Источник воды живой
Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница же Светлой седмицы выделяется тем, что в этот день Православная Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».
Во всех храмах в этот день совершается освящение воды пасхальным чином, а в самом богослужении этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном, Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной — Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру — врачевство от всяких недугов.
Появление образа «Живоносный Источник» связано с чудесным событием, произошедшим 4 апреля (по старому стилю) 450 года: в V веке. В Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для поддержания сил слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь, близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Лев исполнил все повеленное, и слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь.
Когда в 457 году Лев I, прозванный Великим, был коронован императором, он вспомнил сказанные ему Богородицей слова и построил в этом месте храм. А источник он назвал Живоносным и повелел написать икону. Многими чудесами прославился этот родник, так же как и образ Божьей Матери «Живоносный Источник». Это название получил и монастырь, возникший впоследствии на этом месте.
В последующие века церковь Живоносного Источника неоднократно перестраивалась и благоукрашалась. В XV веке византийским церковным историком Никифором Каллистом было составлено последование богослужения на праздник обновления храма. После падения Константинополя в 1453 году церковь была разрушена и более трехсот лет простояла в руинах. Только в 1834–1835 годах над священным Живоносным Источником был вновь воздвигнут Богородичный храм.
С древних времен известна икона «Живоносный Источник» и на Руси. Празднование ее памяти на Светлой Пасхальной неделе лишний раз доказывает, как почитаема она среди русских людей. В начале XVIII века список с иконы «Живоносный Источник» был принесен в Саровскую пустынь. Великий старец Серафим очень почитал ее и многих отправлял к ней молиться. Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Церкви, так как потребность утолить духовную жажду жила и живет в нашем народе.
Часовня «Живоносный Источник» есть и в нашем городе Саратове. Расположена она на Театральной площади. Это небольшое здание с белоснежными стенами, колоннами, украшенными лепниной, и позолоченным куполом. В часовне совершаются молебны, верующие люди приходят сюда помолиться или поставить свечку. В центре часовни устроена чаша для святой воды.
Богородица, парящая над чашей, обнимающая Младенца, пристально всматривается в глаза молящихся. Ей ведомы наши сомнения, усталость, страх. Но Ей хорошо ведомо и то, в чем мы засомневались: жизнь без веры — это высохший источник, это затянутая тиной канава. В такой жизни нет будущего. Беспокойство души, немирность, беспричинное томление. Мы ищем в стороне от святого живоносного источника утоления своей жажды. Ищем, кто где. И — не находим. И гневаемся на жизнь. Но перед иконой «Живоносный Источник», может, и вразумимся? Пусть дана будет нам ясность ума, а душе — удивительная сила, и простая мысль посетит: «Не там ищу, не там утоляю жажду».
Наталия Бондаренко
25 апреля 2014 г.