Воровство: как не стать соучастником?
О чем мы думаем, когда говорим или слышим о воровстве? Скорее всего, о том, что это ужасное деяние, наверняка совершенное «по-крупному» и уж точно к нам, «господам хорошим», не имеющее никакого отношения. А так ли это? Ищем ответы вместе с благочинным Краснокутского округа протоиереем Александром Писларем.
— Одна из десяти заповедей гласит: «Не укради». Отец Александр, что понимается под этими словами?
— Восьмая заповедь Десятисловия «Не укради» запрещает незаконно присваивать то, что нам не принадлежит. Грех, совершаемый против этой заповеди, имеет различные формы. Например, работники согрешают невыполнением своих обязанностей, работодатели — удержанием зарплаты, продавцы — рекламой некачественного товара и завышением цен, судьи — оправданием виновных и наказанием непричастных к преступлению, мошенники — симуляцией болезни или нищеты, чиновники — превышением полномочий, обогащением за счет государственной казны и т. д. Многообразие форм настолько велико, что продолжать этот список можно бесконечно.
— Пожалуй, Вы привели самые яркие примеры, которые в большей степени связаны с определенными профессиями. А согрешает ли человек воровством в быту?
— Действительно, проявления этого греха могут быть едва заметны. Допустим, нам предлагают приобрести какую-то вещь по цене, которая существенно ниже себестоимости. В данном случае стоит задуматься, почему товар стоит так дешево, обратить внимание на внешний вид торговца. Порой благодаря наблюдательности выясняется, что предлагаемый товар попросту украден. Приобретая такую вещь, мы становимся соучастниками кражи и к тому же поощряем человека, ведущего греховный образ жизни. Еще как пример можно привести ситуацию, в которой человек не хочет возвращать вещи, утерянные кем-то, хотя и может это сделать.
— А как быть с такими случаями, когда человек, например, взял чью-то ручку или еще какую-то вещь, по какой-то причине вернуть забыл или не смог?
— Думаю, что при первой же возможности вещь обязательно нужно вернуть владельцу. И, конечно же, покаяться в своем поступке как в грехе невольном. А так, стоит отметить, что восьмую заповедь чаще всего нарушают осознанно, при этом ищут якобы уважительные причины, которые, кстати, только подтверждают греховность деяния.
— Можем ли мы обкрадывать себя?
— Это философский вопрос, толковать его можно отвлеченно. Вообще, всякий раз, когда мы совершаем грех, мы обкрадываем себя, лишаем себя высшего блага — спасения. Это подтверждают и слова Священного Писания: Не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 8).
— Как Вы думаете, что толкает человека на преступление, которое карается как законом государства, так и законом Божиим?
— На мой взгляд, причин несколько. Первая связана с воспитанием, которое человек получает в семье. Если родители не объяснили, что есть добро и зло, заповеди Божии, правила поведения в обществе, если по какой-то причине не дали образования, позволяющего потом зарабатывать себе на жизнь, то велика опасность, что ребенок, став взрослым, пойдет по преступному пути. У него просто не будет иного выбора. Но это касается неблагополучных, асоциальных семей. Вторая причина — личные качества человека. Ничто так не подталкивает к преступлению, как леность и праздность. Согласитесь, очень уж соблазнительно получить богатства быстро и легко, не прилагая никаких усилий. Наконец, третья причина — страсть сребролюбия, порабощающая человека стремлением обогатиться любыми способами, несмотря на то, что его материальное положение и так является достаточно прочным.
— Скажите, как христианин должен относиться к греху воровства и тому, кто его совершает?
— Ответ есть в Писании. Христиане должны прерывать всякое общение с теми, кто сознательно и явно ведет греховную жизнь (см.: 1 Кор. 5, 11). Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1 Кор. 5, 6) — говорит апостол Павел. Но помимо того, что таким образом мы ограждаем себя от влияния греха, мы воздействуем и на грешащего. Лишаясь простого человеческого общения, он получает возможность задуматься над своим поведением и вступить на путь покаяния.
— Какова позиция Церкви по отношению к шоплифтерам и клептоманам? Первые прикрываются социальным протестом и аргументом: «магазин богатый, а я бедный, с него не убудет», а вторые — болезнью. Оправдывает ли это таких людей?
— Не только сейчас, но и раньше люди, грешащие воровством, пытались найти оправдание своей греховной зависимости. Нам известно, что становление на путь спасения происходит постепенно. И первый шаг на этом пути — признание греха. Если человек отказывается называть грех грехом, то это значит, что он не готов сделать даже первый шаг. Что говорить о воровстве, когда некоторые готовы оправдывать самые страшные грехи, в том числе и убийство. Вспомните Раскольникова и его теорию.
Можно, конечно, внушить себе, что блага распределены несправедливо между людьми, что мы имеем право безнаказанно брать то, что нам не принадлежит, но суть от этого не изменится. Грех по-прежнему будет грехом, а поиск причин — его доказательством. Нарушая законы Божии, оправдывая преступление несовершенством мира, мы не делаем мир совершенным, мы еще больше разрушаем его и обвиняем себя своими поступками.
— Батюшка, почему подобные, явно греховные явления в обществе люди не считают таковыми, придумывая им нейтральные названия (шоплифтинг, клептомания)?
— Потому что люди не хотят через покаяние обратиться к Богу. Синайское Десятисловие, данное Господом через пророка Моисея, адресовано ветхозаветному человеку, и его цель — подготовить к высшей, Евангельской истине. Не приняв этих заповедей, человек не сможет принять и высшие. Об этом говорится в Евангелии. Пророк Иоанн Креститель желающих принять Крещение обличал в неисполнении десяти заповедей. Особенно интересно, что его слова во многом касаются седьмой заповеди. Народу пророк говорил: У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, мытарям: ничего не требуйте более определенного вам, воинам: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (см.: Лк. 3, 10–14). Мы видим, что Иоанн Креститель не просто призывает не грешить, но творить дела, прямо противоположные, которые помогут людям принять Христа и Его учение.
— Бывают ли случаи, когда присвоение чужого не является грехом?
— Подобные случаи крайне редки. К ним можно отнести ситуации, в которых человек берет чужую вещь, будучи абсолютно уверенным, что владелец отдал бы ему эту вещь при личной встрече. Вообще, к этому вопросу нужно подходить с осторожностью, так как вольно или невольно можно подтолкнуть человека к оправданию подобных не всегда безобидных шагов.
— Что нужно делать, чтобы побороть грех воровства?
— Апостол Павел говорит: Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4, 28). Примечательно, что в этой фразе указывается одна из главных причин греха — нежелание трудиться, а также добродетель, практикуясь в которой человек может победить грех, — подаяние милостыни.
— Можно ли искупить грех воровства и как? Достаточно покаяния?
— Конечно, можно. Пока человек жив, он может покаяться в любом грехе, даже самом тяжком. Главное — не откладывать покаяние на неопределенное время, тем самым задерживаясь в греховном состоянии. Также человек должен постараться возвратить украденное или другим способом возместить нанесенный ущерб, ну и навсегда оставить этот грех, решительно изменив свою жизнь.
— Широко известны случаи, когда неправедно нажитые средства жертвуют на благие дела: строительство храма, больницы и т. д. Некоторые старцы, священники говорят, что таких пожертвований нужно остерегаться. Так ли это и почему?
— Все зависит от духовного настроя человека, совершающего подобные пожертвования. Определенно не нужно принимать помощь от человека, который живет неправедно, занимается воровством и при этом считает, что сможет откупиться от суда Божия такой вот «милостыней». В противном случае мы просто поддержим заблуждение человека и так погубим его. Но если нам предлагает помощь человек, раскаявшийся в своих неправедных деяниях, благодаря которым и приобрел богатство, и теперь желающий таким образом искупить свой грех, то, разумеется, мы должны принять его жертву и сделать все возможное для его исправления. Тем более, что так поступил и Сам Господь по отношению к мытарю Закхею.
— Можно ли отследить чистоту наших поступков: не крадем ли мы что-либо у кого-либо? Ведь, как видим, этот грех настолько распространен в малом, что мы не можем его даже заметить.
— На самом деле, проявление греха воровства, впрочем, как и любого другого греха, в повседневности увидеть легко. Нужно только опираться на заповеди. При вдумчивом прочтении несложно понять, что все они призывают нас любить Бога и ближних. А когда человек понимает, что есть любовь к Богу и ближнему, он получает возможность адекватно оценивать свои поступки, чувства, движения души. Он получает от Бога ориентир, позволяющий ему определить, греховно или праведно он поступает. Таким образом, если мы не имеем любви, то согрешаем против Господа и против людей, нарушая заповеди, одна из которых звучит как «Не укради».
— Всем хорошо знакома фраза: «Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит». Как Вы думаете, доступно ли покаяние закоренелым преступникам?
— Христианская вера учит, что, безусловно, доступно. Вспомним разбойника, который покаялся на кресте в свой последний час, преподобную Марию Египетскую, которая оставила прежнюю жизнь, полную грехов. А сколько примеров из современности! И это говорит лишь о том, что Бог призывает каждого человека в течение всей его жизни. Если же он откликается, не отвергает милости Господа, то может выбраться из любого состояния и заслужить спасение.
10 февраля 2016 г.