Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Прославляя Богомладенца Христа

С первых веков нашей эры люди ожидали Рождество Христово с великим трепетом, тщательно готовились к нему. Когда же этот день наступал, они старались подольше удержать праздник в своих сердцах. С течением времени рождались особые традиции — то есть то, что помогало выразить духовную радость, которую испытывали христиане в эти праздничные дни.

 

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост. Во время поста люди стараются духовно и телесно подготовить себя к празднованию Рождества. Накануне Рождества, 6 января, наступает Сочельник — последний и самый строгий день Рождественского поста. Такое название этот день получил от того, что в этот день едят сочиво — блюдо, приготовленное из размоченных зерен пшеницы с медом, сухофруктами, изюмом. Сочиво приготовляется в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от земных семян, чтобы не оскверняться от языческой трапезы. Пророка Даниила православные христиане молитвенно вспоминают перед праздником Рождества Христова.

Накануне Рождества, в шесть часов вечера совершается великое повечерие, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». В полночь совершается само праздничное богослужение, сопровождаемое Ангельским приветствием, которое слышали пастухи в поле в ночь рождения Иисуса Христа.

После праздничного богослужения христиане поздравляют друг друга, садятся за праздничный стол. На Руси особо приветствовались блюда из свинины, различные кулебяки и пироги. В настоящее время никаких характерных блюд рождественского стола, в отличие, например, от Пасхи, нет.

Разговевшись и отдохнув, люди спешат поделиться радостью со всеми близкими и знакомыми. Сейчас все мы с радостью ходим друг к другу в гости, дарим небольшие подарки. На Руси же одной из излюбленных традиций было пение христославных песен. С молитвами и пением ходили по сельским домам церковнослужители, поздравляя верующих. В столице с первыми звуками благовеста процессия, возглавляемая Патриархом, следовала славить Христа и поздравлять государя с Рождеством.

Первыми христославами, как известно из Евангелия, явились Ангелы, следом вифлеемские пастухи, позже волхвы. Обряд славления совершали и миряне, которых так и называли — славильщики. Славлением занимались даже школьники и семинаристы. Посещая дома, они любили приветствовать хозяев латинскими и греческими стихами. Репертуар славильщиков состоял из ирмосов канона на Рождество Христово и связанных с ним тропаря, кондака и величания. Существовал также жанр «христославий» — задушевных рождественских песен, носивших самодеятельный характер.

В XVII веке к традиционному обряду славления добавилось новшество западноевропейского происхождения — вертеп. Он представлял собой переносной ящик, в котором были изображены события и обстоятельства рождения Христа. Сооружение состояло из нескольких уровней. Делались они достаточно большими, из подручных материалов.

В России вертепы развились в святочный кукольный театр с подвижными фигурками. Кукольные спектакли были со временем перемещены из церковной ограды на городские площади. Разыгрываемое действо воспринималось серьезно, сцена в вертепе мыслилась как икона. Никто из исполнителей не дерзал произносить слова от имени Богородицы или Богомладенца.

Вертеп являлся художественной частью народных Святок и соединялся с хождением с рождественской звездой, декламированием стихотворений, пением духовных стихов. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала рождественская елка, традиция вертепных представлений в некоторых местах была совсем забыта. Однако ныне рядом с елками в прихрамовых двориках все чаще возникает инсценированная вифлеемская история.

Мы попросили рассказать о рождественских традициях в семье и на приходе священнослужителей Покровской епархии.

Настоятель храма в честь святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка протоиерей Димитрий Шевченко:

— В семье, где я рос, о празднике Рождества и речи не было. Существовал только Новый год. Ведь, говоря о традициях, мы подразумеваем передачу их, по крайней мере, от одного поколения другому. У нас же эти традиции появились совсем недавно. До того, как я стал священником, трое моих детей ходили в воскресную школу при храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в г. Саратове. Мы вместе ходили на праздничную службу, потом на утренник в воскресной школе, а затем отправлялись по гостям с колядками. Пели их всей семьей. Когда же переехали в Дьяковку, в наше первое же Рождество поставили импровизированный утренник. Сейчас мы уже ставим более серьезный спектакль на приходе, серьезно готовимся к нему, репетируем, с каждым годом участников становится все больше.

foto_8_2.jpgЧто касается именно семейных традиций, то вся жизнь священника связана с приходом. Поэтому то, что происходит в храме, — это и есть наши традиции.

Настоятель храма во имя святых царственных страстотерпцев р. п. Озинки протоиерей Стахий Жулин:

— В семье у меня четверо детей. Традиция нашей семьи заключается, прежде всего, в подготовке к Рождеству. Мы готовим вкусные яства на праздничный обед, подарки близким. Как и положено православным христианам, ожидаем богослужение, на ночной Божественной литургии все стараемся причаститься.

На приходе у нас также сложились свои традиции. Обычно либо в сам день Рождества Христова, либо на второй день мы для воспитанников воскресной школы, детей прихожан и тех, кто посещает богослужения, проводим Рождественскую елку, дарим подарки. Этот год не стал исключением, мы усердно готовимся к Рождеству. Традиционно дети вместе с родителями участвуют в благотворительных ярмарках: делают поделки, готовят сладости и угощения. Последняя ярмарка прошла 13 декабря. То есть дети собственными руками готовят себе подарки. Все участвуют в Рождественском празднике, в богослужениях. Каждый человек, так или иначе, старается поздравить Богомладенца.

Те, кто не смог прийти на ночное богослужение, идут утром на молебен и молятся там, славят родившегося Христа, принося ему свое сердце, любовь, веру, надежду, как те мудрецы, что пришли вслед за Вифлеемской звездой.

Настоятель храма во имя апостола Андрея Первозванного г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий:

— Вырос я в окрестностях Свято-Успенской Почаевской Лавры. Такой замечательный край был! Русские, украинцы, белорусы — все жили вместе, ведь это один православный христианский народ, одна история. И рождественские традиции там были чудесные.

Как и везде — праздник Рождества предварял Рождественский пост. Мы читали утром и вечером молитвы, жития святых, ходили в церковь, исповедовались, причащались. Моя бабушка водила нас в церковь с самого детства. Она была нашим первым учителем Закона Божьего и библейской истории — обо всем рассказывала нам, детям, перед сном. Мы постились и ждали с нетерпением чуда Рождества: когда будет красивая праздничная служба, накроют стол, мы разговеемся.

Весь пост мама или бабушка вечерами учили нас духовным песнопениям, с которыми мы колядовали с Рождества до самого Крещения. В советское время эти песнопения здесь были уже забыты, а там, на Украине, их помнили всегда, так как под влияние большевизма Украина не сильно попала. Западная Украина как духовный форпост была.

Колядование было для нас самым ожидаемым событием. Сначала, конечно, служба: людей много в храме было. Затем рождественский стол, поздравления. В следующие три дня люди ходили на богослужение, обязательно утром, вечером уже кто как мог. А после службы три дня посвящали рождественским встречам — ходили к родственникам. Это была наша хорошая, семейная традиция. В каждом доме накрывали столы. И все радовались.

В первый день шли к бабушке, пекли три длинных калача с плетками, с косичками красивыми сверху — то есть «несли бабушке вечерю». Бабушку надо было покормить. Бабушка, в свою очередь, тоже что-то готовила для нас: конфеты, например. Тогда конфеты мы редко видели. А вечером уже колядовали. Собирались по двое, по трое, а то и больше — и ходили по домам. Подходили к окну и пели настоящие духовные стихи — те, что родившегося Христа прославляли. Сейчас иногда детки приходят к нам и поют: «Коляда-коляда, отворяй ворота». Там же были совсем другие стихи, именно славящие Господа. Много таких песнопений мы знали, сейчас я лишь несколько помню.

Как споем — нам угощенье дают или копеечки — желтенькие и беленькие. Обязательно к батюшке шли, он жил во дворе храма. У него окошко всегда в доме открыто было, и к нему очередь выстраивалась. Он нам всегда давал беленькие монетки — то есть 50 копеек, а это много было.

Одно время нам даже запрещали колядовать, учителя с фонариками высматривали, а мы все равно ходили. Неистребимая традиция это была.

На следующий день, второй, шли к крестным, или крестные приходили к своим крестникам. Тоже несли «рождественскую вечерю».

Такая была радость, дружба, такое было отношение друг к другу, к колядкам. Колядовал даже церковный хор, таким образом собирая пожертвования на церковь. Ходили ребята со звездой, делали импровизированные представления — один несет звезду, другой вертеп, третьи одевались в пастухов, воинов.

Потом встречали Новый год. Обязательно утром шли на службу, а после в карманы или варежку насыпали зерна, заходили в дом и посевали его, приговаривая: «Сеем-сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем». Тогда нам тоже что-нибудь дарили.

На Крещение колядовали в последний раз, но называлось это щедрованием, а исполняемые песни — щедринками.

Вот так в великой духовной радости проходили эти праздники. С Рождеством Христовым!

Юлия Ульянова

 

Теги: Рождество Христово.
Оставить комментарий
Поделиться в: