Может ли быть брак вне брака?
Хочу поделиться ситуацией, которая сложилась в нашей семье и не дает мне покоя. Я была рада, когда вслед за мной моя дочь стала приобщаться к церковной жизни, начала ходить в храм, посещать церковные службы, совершать дома молитвенное правило. До недавнего времени она исповедовалась и причащалась, пока однажды священник не допустил ее до Причастия, узнав на исповеди, что она живет с молодым человеком вне брака. После этого дочь перестала исповедоваться, потому что продолжает сохранять эти внебрачные отношения. Мол, какой смысл в покаянии, если ты заведомо знаешь, что будешь снова совершать этот тяжкий грех. Я, конечно же, переживаю. Не исповедуясь и не причащаясь, мы отдаляемся от Бога, не получаем Божией благодати, копим в своей душе грехи, за которые придется отвечать на Страшном Суде. К сожалению, в наше время такие свободные отношения между мужчиной и женщиной стали обычным явлением. Немало семей, живущих в так называемом гражданском браке, в них воспитываются дети…
Ирина Коврова
Прокомментировать эту ситуацию, а также поделиться своими размышлениями о так называемом гражданском браке мы попросили клирика Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священника Аркадия Махсумова.
О браке, и особенно о браке церковном, не хочется говорить поверхностно, менторски, с позиции «можно-нельзя», «хорошо-плохо»… Для того, чтобы выстроить к нему правильное отношение, давайте сначала определимся с тем, что такое брак?
Для крещеного человека семья — это малая Церковь. А что такое Церковь? Это сообщество людей, желающих спасти свои бессмертные души и перенести их из этого временного, такого неспокойного и агрессивного мира, в мир вечный, где уже нет старости, болезней, зависимости, лжи, страстей всяких, а только величайшее блаженство и красота. В мир, где люди находятся в присутствии Бога. В этом мире люди любят друг друга, это идеал отношений всех ко всем.
Но поскольку мы не можем и не умеем так относиться ко всем без исключения, Господь дал нам возможность поучиться в высшей школе заботы и терпения — в семье. Здесь всё начинается с любви — пылкой, романтичной, чтобы с течением жизни, с прибавлением груза лишений, скорбей, испытаний и трудностей осталось хоть какое-то воспоминание о свете той первой любви. Здесь же рождается более высокая любовь — материнская и отцовская. И вот отсюда можно уже брать образы и примеры — видеть в ближнем брата, сестру, сына, дочь, престарелую мать или отца… Прощать друг другу так, как простил бы своим родным, близким, нести их боль и разделять радость.
Христианская семья — это еще и школа, хранящая и передающая знание о Боге, Его заповедях, спасительном пути. Христианская семья знает, Кто в ней Глава. Так же как и каждый несемейный христианин, знает, что во главе его жизни во всем стоит Бог.
Семья — союз особенный, в нем должны появляться дети. Если бы люди серьезно задумывались о том, как они достаются, какой болью, страхом, мучениями и какими переживаниями всей последующей жизни дается радость материнства и отцовства, то вряд ли бы каждый решился стать родителем… Бог подкрепляет силы мужчины и женщины радостью плотского общения, вносит физическую гармонию в их союз, делает по нашей немощи осязаемым, ощутимым воплощение любовного общения, дарит нежность и ласку. Эта сторона в жизни любого человека важна, жизненно необходима, понятна, а в настоящей семье возвышенна и прекрасна. Но в жизни верующего человека она существует только в контексте общей гармонии, не является самодовлеющей ценностью, не существует без целого, не бывает вырванной из контекста семьи.
У христианина не возникает вопрос: «А зачем мне оформлять отношения официально, так ли уж нужен этот презренный штамп в паспорте?». Христианин понимает, что если между ним и Богом что-то стоит, то это препятствие нужно устранить. А это препятствие — грех, любое нарушение установленного Господом порядка вещей. «Гражданский брак», прерывание беременности, сравнительно честный способ завладения чужим имуществом, безобидный флирт на работе и в Интернете служат нам для прикрытия безобразной и грязной лжи, призванной обмануть, прежде всего, самих себя, свою совесть.
Противники заключения брака говорят себе: «Мне дорога свобода — от правил, от общественного принуждения». Но на язык веры это переводится так: «Я — центр мироздания, я — абсолютная, самодовлеющая ценность, я слишком велик и значителен, чтобы подчиняться авторитетам, для меня авторитетов нет. Я молод и красив, я хочу насладиться всеми возможностями своего тела и внешности, ничего не платя взамен. Бог, призывающий меня упорядочить свою жизнь, меня не свяжет…» и т. д. Словом, Я — идол, заслонивший Бога.
Сегодня, чтобы допустить христианина до Причастия, Церковь не требует от людей пребывания в церковном, венчанном браке. Достаточно регистрации в органах ЗАГСа. Но и здесь гордое презрение: «Да что, собственно, есть это самое государство? Почему оно мне указывает, как жить?» Хочется предложить: ну хорошо, выбрось паспорт, иди в лес и сам блюди свои права, свободы, сам себя лечи, защищай. И если тебя возьмут за шиворот угрюмые парни без чувства юмора — не вздумай звать работников полиции: зачем, ведь это государство выдало им форму и пистолет.
Тем более не понятно, когда о «гражданском браке» говорят люди, прожившие вместе годы, имеющие детей и живущие в мире и согласии. Что мешает им официально оформить свои отношения — гордость или какая-то деформация сознания? А ведь Сам Христос выполнял римские законы и не призывал учеников к неподчинению. Он говорил: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мк. 12, 17).
Если сегодня на исповеди говоришь парню или девушке, каким-то чудом дошедшим до мысли о Причастии Святых Христовых Таин, что сначала нужно навести порядок в личной жизни, сделать ее по-настоящему полной и счастливой, честной и открытой, и только потом идти ко Христу, — Христа выбирает мизерное меньшинство. Остальные бегут под одеяло к своим страстишкам, накрываются с головой и стараются забыть всё, что связано с верой и храмом.
Так называемые свободные отношения никому еще не приносили счастья и гармонии. Как и любой дурман, такие отношения, помимо иллюзорного удовольствия, обладают побочными эффектами, зависимостью и убивают. Они, как правило, длятся недолго, несут разочарования, предательство, горе и неверие людям противоположного пола. Жизнь «для себя», без детей выхолащивает и вызывает деградацию чувств. Плотская развязанность убивает саму любовь, делает человека черствым и циничным дельцом, оценивающим людей, как лошадь на базаре, — по зубам.
Все это приводит к тому, что сегодня огромное количество мужчин и женщин живут, потакая своим страстям. И как результат — подавляющее большинство детей в нашей стране (если их не убили в утробе) воспитывают однополые семьи (мама и бабушка), потому что папа сбежал, только услышав: «Я беременна» или после первых трудностей. И все это мы боимся променять на нормальную семью и соединение со Христом. А ведь Господь всё уже сделал, чтобы нам было легко прийти к Нему. Так может, нам стоит лишь разгрести перед собой горы мусора, которые на пути к Богу насыпали мы сами?
* * *
Чтобы на всю жизнь
Возможно, кто-то, прочитав статью на этой странице, вздохнет: «Как же нам убедить своих молодых упорядочить отношения?». А кто-то продолжит искать аргументы в пользу законного брака для самих себя. И тем, и другим поможет книга протоиерея Илии Шугаева «Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях».
Эту книгу можно по праву назвать бестселлером — она выдержала около десяти переизданий. Это лучший подарок и тем, кто задумывается о создании семьи, и тем, кто еще только заканчивает школу. Сам автор так определяет цель своего труда: «Эти беседы возникли как крик отчаяния при виде того, что творится с современной семьей. Откуда молодые люди черпают свои познания о семье и браке? Из созерцания своих вечно скандалящих родителей и с голубого экрана. Задача, которую я ставил себе, идя на лекции, была очень простой, — засвидетельствовать о том, что все это реально есть, о том, что вы сможете полюбить по-настоящему и вас могут полюбить так же. Но любовь — это труд».
Чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая любовь, как выбрать супруга, сколько должно быть детей, что разрушает семью, каким должен быть внутренний уклад семьи? Ответы на эти вопросы полезно почитать не только старшеклассникам, но и взрослым. Ценность этой книги еще и в том, что она обращена к неверующим юношам и девушкам, разговор с которыми о семье вести крайне трудно. Яркий и образный язык бесед делает чтение этой книги не только полезным, но и увлекательным.
Профессор Московской духовной академии М. М. Дунаев: «Вопрос о семье в России сейчас очень актуален, об этом много пишут и говорят. Но среди посвященных семье книг, благочестивых и правильных, далеко не все могут помочь современному молодому человеку в запутанных жизненных ситуациях. Книга отца Илии выделяется из общего ряда книг на семейную тему. Автору удалось найти в беседах со старшеклассниками такой тон и манеру, которые позволили ему донести до молодых людей традиционные православные представления о браке».
Марина Шмелева
29 января 2016 г.