Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Без людей нет храма

Сельский приход. Наверное, это тихое местечко вдали от городской суеты, маленький аккуратный храмик, напоминающий уединенное пристанище на лоне природы, дружная и крепкая паства — ни дать, ни взять — настоящая семья. Наверное, молиться здесь очень хорошо. Наверное, и служить здесь батюшке просто замечательно. Впрочем, хватит обывательских рассуждений. Есть более компетентные рассказчики. Например, священник Димитрий Волков, настоятель нескольких храмов в удаленных и малочисленных поселениях.

Как найти себя

Становиться служителем Божиим отец Димитрий вроде бы не собирался. В семье глубоко верующей была только бабушка. Серафима Леонтьевна Пряжникова пела на клиросе, читала Псалтирь по усопшим и просто чтила Бога, что и передалось ее внукам. Одному точно. После окончания школы отец Димитрий перебрался из родного поселка Возрождение Хвалынского района в Саратов к родственнице и поступил в Саратовский техникум железнодорожного транспорта. Поворот в сторону храма был таким же неожиданным, как и дальнейшие события. Воцерковление началось вместе с переездом. Тетя Светлана Николаевна часто ходила в храм, подолгу молилась дома, а душа племянника, оказалось, уже давно тянулась к тому же. В будни сразу после занятий студент бегал в храм, в выходные его можно было встретить там же. Иногда даже обязательные для посещения воскресные пары не становились преградой к участию в богослужении. В объяснительных будущий священник так и писал: «Седьмой день нужно посвящать Богу».

Впервые исповедался и причастился отец Димитрий в Духосошественском соборе г. Саратова. «Помню, тогда я ощутил духовный голод, тягу к храму и православной литературе», — говорит батюшка. На его книжной полке появились Священное Писание, молитвослов, «Духовное наследие» преподобного Варсонофия Оптинского, наставления преподобных Сергия Радонежского, Никона Оптинского и Паисия Величковского. И в итоге юноша задумался о служении Господу. До храма он был совершенно другим человеком: влек мир, работа, учеба. А теперь — богослужение, особенно архиерейское, и слова Христа: Я не от сего мира (см.: Ин. 8, 23).

Через некоторое время юноша взял благословение у настоятеля Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова игумена Мануила (Илюшина) нести послушание в обители. Благословили на три месяца, а так хотелось бы остаться с братией на всю жизнь… Отец Димитрий молился, трудился, причащался по нескольку раз в неделю. Словом, пребывал в состоянии неописуемой духовной радости. Однако родители Николай Васильевич и Людмила Павловна этих чувств не разделили. Поэтому пришлось завершать обучение в техникуме и думать, что же делать потом. С просьбой определить его дальнейшую судьбу выпускник обращался к святителю Николаю. И вот, получив диплом, твердо решил — нужно поступать в семинарию. Это намерение отец с матерью одобрили, а потом и сами обрадовали сына, сообщив о предстоящем венчании.

Перед вступительными испытаниями батюшка не спал. В памяти всплывали страшные рассказы о том, как умудренные иподиаконским и алтарническим опытом абитуриенты поступали в семинарию с третьего, а то и пятого раза. А с себя-то что взять: алтарником не был, в хоре не пел, с уставом едва знаком. Но как-то обошлось. И на первом курсе семинариста Дмитрия пригласили в учебный хор. Сначала помолчать и послушать, потом на партию первого тенора. Ну, а дальше и место в Архиерейском хоре нашлось.

В период учебы семинарист не оставлял надежды принять монашество. С девушками не знакомился, все кандидатуры, выдвинутые друзьями, отметал. Кроме одной. Увидев Марину в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», отец Димитрий не удержался и подошел к ней. Спустя полтора года пара обвенчалась, а сейчас уже растят троих детей… Приближалось время хиротонии. Сначала диаконской, затем — священнической. «Слова Владыки Лонгина (ныне Митрополита Саратовского и Вольского) о моем скором рукоположении были для меня и радостью, и ударом одновременно», — улыбается батюшка, вспоминая, насколько нежданным было это известие.

Началась новая насыщенная жизнь. Отец Димитрий постоянно был в разъездах: на выходные отправлялся служить в храмы поселков Северный и Возрождение, потом возвращался в Духосошественский собор. По окончании семинарии эти же сельские храмы батюшка получил в свое ведение, чему очень обрадовался. Ведь к тому моменту он успел познакомиться с другом и наставником священником Виталием Колпаченко, прихожанами, немного послужить, привыкнуть к храму…

Список дел

Ехать в село Малое Перекопное совсем не хотелось. Что такое жизнь и служение в глубинке? Оставленность и одиночество с примесью тоски. Некому подсказать, направить. Год потребовался на то, чтобы побороть унылые мысли и настроиться на верный лад, вспомнив, что главная обязанность священника — богослужение, которое помогает преодолевать трудности, и спасение душ человеческих.

