Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Ответственность за веру ближнего

Многие верующие мечтают привести к Богу своих родных и друзей. Но когда наш ближний переступает порог храма или подходит к таинству Церкви по нашему совету, заканчивается ли здесь наша проповедь об Иисусе Христе? Несем ли мы ответственность перед Богом за эти первые шаги?

 

Просьба о духовной помощи

Слова преподобного Никона Оптинского «Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем» могут напомнить и о том, почему человек приходит к Богу. Бывает, что человек, ищущий Бога, видит в ближнем своем живую проповедь Евангелия, которая и заставляет его изменить жизненный путь. Но бывает и наоборот: встретив на своем пути верующего, человек не меняет образ своей жизни.

Люди нецерковные считают прихожан храмов образцом духовной жизни и знатоками веры. И любые слова, сказанные ими, воспринимают как авторитетное и неукоснительное руководство к действию. Поэтому в жизни любого христианина наступает такой момент, когда к нему с просьбой о духовной помощи обращается ближний, «не знающий веры»: друг, коллега по работе, знакомый. И просьба о помощи может быть разной: могут спросить о том, какой сегодня праздник, а могут и задать давно волнующий вопрос о духовной жизни.

Мы радуемся, что ближний наш, так сказать, «потянулся» к вере. Начинаем рассказывать о вере, о том, как подготовиться к церковному таинству: что прочитать, как прийти, как правильно сделать. И втайне надеемся на то, что наш ближний скоро переступит порог храма. Но в этот самый момент мы очень редко спрашиваем «ищущего» человека о том, верует ли он в таинство? Причем не в то, что участие в таинстве обеспечит ему исполнение просимого. А верует ли он в истинный смысл Таинства и стремится ли осознанно принять в нем участие.

«Верую, Господи, и исповедую»

В одну из воскресных Литургий к Чаше Христовой подошла мама с маленьким ребенком, которого хотела причастить. Ребенок, испугавшись незнакомой обстановки и ситуации, начал вырываться из рук мамы и старался отвернуться от Чаши. Причастить ребенка по этой причине не было возможности, и женщина, расстроившись, отошла в притвор, успокаивая свою дочку.

6-2 (4).jpgПо окончании Литургии они ждали меня при выходе из храма. Мама начала расспрашивать о том, почему ее дочка не захотела причащаться и что теперь ей делать. Я спросил ее, почему она захотела причастить свою дочку и кто ей подсказал это сделать. Она рассказала, что дочка с первых лет своей жизни постоянно болеет, и выздоровление проходит очень медленно. После многих лет лечения ее знакомая посоветовала приходить в храм и причащать дочку, сказала, что ей будет лучше. Начал спрашивать у мамы: знает ли она, что такое Причастие, зачем и для чего оно нам дано. Она ответила отрицательно.

И таких примеров, к сожалению, очень и очень много. Подводя ребенка к Чаше Христовой, родители не всегда знают, что это за таинство. Бывает, во время Божественной литургии заходят мама или бабушка с ребенком — посмотреть храм, поставить свечу, приложиться к иконе, помолиться. И тут же их «вне очереди» прихожане отправляют причащаться со словами: «Ребеночка надо причастить. Проходите вперед». И они безропотно идут к Чаше, даже не услышав, зачем и почему это надо сделать. В лучшем случае могут услышать ответ, что ребенка обязательно надо причастить, чтобы все было хорошо, чтобы не болел.

Возникает вопрос: «Как можно посоветовать идти причащать ребенка, если родители не знают, что такое Причастие? Где вера взрослого за ребенка?». Перед Причастием священник выходит на солею с Чашей Христовой и произносит молитву. В ней говорится не о том, как лично сам священник верует, а как верует каждый из подходящих к Причастию. От лица всех причастников священник произносит эту молитву Господу: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя». Как же относятся его слова к тем людям, которые подходят к Чаше или подносят ребенка и не веруют, что это есть самое пречистое Тело и самая честная Кровь Иисуса Христа?

В тот самый момент, когда мы нашему ближнему советуем причастить ребенка или самому причаститься, но не рассказываем о том, что такое Таинство Причастия, — наверное, в этот самый момент мы становимся ответственными перед Богом в том, с каким устроением сердца, ума и веры наш ближний подходит к Таинству Причастия. Ведь по нашим словам человек подходит к Причастию, и по нашему молчанию не узнает, для чего оно нужно.

Боязнь ошибки

Каждый христианин знаком с такой ситуацией: когда он готовится к Причастию, то очень внимательно смотрит, чтобы все молитвы были прочитаны, пост не нарушен, и в сердце не было никакой обиды или скверны. Или, например, не пропустить утреннее или вечернее молитвенное правило. Таких ситуаций в нашей жизни много. И все они сводятся к одному — не совершить грех и не обидеть Бога. И сколько потом бывает переживаний, сомнений, когда совершили ту или иную ошибку, грех или неправильно совершили церковное чинопоследование.

Очень боимся совершить малый проступок, ошибку, нарушить молитвенный чин, но почему-то не боимся или не задумываемся о том, что человек без веры в таинство подводит ребенка к Причастию по нашему совету. И почему-то сохраняется принцип — обязательно надо причастить, хоть и неизвестно, верует ли человек в Таинство Евхаристии.

Святитель Василий Великий предостерегает людей, которые причащаются неосознанно: «Приступающий к Причащению без разумения намерения, для которого дается Причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы». Польза для души лежит в основе всей нашей христианской жизни. Молимся, потому что получаем от этого пользу. Причащаемся, постимся, читаем Евангелие, святоотеческую литературу — делаем все это, потому что оно доставляет нам пользу, — приближает нашу душу к Богу.

Быть христианином — это не значит быть человеком, только соблюдающим все посты, вычитывающим все молитвы и живущим по уставу Церкви. Быть христианином — это еще и быть ответственным за проповедь ближнему человеку, и дать потом ответ перед Богом за эту проповедь.

Когда мы советуем человеку подойти к таинству, то мы становимся ответственными за устроение сердца, ума и веры нашего ближнего. В какой-то мере каждый из нас становится учителем — наш ближний в нас видит, прежде всего, образец слова и жизни всей Церкви.

Каким человек станет христианином, зависит и от нас, потому что мы его так научили. Мы взяли на себя ответственность научить и привести человека к Богу и должны ее выполнить в максимальной степени своих сил и возможностей. В такой степени, чтобы для ближнего открылся путь ко Христу, Его Церкви. Такой путь, который раскрывается в Евангелии, и никакой другой.

Если допускаем, что ближний наш подводит ребенка к Таинству Евхаристии, не веруя и не исповедуя, т. е. не зная, что есть это таинство, то каким будет христианство нашего ближнего?

«Вечери Твоея тайныя»

Сам Спаситель, перед тем как преподать ученикам Таинство Евхаристии, неоднократно говорил о том, что это такое и для чего оно дается. Слова Спасителя о Таинстве Евхаристии были сказаны за год до того, как Он преподал ученикам это таинство: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–54).

Последние слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 20), не есть ли это образ проповеди по отношению к Таинству?

Сначала надо узнать, что такое Таинство Евхаристии, уверовать и только потом приступить к Чаше Христовой. И по отношению к ближнему нашему — узнать, верует ли человек, что есть это таинство, и только затем советовать ему причаститься. И, наверное, в этот самый момент мы снимаем с себя ответственность за то, что человек неосознанно подошел к таинству. Но не снимаем с себя ответственности за нашу проповедь.

Целью нашего слова должно быть не желание, чтобы ближний наш поскорее подошел к Чаше Христовой, но чтобы ближний подошел к этому таинству осознанно, дабы Таинство Евхаристии для него стало «не в суд или во осуждение, …но во исцеление души и тела».

Священник Стахий Сахаров

*****

Как объяснять детям

Годам к трем-четырем можно и нужно начать доступно объяснять детям смысл Таинства Причащения. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных. И вот, когда Он знал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они были за столом, Он взял хлеб, разломил его и раздал им, сказав: «Этот хлеб — Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю Самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». По мере того как дети растут, надо объяснять им не только евангельские события, с которыми связано Таинство Причастия, но и то, что оно значит в нашей жизни для нас, сейчас. Что значит в жизни христианина причащаться Святых Таин? За Литургией мы приносим Богу наши дары — хлеб и вино. Хлеб и вино — это наши пища и питье. Без пищи и питья человек не может жить, и наши, такие простые, дары означают, что мы приносим Богу в дар, в благодарность — самую жизнь нашу.

Мы все — и дети, и взрослые — воспитываемся в понимании смысла Литургии по мере того, как мы все больше и больше вникаем в каждый возглас, каждое действие богослужения, каждое песнопение. Это — лучшая наша школа, которая длится всю нашу жизнь, и наша задача как родителей — развивать в детях интерес к смыслу того, что они видят и слышат в церкви.

С. С. Куломзина «Семья — малая Церковь»

Оставить комментарий
Поделиться в: