В подвиге самоотвержения
16 декабря и 23 августа Православная Церковь чтит память преподобного Саввы Сторожевского — духовного подвижника России, чудотворца, «покровителя царей» и основателя Богородице-Рождественского монастыря в Звенигороде.
Житие преподобного Саввы в середине XVI века написал агиограф и знаток крюкового пения Маркелл Хутынский (Безбородый) по поручению святителя Макария, митрополита Московского. Сведения о рождении и юношестве преподобного Саввы весьма скудны, на что указывал и сам автор жития: «Мы же о рождении и о воспитании его не обретохом, токмо о пребывании его во мнишестве изыскавше».
Известно, что родился будущий преподобный в конце XIV — начале XV века. В очень молодом возрасте он пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество.
В иноческом звании Савва прошел все ступени подвижничества: он пребывал в постоянном послушании преподобному Сергию Радонежскому, много времени проводил в работах и молитве, подвизался в безмолвии. Святой был очень строг к себе: питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Видя большие труды своего ученика, преподобный Сергий сделал его духовником всего монастыря. С одной стороны, это было наградой, а с другой — испытанием, ведь быть исповедником всей братии обители очень непросто.
Вскоре после победы русских войск на Куликовом поле в 1380 году преподобному Савве выпало новое серьезное служение — настоятельство. По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители в честь Успения Божией Матери. Это служение игумен Савва нес более десяти лет: все эти годы он продолжал вести строгую жизнь подвижника, заслужив особое уважение у всей братии.
В 1392 году, когда преподобный Никон Радонежский оставил управление монастырем, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва нес возложенное на него послушание, после чего удалился в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из затворничества преподобному Никону.
В момент, когда казалось, что жизнь подвижника уже устоялась, Господь послал ему новое и, вероятно, главное в его жизни служение. Однажды в Лавру приехал духовный сын преподобного — князь Юрий Звенигородский, сын Димитрия Донского. Он обратился к нему с просьбой — устроить вблизи Звенигорода монастырь и стать его настоятелем.
Святой принял предложение звенигородского князя. В 1377 году на высоком берегу Москвы-реки на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества, он основал небольшой деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре здесь собралась и братия, а сам монастырь впоследствии получил название Саввино-Сторожевского (Богородице-Рождественского). Со временем на территории обители было воздвигнуто еще несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. По благословению преподобного Саввы он создал знаменитый теперь «Звенигородский чин» иконостаса Успенского храма в Звенигородском кремле.
Благодаря усилиям преподобного Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в то место, куда стремился попасть каждый православный христианин. Народ шел к преподобному за советом, молитвенной помощью, а многие и для того, чтобы принять иночество из рук святого.
Один из биографов писал о преподобном: «В высокой степени трогателен был он, когда в благоговейном страхе и слезах приносил бескровную жертву, и столько же назидателен, когда действовал в качестве духовного отца. Молчанием обучив себя бережливому, осторожному употреблению слова; в подвиге послушания, самоотвержения, борения с искушениями изведав тайники собственной души, он явился таким судьей и целителем совести ближнего, что ищущие спасения скоро оценили в нем высокий дар назидания: не только иноки, но и миряне приходили к нему открывать язвы совести своей». Царский род Романовых считал его своим покровителем, включая семью убиенного императора Николая II.
Однако сам преподобный Савва всегда стремился к уединению и вскоре ушел из монастыря. Неподалеку от обители, в глухом лесу святой выкопал себе пещеру, в которой и продолжал вести подвижническую жизнь. Позднее, в XIX столетии, на месте пещерки Саввы возник новый по архитектуре скит, который в наши дни стал одним из главных посещаемых мест неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря.
Почувствовав приближение своей кончины, преподобный собрал братию монастыря, дал ей последние наставления, избрал себе преемника из числа монахов. 16 декабря 1407 года святой Савва Сторожевский отошел ко Господу. Сразу по преставлении при гробе святого начали происходить чудесные исцеления, и в 1547 году старец был канонизирован. 19 января 1652 года были обретены его нетленные мощи.
Преподобный Савва никогда не стремился к тому, чтобы сохранить память о своих заслугах, но по своей кончине незримой рукой помогает и направляет заблудшие души, являя на протяжении веков заступничество, помощь и содействие христианам, призывающим его святое имя.
* * *
Дивная обитель Подмосковья
В двух километрах от города Звенигорода на живописной горе Стороже расположена чудесная обитель, первая в истории Руси получившая статус Лавры, — Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Здесь в соборе в честь Рождества Богородицы покоятся мощи преподобного Саввы.
История обители — это соединение военного и духовного подвига. Звенигород вплоть до XVII века был пограничным городом, а Саввино-Сторожевский монастырь, представляющий собой мощную крепость, — форпостом на западной границе страны. Монастырь окружен крепостной стеной, построенной в 1650-х годах. Общая ее протяженность 760 м, высота до 8,5 м, а толщина до 2,7 м. Вдоль стены расположены шесть башен.
В 1919 году монастырь упразднили, а осенью 1941 года он сильно пострадал, поскольку неподалеку проходила линия фронта и шли бои за Москву. В годы советской власти в обители располагались разные учреждения: приют, военный санаторий, тюрьма, музей. Только в 1995 году Саввино-Сторожевский мужской монастырь был возвращен Церкви, и сейчас здесь снова располагается православная обитель.
Многие русские цари очень любили эту обитель. Сюда приезжал Иван Грозный с первой женой Анастасией Романовой, их сын царь Федор Иоаннович. Очень часто проводил здесь свои «летние каникулы» царь Алексей Михайлович. По его повелению к обители была проложена дорога — Звенигородский тракт, которую еще именовали «Царский путь».
Сегодня возле входа в монастырь гостей встречает бронзовая фигура его основателя — преподобного Саввы Сторожевского. В соборе в честь Рождества Богородицы хранятся почитаемая чудотворная икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, написанная на Афоне в начале XX века, икона царственных мучеников, а также ковчег с частицей камня Гроба Господня и мощами святых угодников.
Неподалеку от монастыря имеется святой источник с целебной водой, который забил по молитвам преподобного Саввы.
Напротив входа в Рождественский собор находится дворец царя Алексея Михайловича. Внутри сейчас расположены приемная наместника, монастырские лавки и паломническая служба. Рядом с царскими покоями находятся царицыны палаты, построенные для супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века. Сейчас здесь располагаются выставки и экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.
Также на территории монастыря расположены Троицкая надвратная церковь, монастырская звонница, трапезная палата.
В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре проживает 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино. Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен. При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
Сегодня Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде относится к числу редких и ценных культурно-исторических объектов. Многие из богомольцев свидетельствуют, что ощущают здесь особое душевное умиротворение, и, побывав здесь однажды, спешат приехать сюда вновь и вновь.
Подготовила Наталия Бондаренко
15 декабря 2015 г.