Без людей нет храма
Как найти себя
Становиться служителем Божиим отец Димитрий вроде бы не собирался. В семье глубоко верующей была только бабушка. Серафима Леонтьевна Пряжникова пела на клиросе, читала Псалтирь по усопшим и просто чтила Бога, что и передалось ее внукам. Одному точно. После окончания школы отец Димитрий перебрался из родного поселка Возрождение Хвалынского района в Саратов к родственнице и поступил в Саратовский техникум железнодорожного транспорта. Поворот в сторону храма был таким же неожиданным, как и дальнейшие события. Воцерковление началось вместе с переездом. Тетя Светлана Николаевна часто ходила в храм, подолгу молилась дома, а душа племянника, оказалось, уже давно тянулась к тому же. В будни сразу после занятий студент бегал в храм, в выходные его можно было встретить там же. Иногда даже обязательные для посещения воскресные пары не становились преградой к участию в богослужении. В объяснительных будущий священник так и писал: «Седьмой день нужно посвящать Богу».Впервые исповедался и причастился отец Димитрий в Духосошественском соборе г. Саратова. «Помню, тогда я ощутил духовный голод, тягу к храму и православной литературе», — говорит батюшка. На его книжной полке появились Священное Писание, молитвослов, «Духовное наследие» преподобного Варсонофия Оптинского, наставления преподобных Сергия Радонежского, Никона Оптинского и Паисия Величковского. И в итоге юноша задумался о служении Господу. До храма он был совершенно другим человеком: влек мир, работа, учеба. А теперь — богослужение, особенно архиерейское, и слова Христа: Я не от сего мира (см.: Ин. 8, 23).
Через некоторое время юноша взял благословение у настоятеля Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова игумена Мануила (Илюшина) нести послушание в обители. Благословили на три месяца, а так хотелось бы остаться с братией на всю жизнь… Отец Димитрий молился, трудился, причащался по нескольку раз в неделю. Словом, пребывал в состоянии неописуемой духовной радости. Однако родители Николай Васильевич и Людмила Павловна этих чувств не разделили. Поэтому пришлось завершать обучение в техникуме и думать, что же делать потом. С просьбой определить его дальнейшую судьбу выпускник обращался к святителю Николаю. И вот, получив диплом, твердо решил — нужно поступать в семинарию. Это намерение отец с матерью одобрили, а потом и сами обрадовали сына, сообщив о предстоящем венчании.
Перед вступительными испытаниями батюшка не спал. В памяти всплывали страшные рассказы о том, как умудренные иподиаконским и алтарническим опытом абитуриенты поступали в семинарию с третьего, а то и пятого раза. А с себя-то что взять: алтарником не был, в хоре не пел, с уставом едва знаком. Но как-то обошлось. И на первом курсе семинариста Дмитрия пригласили в учебный хор. Сначала помолчать и послушать, потом на партию первого тенора. Ну, а дальше и место в Архиерейском хоре нашлось.
В период учебы семинарист не оставлял надежды принять монашество. С девушками не знакомился, все кандидатуры, выдвинутые друзьями, отметал. Кроме одной. Увидев Марину в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», отец Димитрий не удержался и подошел к ней. Спустя полтора года пара обвенчалась, а сейчас уже растят троих детей… Приближалось время хиротонии. Сначала диаконской, затем — священнической. «Слова Владыки Лонгина (ныне Митрополита Саратовского и Вольского) о моем скором рукоположении были для меня и радостью, и ударом одновременно», — улыбается батюшка, вспоминая, насколько нежданным было это известие.
Началась новая насыщенная жизнь. Отец Димитрий постоянно был в разъездах: на выходные отправлялся служить в храмы поселков Северный и Возрождение, потом возвращался в Духосошественский собор. По окончании семинарии эти же сельские храмы батюшка получил в свое ведение, чему очень обрадовался. Ведь к тому моменту он успел познакомиться с другом и наставником священником Виталием Колпаченко, прихожанами, немного послужить, привыкнуть к храму…
Список дел
Ехать в село Малое Перекопное совсем не хотелось. Что такое жизнь и служение в глубинке? Оставленность и одиночество с примесью тоски. Некому подсказать, направить. Год потребовался на то, чтобы побороть унылые мысли и настроиться на верный лад, вспомнив, что главная обязанность священника — богослужение, которое помогает преодолевать трудности, и спасение душ человеческих.Первым делом батюшка взялся за благоустройство большого древнего Свято-Троицкого храма, пережившего и лютую ненависть безбожников, и бесстрастный бег времени. Церковный староста В. Т. Петров и прихожанки храма сотрудник сельской администрации Е. Н. Курбатова и библиотекарь С. А. Карташова своими силами положили начало возрождению храма. Отцу Димитрию предстояло это дело продолжить — поднимать дом Божий если не из руин, то из состояния, близкого к этому.
В 2003 и 2010 годах произошли важнейшие события в жизни прихода — положение антиминса и великое освящение храма, совершенные Митрополитом Лонгином. «Этот храм благодатный. Он притягивает к себе людей. Сюда приезжают верующие из Саратова, Москвы, даже из-за рубежа», — рассказывает настоятель. На престольный праздник обычно собирается много народу: местные жители, гости. Праздник отмечают широко — после Литургии идут крестным ходом по селу, устраивают концерт и совместную трапезу. На другие торжества отец Димитрий старается привезти какую-нибудь святыню. «Привозил Табынскую икону Божией Матери. Впрочем, есть и у нас в храме свой чтимый образ», — говорит священник, показывая икону Казанской Божией Матери, которую расстреляли в годы гонений.
Параллельно отец Димитрий занимался устроением церковной жизни. Не сказать, что она была не налажена. Но после того как в Свято-Троицком храме сменился пятый настоятель, ряды прихожан заметно поредели. И что делать? Как вернуть людей? «В первую очередь, работать над собой», — отвечает батюшка. В селе пристально смотрят за семьей священника, его служением, поэтому нужно быть, чего уж скромничать, эталоном. Впрочем, с любовью и уважением таким, каков есть, отца Димитрия принял основной костяк прихожан. Всего несколько человек, но зато каждый день в храме: среди них и алтарники, и чтецы, и певчие, и работники церковной лавки. Помощники нужны всегда.
Так же, как и благотворители. На средства местных спонсоров батюшка приобрел утварь, облачения, иконы и 5 колоколов для звонницы. В селе было настоящее торжество. На освящение пришли от мала до велика, любой мог приобщиться к звонарскому искусству. Верующие тоже помогают, чем могут. Жертвуют книги в храмовую библиотеку, собирают вещи, закупают продукты, чтобы раздать малоимущим. В общем, старается приход быть приходом.
Однако переживаний у батюшки меньше не становится. Что ни говори, молодежи в селе нет, а многие верующие достигли такого почтенного возраста, что не могут молиться за богослужением. «На службу обычно приходит человек 20. А иногда молимся и в пустом храме», — продолжает батюшка, отмечая, что жизнь села имеет свои особенности: здесь свой ритм жизни, свой распорядок дня. Да что там, своя погода. Прошлой зимой из-за сильного снегопада на чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского смог прийти только один человек. Сейчас, собираясь на службу, батюшка по сугробам объезжает дома прихожан, чтобы захватить кого-нибудь с собой. «Конечно, нужно общаться, говорить, объяснять, проповедовать, призывать. Мне хочется больше внимания уделять людям, а не стройке, ведь без прихода нет храма», — размышляет настоятель.
А вот той самой стройке нет конца. В ремонте и реставрации нуждается Свято-Троицкая церковь. При этом в селах Сухой Отрог и Сулак есть еще два храма — во имя святого равноапостольного князя Владимира и в честь Казанской иконы Божией Матери. Точнее, неказистые приспособленные помещения, где нужно делать ремонт (читайте: строить настоящие храмы по всем правилам) и совершать можно только требы. В Сулаке строительство началось. Фундамент заложен, пока идет кладка алтаря, инициативные жители занимаются благоустройством того, что есть: чинят крыльцо, копят на ремонт крыши и ограду.
Подарок настоятелю
В ночь на 7 января в Свято-Троицком храме настоятель совершил торжественное богослужение, а после с верующими принялся за трапезу, которую готовили все вместе. Прихожане накрыли столы, местные предприниматели пожертвовали ароматную выпечку, батюшка привез подарки. Едва успев встретить праздник в храме, отец Димитрий побежал в местный клуб, где 8 января прошел утренник с участием школьников. Ребята ждали этого дня: придумывали сценарий, разучивали песни, готовили кукольное представление о рождении Младенца Христа и, конечно, ждали батюшку с матушкой. Их участие обязательно, ведь они знакомят зрителей с Рождеством через прекрасные рождественские песнопения и… вручают вкусные и полезные подарки. Ну, а для самого отца Димитрия, по его же словам, самый лучший и дорогой подарок от паствы — ответное тепло и внимание.
Дарья Хохлова
Фото Алексея Лузгана
25 января 2016 г.