Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

От земного сокровища к небесному

В первые века становления христианства в Римской империи некоторые женщины из среды высшей римской аристократии отрекались от суеты мира и ступали на тесный путь, ведущий в Царство Небесное. Они без сожаления оставляли свое богатство, мирскую славу и беспечную жизнь, чтобы посвятить себя подвижническим трудам. Преподобная Мелания первая из знатных римлянок устремилась на этот путь. Ее память Православная Церковь совершает 13 января.


Будущая преподобная родилась в 383 году. Ее родители — люди именитые и богатые — видели в дочери наследницу и продолжательницу рода, но девочка с детства стремилась к Богу. Родители выдали ее замуж в 14 лет, желая воспрепятствовать планам дочери на монашескую жизнь. Ее муж Апиниан был тоже христианин, равный ей и по происхождению. Ему она открылась, рассказав о желании посвятить свою жизнь служению Господу. Апиниан согласился жить в отречении от мира, но лишь по рождению у них двух продолжателей рода.

Однако супругам было не суждено оставить после себя наследников. Их сын и дочь умерли, а сама Мелания едва пережила последние роды. Муж, испугавшись за жизнь любимой супруги, дал обет по ее выздоровлению жить с ней как брат и сестра.

Между тем родители Мелании противились их желанию посвятить себя Богу. Только когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он попросил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться.

Супруги оставили свой роскошный дом и отправились в одно из своих имений в окрестностях Рима. Для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании всего 20. Супруги принялись распродавать свои многочисленные богатые имения, а на вырученные от продажи деньги основывали церкви и монастыри. Золото, драгоценности, дорогие сосуды и ткани жертвовали для богослужения. Сами же они ходили во власянице и довольствовались малым.

Когда в 410 году Рим разграбили готы под предводительством короля Алариха, добродетельные супруги перебрались в Северную Африку, продолжая и там благотворительную жизнь. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21) — такой совет дал Спаситель ищущим совершенства. Не в пример богатому юноше из евангельского рассказа святая Мелания с радостью расставалась со всем, что имела, чтобы последовать за Господом.

В то же время она продолжала смирять свою плоть строгим постом, а душу укрепляла постоянным чтением Слова Божия, переписывая священные книги и раздавая неимущим.

Далее путь супругов лежал в святой Иерусалим, где они раздали последние средства. Блаженная удалилась в одинокое место на горе Елеонской, лишь изредка встречаясь со своим братом во Христе Апинианом. Освободившись от всех земных уз, она ступила на поприще подвижничества. Святая, которой не было еще и 30 лет, ради любви Божией возложила на себя самые суровые подвиги.

Постепенно к преподобной Мелании присоединились многие девы, ищущие уединения, и в 431 году организовался монастырь, в котором был принят римский богослужебный устав. Вскоре количество насельниц увеличилось до 90 человек. Сама же святая Мелания смиренно отказалась руководить новой обителью и назначила другую настоятельницу, взяв на себя лишь духовное окормление сестер. Она с большой радостью учила их соблюдать тело и помыслы в чистоте, свято хранить православную веру. «Любые добродетели и любые подвиги тщетны без любви. Диавол способен изображать любую из наших добродетелей, но побеждаем бывает единственно смирением и любовью», — говорила святая.

Когда в 432 году, приняв монашеский постриг, скончался супруг и духовный брат Мелании Апиниан, она погребла его возле той самой пещеры, где Господь предсказал апостолам падение Иерусалима.

После этого святая поручила ученику и своему будущему биографу священнику Геронтию основать на месте Вознесения Спасителя мужской монастырь, в котором сама исполняла обязанности духовника, что явилось исключительным примером в истории Церкви.

В конце 436 года святая Мелания отправилась в Константинополь по просьбе своего дяди-язычника, могущественного вельможи Волузиана. Прибыв в город, она обнаружила дядю тяжело больным. Под влиянием ее бесед больной оставил язычество и умер христианином. К святой Мелании за наставлением неоднократно обращалась византийская императрица Евдокия, почитавшая ее как духовную мать.

В 439 году, вернувшись в свой монастырь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах выслушали они ее последние наставления.

Испросив молитв сестер и заповедав блюсти себя в чистоте, с радостью приобщившись Святых Таин, святая Мелания кротко и спокойно предала свою душу Господу.

* * *

Скромная обитель Святой Земли

монастырь преподобной Мелании.jpgНедалеко от Храма Гроба Господня находится монастырь преподобной Мелании Римляныни, именуемый также «Великая Панагия». Внизу, прямо под церковью расположена пещера, где подвизалась великая подвижница.

Об этом монастыре упоминает русский паломник игумен Даниил, посетивший Святую Землю в начале XII века: «И прииде на место то Святая Богородица и узре с горы тоя Сына Своего распинаема на кресте, ужасеся вельми, и согнувся седе, печалию и рыданием одержима бяше. А то место подалее от Распятия Христова, якоже полтараста сажен далее на запад от Распятия. И есть на месте том монастырь во имя святыя Богородицы, а в нем церковь добра…».

Снаружи ничто не говорит нам о том, что здесь расположена святая обитель. Это небольшой храм среди достаточно убогих жилых домов. Это и неудивительно, потому что в Иерусалиме монастырями называются дома, по внешнему виду ничем не отличающиеся от прочих городских зданий, а некоторые по своему назначению следовало бы называть не монастырями, а странноприимницами, так как они служат исключительно для помещения богомольцев.

Нынешнее название обители «Великая Панагия» происходит от одноименной древней Богородичной иконы, обретенной в пепле храма в честь Воскресения Христова после пожара 1808 года.

В монастыре две церкви — нижняя и верхняя. В верхней хранятся частицы мощей древних святых, среди которых частицы мощей апостола Иакова, брата Господня, а также мощи мучеников, пострадавших в 614 году от персидского нашествия. В обители стараниями святой Мелании были погребены мощи святых: пророка Божия Захарии, первомученика Стефана и сорока святых, принявших муку в Севастии. Здесь же находится уникальная икона мученика Анвара, мощи святых мучеников Кириака и Иулиты, а также мощи Омара Турчанина, умученного за исповедание Христовой веры при виде чуда схождения Благодатного огня.

Из нижней церкви есть подземный ход в небольшую продолговатую пещеру, где преподобная Мелания проводила свою подвижническую жизнь. Каменное ложе в ней служило местом отдохновения после труда и молитвы. Какое-то время здесь находились и ее мощи, которые впоследствии крестоносцы перевезли в Венецию. В настоящее время честные останки святой пребывают в Риме, в церкви Санто-Стефано-Ротондо.

В монастыре паломникам показывают древнее харатейное Евангелие, которым инокини очень дорожат. Надписи, сделанные на полях, указывают на XV и XVI столетия. На святыне серебро-позлащенный оклад и надпись вязью.

Святая обитель радушно открыта для всех, кто желает приобщиться к вере и поклониться святыням монастыря.

  Подготовила Наталия Бондаренко

Оставить комментарий
Поделиться в: