Русский мученик в Орде
Подвиг христианских мучеников во все времена вызывал особое почтение. Нам известны тысячи мучеников первых веков христианства и новомучеников прошлого столетия. Но и в средневековой Руси было немало тех, кто пострадал за веру. Среди них святой благоверный князь Михаил Черниговский и его сподвижник боярин Феодор, чью память православные чтут 3 октября.
Мужественная стойкость
Князь Михаил родился в 1179 году, 6 августа. В этот же день от тяжелых родов умерла его мать, княгиня Мария Казимировна. Отцом Михаила был Всеволод Святославович Чермной, один из самых могущественных князей из рода укрепившихся на Черниговщине Ольговичей.
О первой половине жизни княжича сохранилось очень мало сведений. Известно, что у него было очень плохое здоровье. Уповая на милость Божию, юный князь испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством перед Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.
В честь этого события 16 мая 1186 года на месте исцеления был поставлен каменный крест. В начале XVIII века на месте памятного креста возвели кирпичную часовню, существующую и по сей день. Напротив входа в часовню на стене была сделана надпись: «Сия часовня воздвигнута благоверным князем Михаилом Черниговским в память на сём месте егда получа от преподобного Никиты столпника посох и исцеление от недуга».
Далее летописи сообщают, что Михаил недолго княжил в Переяславе. А когда ему исполнилось 32 года, женился на сестре князя Даниила Галицкого — Елене. В этом браке родилось трое детей: две дочери — Мария, Феодулия и сын Ростислав.
Трагические события 1223 года круто переменили жизнь Михаила. В том году Русь впервые столкнулась на реке Калке с монголо-татарами. После гибели в кровавой битве своего дяди — князя Мстислава Святославича — князь Михаил занимает Черниговский престол.
Утвердившись в Чернигове, он надеялся на единение Руси и Запада в борьбе с ордынцами, но упования на католическую Европу оказались напрасными. Все его обращения остались «гласом вопиющего в пустыне». Монголы же, видя в Михаиле Черниговском непримиримого русского князя, желали расправиться с ним. Князь Михаил это знал и, когда его «пригласили» в Золотую Орду за ярлыком, духовно и физически был готов к смерти.
Конечно, ему, как и простому смертному, были свойственны все человеческие слабости, но в тяжелейший момент своей жизни он сумел подняться над жизненными невзгодами, показал себя мужем с истинно государственным складом ума, готовым пойти на смерть ради любимой Отчизны. Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор.
Зная набожность нового правителя, монголы повелели ему перед входом в шатер хана Батыя поклониться идолам, на что князь решительно и категорично ответил: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, — не поклонюсь!». Естественно, такой ответ привел хана в бешенство, и после длительных издевательств князю Михаилу отрубили голову. Боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После зверских истязаний ему также отрубили голову. Тела мучеников бросили псам, но те даже не притронулись к святым останкам.
Во многом именно этот подвиг и это чудо изменили отношение ордынцев к христианам. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения языческих обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского.
Запись о гибели русского князя в Орде была помещена в Ростовском летописном своде его дочери, княгини Марии. В скором времени по ее повелению в Ростове была возведена церковь во имя погибших святых, что положило начало их церковному почитанию. В 1271 году, после смерти княгини, было составлено первое сказание о христианском подвиге святых Михаила и Феодора. Было написано проложное житие Михаила Черниговского — краткий рассказ о его гибели в Орде. Это краткое житие послужило основой для целого ряда более поздних редакций житийного повествования о гибели в Орде черниговского князя. Полное житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем иноком Зиновием Отенским.
Долгое время тела святых покоились в главном храме Чернигова — Спасском соборе. 14 февраля 1578 года по желанию царя Иоанна Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля, где покоятся и по сей день. Ковчег с мощами ежегодно 3 октября выносят для поклонения верующим.
«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на примере жизни святого князя Михаила. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки святого князя продолжили его христианское служение. Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую — и его внука — святого благоверного Олега Брянского.
Чествование памяти
Множество храмов по всей России было возведено во имя святых князя Михаила и боярина Феодора. Только в одном Чернигове до ХІХ века было несколько церквей, которые были освящены в их честь. К сожалению, до нашего времени сохранилась лишь одна — расположенная в живописном уголке города, над Стрижнем, на месте прежней усадьбы черниговского полковника Павла Полуботка, рядом с госпиталем для
военнослужащих.
В Москве существует Черниговский переулок, получивший свое имя из-за расположенного в нем храма во имя святых Михаила и Феодора Черниговских. Бронзовые изваяния святых размещены на Храме Христа Спасителя.
Жители Саратовской области также хранят память о святых черниговских мучениках. 12 июня 2016 года в поселке Увек, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, был совершен чин основания храма. Небесными покровителями нового дома Божия стали благоверный князь Михаил Черниговский и боярин Феодор. Храм здесь возводится неслучайно, ведь Увек — это один из бывших городов Орды, в которой пострадали мученики. Некогда этот город находился на южной окраине современного Саратова. Храм строится по «Программе строительства 20 православных храмов в г. Саратове» на средства благотворителей. Будущий храм рассчитан на сто человек.
Подготовила Наталия Комиссарова
3 октября 2016 г.