Первым делом батюшка взялся за благоустройство большого древнего Свято-Троицкого храма, пережившего и лютую ненависть безбожников, и бесстрастный бег времени. Церковный староста В. Т. Петров и прихожанки храма сотрудник сельской администрации Е. Н. Курбатова и библиотекарь С. А. Карташова своими силами положили начало возрождению храма. Отцу Димитрию предстояло это дело продолжить — поднимать дом Божий если не из руин, то из состояния, близкого к этому.

В 2003 и 2010 годах произошли важнейшие события в жизни прихода — положение антиминса и великое освящение храма, совершенные Митрополитом Лонгином. «Этот храм благодатный. Он притягивает к себе людей. Сюда приезжают верующие из Саратова, Москвы, даже из-за рубежа», — рассказывает настоятель. На престольный праздник обычно собирается много народу: местные жители, гости. Праздник отмечают широко — после Литургии идут крестным ходом по селу, устраивают концерт и совместную трапезу. На другие торжества отец Димитрий старается привезти какую-нибудь святыню. «Привозил Табынскую икону Божией Матери. Впрочем, есть и у нас в храме свой чтимый образ», — говорит священник, показывая икону Казанской Божией Матери, которую расстреляли в годы гонений.

Параллельно отец Димитрий занимался устроением церковной жизни. Не сказать, что она была не налажена. Но после того как в Свято-Троицком храме сменился пятый настоятель, ряды прихожан заметно поредели. И что делать? Как вернуть людей? «В первую очередь, работать над собой», — отвечает батюшка. В селе пристально смотрят за семьей священника, его служением, поэтому нужно быть, чего уж скромничать, эталоном. Впрочем, с любовью и уважением таким, каков есть, отца Димитрия принял основной костяк прихожан. Всего несколько человек, но зато каждый день в храме: среди них и алтарники, и чтецы, и певчие, и работники церковной лавки. Помощники нужны всегда.

Так же, как и благотворители. На средства местных спонсоров батюшка приобрел утварь, облачения, иконы и 5 колоколов для звонницы. В селе было настоящее торжество. На освящение пришли от мала до велика, любой мог приобщиться к звонарскому искусству. Верующие тоже помогают, чем могут. Жертвуют книги в храмовую библиотеку, собирают вещи, закупают продукты, чтобы раздать малоимущим. В общем, старается приход быть приходом.

Однако переживаний у батюшки меньше не становится. Что ни говори, молодежи в селе нет, а многие верующие достигли такого почтенного возраста, что не могут молиться за богослужением. «На службу обычно приходит человек 20. А иногда молимся и в пустом храме», — продолжает батюшка, отмечая, что жизнь села имеет свои особенности: здесь свой ритм жизни, свой распорядок дня. Да что там, своя погода. Прошлой зимой из-за сильного снегопада на чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского смог прийти только один человек. Сейчас, собираясь на службу, батюшка по сугробам объезжает дома прихожан, чтобы захватить кого-нибудь с собой. «Конечно, нужно общаться, говорить, объяснять, проповедовать, призывать. Мне хочется больше внимания уделять людям, а не стройке, ведь без прихода нет храма», — размышляет настоятель.

А вот той самой стройке нет конца. В ремонте и реставрации нуждается Свято-Троицкая церковь. При этом в селах Сухой Отрог и Сулак есть еще два храма — во имя святого равноапостольного князя Владимира и в честь Казанской иконы Божией Матери. Точнее, неказистые приспособленные помещения, где нужно делать ремонт (читайте: строить настоящие храмы по всем правилам) и совершать можно только требы. В Сулаке строительство началось. Фундамент заложен, пока идет кладка алтаря, инициативные жители занимаются благоустройством того, что есть: чинят крыльцо, копят на ремонт крыши и ограду.

Подарок настоятелю

4.1 стр.JPG«А вот при Свято-Троицком храме я бы хотел открыть воскресную школу», — мечтает отец Димитрий. В настоящее время занятия для маленьких прихожан проходят на базе сельской общеобразовательной школы. Правда, не регулярно, но все же батюшка ищет возможности организовать непрерывный учебный процесс. Благо, есть единомышленники из числа педагогов, да и школьники не прочь пообщаться со священником. Отца Димитрия приглашают на уроки и различные школьные мероприятия, а помимо светских праздников теперь проводят еще и церковные. Сейчас вот рождественские.

В ночь на 7 января в Свято-Троицком храме настоятель совершил торжественное богослужение, а после с верующими принялся за трапезу, которую готовили все вместе. Прихожане накрыли столы, местные предприниматели пожертвовали ароматную выпечку, батюшка привез подарки. Едва успев встретить праздник в храме, отец Димитрий побежал в местный клуб, где 8 января прошел утренник с участием школьников. Ребята ждали этого дня: придумывали сценарий, разучивали песни, готовили кукольное представление о рождении Младенца Христа и, конечно, ждали батюшку с матушкой. Их участие обязательно, ведь они знакомят зрителей с Рождеством через прекрасные рождественские песнопения и… вручают вкусные и полезные подарки. Ну, а для самого отца Димитрия, по его же словам, самый лучший и дорогой подарок от паствы — ответное тепло и внимание.

Дарья Хохлова

Фото Алексея Лузгана

Оставить комментарий
Поделиться в: