглашеннии, главы ваша Господеви преклоните» стоящие в храме крещеные люди наклоняют головы. Может быть, для смирения это и хорошо, но с точки зрения богослужения — бессмысленно.
Молитва заканчивается возгласом: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Во время произнесения возгласа священник начертывает губкой (небольшая губка для сбора крошек) крест над антиминсом.
За возгласом «Да и тии с нами славят…» диакон предлагает некрещеным покинуть молитвенное собрание. Так было в древней Церкви, сейчас такой традиции не сохранилось: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этим начинается главная часть — Литургия верных.
Священник читает первую молитву верных (молитва приводится в переводе на русский язык): «Благодарим Тебя, Господи, Боже небесных сил, сподобивший нас предстать перед святым Твоим жертвенником и припасть к доброте Твоей, прося прощения наших грехов и грехов всех верующих в Тебя. Приими, Боже, молитву нашу, соделай нас достойными приносить Тебе молитвы и просьбы и Саму Евхаристическую Жертву о всех людях Твоих. И укрепи нас, которых Ты поставил на это служение, в силе Духа Святого, неосужденно, непреткновенно, с чистой нашей совестью, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте. Да будешь Ты, внимая нам, милостив к нам, по великой Твоей благости».
Далее следует вторая ектения верных. Она похожа по своим прошениям на мирную ектению, но несколько сокращена. В этот момент священник также творит молитву. Характерно, что священник говорит не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе». Это подчеркивает особый соборный характер евхаристической молитвы. Ведь только то евхаристическое приношение раскрывает всю глубину церковной молитвы, которое является выражением соборной полноты и которое совершается не втайне от молящихся, a «единеми усты и единем сердцем».
Херувимская песнь
После возгласа «Яко да под державою…» певцы начинают пение Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе (т. е. мы, которые таинственно изображаем Херувимов) и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех (т. е. всяческих) подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
«Ангельскими невидимо дориносима чинми» — в древности, триумфально возвращаясь домой, победители несли своего полководца или наиболее отличившихся героев на копьях, положенных на плечи. Здесь используется тот же образ: мы переносим хлеб и вино, которые станут Телом и Кровью Господа, а Ангелы невидимо сопровождают нас, неся Господа как бы на своих крыльях.
Певцы поют первую часть Херувимской песни только до входа, а когда иерей войдет в алтарь, певчие заканчивают: «Яко да Царя всех…». Во время пения священник читает соответствующую молитву, а диакон совершает каждение (молитва приводится в переводе на русский язык): «Никто из связанных плотскими похотями и удовольствиями недостоин приступать, приближаться к Тебе или служить Тебе, Царю Славы, ибо служение Тебе страшно даже для небесных ангельских Сил. Но Ты, по несказанной и безмерной Своей любви к человеку, став Человеком и Первосвященником нашим, заповедал нам это богослужение (Божественную литургию) и принесение бескровной Жертвы. Ты Один — Господь Бог наш — владычествуешь надо всем, что на небе и на земле, Ты — носимый по небу Херувимами на троне, Ты — Господин Серафимов и Царь Израиля, единственный Святой и обитающий во Святых. Тебя Одного, благого и внимающего мольбам, прошу, обрати Свой взор на меня, грешного и непотребного раба Твоего. Очисти мою душу и сердце от нечистой совести и удостой меня силою Святого Духа, облеченного благодатью священства, предстать Святому Твоему престолу и совершить священнодействие Пречистого Твоего Тела и Честной Драгоценной Твоей Крови. К Тебе припадаю, преклонив свою голову, и молю Тебя: не отвернись от меня, не извергни из числа детей Твоих, но позволь, чтобы через меня, ленивого и грешного, были принесены Тебе Дары сии. Ибо Ты — приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Составление этой молитвы приписывается святителю Василию Великому. Как уже указано выше, во время чтения этой молитвы и совершения каждения певцы поют Херувимскую песнь. Составлена она и введена в употребление в VI веке во время царствования Юстина II. Она является подготовкой всего молитвенного собрания к перенесению Даров с жертвенника на престол.
Диакон заканчивает каждение, и эту же песнь произносят сами священнослужители в алтаре вполголоса, причем священник говорит первую часть молитвы, a диакон ее заканчивает.
Великий вход
После прочтения священнослужителями Херувимской песни они идут к жертвеннику. Иерей кадит Дары, диакон обращается к нему со словами: «Возми, владыко». Священник берет возду/х, которым покрыты оба святых сосуда, и полагает его на левое плечо диакона со словами «Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа» (т. е. поднимите руки ваши к святыне) (Пс. 133, 2).
Диакон стоит справа от жертвенника на одном колене, держа в правой руке принятое им от иерея кадило так, чтобы оно спускалось y него позади плеча. Священник передает дискос диакону со словами (по русской практике) «диаконство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». Диакон, принимая дискос, целует его (т. е. покров на нем), целует руку священника и со словами «священство твое да помянет Господь…» поднимает дискос на свою голову.
Поднявшись с колена, он отходит, чтобы начать процессию Великого входа, в которой он пойдет впереди священника. Священник же берет в свои руки Чашу и следует за диаконом через северные двери. Впереди них идут свещеносцы. Уже на ходу диакон начинает возгласно поминовение, которое продолжает за ним и священник; выйдя из алтаря, они останавливаются на солее лицом к народу и стоят так, пока не закончат поминать всех.
Диакон, закончив свое поминовение, обычно отходит в алтарь через царские двери и становится y правого переднего угла святого престола на колено, держа все так же святой дискос на голове и ожидая входа в алтарь иерея, который и снимет с головы дискос и поставит его на престол. Войдя после поминовения в алтарь вслед за диаконом и помянув один другого согласно предписанию служебника, священник поставляет на престол Святую Чашу.
Затем, произнося тропарь Великой Пятницы «Благообразный Иосиф, с древа снем…» равно как и тропари «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником…» и «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», иерей снимает с головы диакона святой дискос и поставляет его рядом с Чашею, слева от нее.
Священник снимает с сосудов оба покровца и полагает их по предписанию служебника «на единей стране святой трапезы». Воздух он снимает с плеча диакона и, окадив его, т. е. обернув им кадило, чтобы окутать воздух клубами кадильного дыма, священник покрывает воздухом оба святых сосуда. Покрывая воздухом, он снова читает тропарь «Благообразный Иосиф». После этого он принимает кадильницу от диакона, кадит Святые Дары с заключительными словами 50-го псалма, отдает ему кадильницу и говорит: «Помяни мя, брате и сослужителю». Диакон отвечает: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем».
Наклонив голову и держа орарь, диакон обращается к священнику: «Помолися о мне, владыко святый». Священник отвечает словами архангельского приветствия Божией Матери: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк. 1, 35). Диакон продолжает: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего (Рим. 8, 26). Помяни мя, владыко святый». Священник отвечает: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков». При этом священник благословляет диакона. Этот последний отвечает: «Аминь», целует руку иерея и престол и выходит из алтаря северными дверями для произнесения просительной ектении.
Продолжение следует
священник Артемий Добрынин
21 декабря 2015 г.