В ризах спасения и броне правды
Православное духовенство — священники или монашествующие — всегда и везде должны проповедовать, напоминать окружающим о Боге и другом — высоком, христианском — образе жизни. И для этого не обязательно что-то говорить. Потому как мудрая Церковь веками создавала продуманный до мельчайших деталей и полный символизма облик служителей Христовых.
Одежда всех христиан
Под влиянием Византии в Православной Церкви укрепилось разделение монашеского пострига на три вида — рясофор, малую схиму, или мантию, и великую схиму. Раньше разделения не было, так как принятие монашества было событием, которое происходит в жизни человека один раз. Например, в монастырях Афона сразу рождаются великосхимники. А в Русской Церкви чаще всего в великую схиму постригают иноков и монахов преклонного возраста или тех, кто близок к концу земной жизни. Монахов в священном сане называют иеромонахами, схимонахов — иеросхимонахами. Рясофорный послушник, мантийный монах и великосхимник отличаются друг от друга уровнем духовного делания. Внешне их тоже можно различить — по священным одеждам. Так, рясофорный послушник, инок носит рясу, камилавку, иногда клобук и четки. Мантийному монаху, принявшему малый ангельский образ, помимо этих одежд благословляется власяница, подрясник, сандалии, параман, мантия.
Мантия, или палий, — длинная накидка без рукавов с застежкой на вороте — подается при постриге после рясы. В древности мантия была одеждой всех христиан. Ее носили в подражание Иоанну Крестителю, одетому в верблюжью шкуру. Позже мантия стала предметом исключительно монашеского гардероба, потому что она как никакая другая одежда соответствует представлению о монашестве как о равноангельском житии, служении и борьбе. Святитель Герман, патриарх Константинопольский, сравнивал палий с ангельскими крылами, святые отцы — с плащами воинов, служащих царю, и с самой царской багряницей. Преподобный авва Дорофей писал, что монах должен уподобиться, во-первых, Господу, Который во время крестных страданий был одет в багряную ризу, как царь, ибо Он есть Царь царствующих и Господь господствующих. Во-вторых, воину, который не может оставить «службы своей для того, чтобы сделаться земледельцем или купцом, ибо иначе он лишится своего сана». В чинопоследовании пострижения мантия называется ризой спасения, броней правды, одеждой нетления и чистоты, означает покрывающую силу Божию и отрешенность от мира.
Мантия полностью скрывает тело монаха и его прочее облачение. По словам Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, такая простая и грубая одежда наряду с постом и молитвой является средством борьбы со страстями и напоминает об обетах непрестанной молитвы, послушания, целомудрия и нестяжания, или нищеты, ведь носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских (Мф. 11, 8). «У мантии нет рукавов, и это значит, что монах духом и телом не свободен для мирской деятельности и греха», — добавляет Владыка.
Знак смирения и почтения
По правилам монастырской жизни, голова трудника, послушника или монаха должна быть покрыта как на послушании, так и за богослужением. С непокрытой головой можно находиться только в келье, а пребывание в таком виде на людях, как говорит Владыка Пахомий, считается дерзостью.
Повседневный головной убор — черную камилавку или клобук — монаху надевают при постриге. Монахине еще подают апостольник. Клобук, по слову апостола Павла, есть «шлем спасения и непостыднаго упования, во еже мощи ему стати противу всем кознем диавольским» (см.: Еф. 6, 11) — состоит из камилавки и на/метки — «покрывала послушания», ниспадающего на плечи и спину и разделяющегося на три конца. К слову, клобук действительно напоминает древний воинский шлем с кольчугой. Концы наметки символизируют Троическую благодать, покрывающую помыслы. А еще их придумали для удобства: завязав концы под подбородком, в холодную погоду можно укутаться, а на службе — при снятии убора не занимать рук.
Епископы, архиепископы и митрополиты также носят клобуки. Клобук епископа не отличается от монашеского. На клобуках архиепископа и митрополита нашиты кресты из драгоценных камней и металлов. До XVIII века кресты на шляпах в повседневности носило и белое духовенство.
В XIV веке на Руси появился белый клобук. Снова под влиянием традиций православного Востока. Белый клобук стал указанием на принадлежность к верхам церковной иерархии после установления патриаршества в России. Белый цвет означает чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом, ведь высшие иерархи призваны к высшему духовному состоянию. Современный клобук скроен по греческому образцу и имеет вид цилиндра. Сферическую и первоначальную форму сохранил только патриарший клобук. На его вершине — сверкающий крест, на лобной стороне — иконы, а на концах кукуля золотом вышиты образы Серафимов. Это не просто украшение. Клобук похож на купол с крестом, что символично. Ведь патриарх — глава Поместной Церкви и как молитвенник за нее уподобляется ближайшим к Богу Ангелам.
Русские монахини тоже носят клобук с длинной прямой наметкой без разделений, скуфью и камилавку. Надевают эти уборы поверх апостольника — большого платка с вырезом для лица, покрывающего голову, грудь и спину. Апостольник может быть черным и белым. В Поместных Церквях его ношение не обязательно. Предположительно, апостольник появился в русских монастырях в XVII веке в период реформ патриарха Никона. Некоторые исследователи считают, что апостольник существовал еще в Средневековье, в эпоху формирования белого и черного духовенства. Его прообразом послужил мафорий — покрывающая голову длинная накидка до колен, которую носили диакониссы. Женского монашества еще не существовало, но женщины уже могли выполнять определенные церковные послушания. Также есть сведения, что апостольник был известен в Киевской Руси. Для христианина же авторитетным источником является Священное Писание, которое учит, что любая замужняя женщина должна носить головной убор в знак того, что она имеет над собой власть мужа, а всякому мужу глава Христос (1 Кор. 11, 3). Облачения монахинь тоже выражают их смирение, подчинение уставу монастыря, настоятельнице и, конечно, Богу.
В повседневном употреблении духовенство и монашествующие носят мягкую шапочку — скуфью. Ее складки образуют над головой знамение креста. Раньше священники и диаконы носили скуфью даже в домашней обстановке, снимали только на службе и перед сном. В Западной Церкви и на Руси скуфья покрывала выбритый на голове круг, подобный терновому венцу Спасителя, — гуменцо. Этим же словом на Руси называли и греческую скуфью. Обычай носить гуменцо и короткую стрижку господствовал до середины XVII века. В следующем столетии отличительной чертой духовенства стали длинные волосы. «Сейчас можно иметь любую прическу любой длины, можно носить бороду, а можно чисто брить лицо. Главное — иметь скромный и опрятный вид без влияния моды», — говорит иеромонах Спиридон (Савин). Владыка Пахомий подтверждает: длинные волосы — не канон, а традиция, связанная с ветхозаветными назореями. Они давали определенные обеты — в том числе не стричь волос и сохранять тот вид, который дал Господь.
Идеал для всех
Когда облачение закончено, монаху вручают меч духовный, «иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове». Четки — замкнутая нить из ста или тысячи узлов — помогают считать молитвы ежедневного правила, не сосредотачиваясь на самом счете. Святитель Иоанн Златоуст писал, что инок, употребляет ли пищу или питие, сидит ли или служит, путешествует ли, должен непрестанно молиться: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», чтобы сердце поглотило Господа, а Господь — сердце, и «да будут сии два — едино». Преподобный Паисий Святогорец призывал перебирать четки, «пока не растают духовные льды» и не придет в действие «духовный механизм, и сердце само будет творить молитву».
Чтобы монах «неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится жизни небесной», как говорил святитель Симеон Фессалоникийский, ему вручают сандалии. В них монаха и хоронят. До этого момента в русской традиции он может носить строгую прочную и удобную обувь. Напоследок монашествующий принимает крест и свечу — в знак того, что он должен следовать Христу и сиять добродетельным житием и делами благочестия.
Таково одеяние мантийного монаха. Тем, кто принял великий ангельский образ, великую схиму, полагаются иные одежды. В целом облачение остается прежним, но вместо клобука схимники носят куколь — остроконечную шапочку, напоминающую чепец младенца. Куколь знаменует Божию благодать, защищающую ум подвижника, и детскую чистоту, ведь ребенку еще не доступен грех. А Евангелие гласит: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Монашеский параман заменяется аналавом. По виду это тот же параман, только большего размера и с большим количеством отрывков из псалмов и изображений Голгофы и крестов.
Постриг завершается словами игумена: «Брат наш восприял еси обручение ангельскаго образа и оболкся есть во вся оружия Божия, во еже мощи ему победити всю силу и брани начал и властей и миродержителей тьмы века сего». Каждый раз, когда монаху подавали облачение, он слышал, что отныне он должен быть служителем Божиим и воином Христовым, впрочем, как священнослужитель и мирянин. Поскольку, по словам преподобного Паисия Святогорца, евангельский идеал и заповеди Христовы едины для всех.
Дарья Хохлова
9 августа 2016 г.