Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мостик к Богу

Православные христиане должны посещать храм Божий. Но люди, воспитанные вне традиций веры, чувствуют себя в храме не совсем уверенно, так как не знают, когда следует креститься, когда отдать поклон, плохо понимают саму службу и потому не могут на ней сосредоточиться. Церковь — особый мир со своими правилами, со своим этикетом, отличающимся от привычного, светского. Помню, как сама еще совсем недавно просто наблюдала за стоящими рядом людьми, повторяя их действия. О некоторых наиболее популярных вопросах церковного этикета мы побеседовали с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Аркадием Махсумовым.

 

— Отец Аркадий, в православном храме так много непривычных обрядов, которыми сопровождается богослужение, что для новичка бывает очень трудно разобраться, в чем их смысл. Не подменяются ли искренние переживания и чувства молящихся внешними действиями?

— Человек, который только-только входит в православную традицию, действительно сталкивается с большим объемом непонятных для него различных действий, совершаемых в храме. За церковной оградой происходит жизнь, отличающаяся от повседневной, мирской, к которой он привык. Поэтому новички часто чувствуют себя неуверенно, боятся переступить порог храма. Но это говорит не о том, что церковные традиции оторваны от жизни, а, наоборот, о нашей оторванности от православной культуры. Несколько поколений наших соотечественников, к сожалению, выросло вне ее традиций. Безбожный ХХ век даром не прошел, из нас долго и старательно выбивали все, что связано с верой, — и вот результат.

Богослужение — один из источников духовной жизни. Как и Священное Писание, оно поучительно и, прежде всего, научает людей вере. Оно помогает человеку сосредоточиться, погрузиться в то, что он слышит и видит, глубоко понять, что происходит. И в этом участвует не только наша душа, но и тело. Оно дано человеку, чтобы быть выражением наших внутренних процессов. Например, при общении друг с другом люди используют и язык, и жесты, участвуют в этом и глаза, и уши, и другие органы чувств. То же самое происходит во время богослужения. Как мы сможем обращаться к Творцу, если будем стоять подобно соляному столбу? Ведь мы хотим выразить Ему свое почтение, свою верность, свое благоговение. Для этого существуют, например, поклоны. Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами, осеняем себя крестным знамением. Тем самым мы принимаем Крест Христов как орудие нашего спасения. Мы готовы и свой крест нести до конца, в то же время мы показываем Богу, что почитаем Крест, на котором Он страдал ради нас.

Эти действия никак нельзя назвать излишними, напыщенными, они, прежде всего, концентрируют нас на молитве, создают нужный настрой. Психологи верно заметили: если человек, находящийся в подавленном состоянии, будет пытаться улыбаться или вести себя внешне позитивно, то эти действия постепенно начинают влиять на его внутреннее состояние, оно неизбежно будет меняться. То же самое происходит во время богослужения: внешние действия призваны настроить верующих на молитвенное состояние. Здесь все имеет значение — и устройство храма, и иконы, и облачение священников, и колокольный звон, и церковное пение — все это в совокупности помогает человеку создать мостик, по которому он устремится к Богу.

Обратите внимание на действия священника, они тоже многоплановы. То священник символизирует собой Христа, то Евангелие выполняет эту роль. Хлеб и вино, приносимые на жертвенник для Таинства Евхаристии, тоже очень символичны. Просфора, из которой иссекается агнец, тоже имеет глубочайший смысл. Определенным образом эти символические действия настраивают священника, диакона и алтарников на самое главное действие, которое произойдет на Литургии.

Человек так устроен, что все способен воспринимать через внешние действия. И поэтому есть традиция, есть культура Православия, которые за две тысячи лет существования создали такой идеально выверенный механизм богослужения, чтобы верующий человек мог беспрепятственно соединиться со Христом.

— Поясните, как правильно вести себя на богослужении, когда диакон обходит храм с кадилом. Некоторые прихожане начинают поворачиваться на месте вслед за диаконом, пока он не обойдет весь храм. Нужно ли это делать?

— Давайте сначала определим, кто такой диакон, зачем вообще в храме кадят. Диакон в православном богослужении являет собой образ бесплотных ангельских сил. Когда он берет в руки кадильницу, или кадило, как мы ее называем, и совершает каждение фимиамом, то это действие символизирует благоухание духовное, осязаемое нами как физическое действие. Оно символизирует ту молитву, которую мы возносим к образам святых, Самому Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, оно означает присутствие в храме Духа Святого.

Каждение — это также и воздаяние чести главному божественному творению — человеку. И мы видим, что, выходя на солею, диакон сначала кадит святыни, иконостас. Потом, по иерархии, священников, хор, молящихся людей. И когда к прихожанам диакон обращен с кадилом, странно было бы повернуться к нему спиной или боком. Это было бы непочтением в ответ на почтение. А вот поворачиваться и крутиться на месте вслед за ним, когда он обходит весь храм, — уже лишнее. Надо вспомнить о Боге, повернуться лицом к алтарю и стоять, как и прежде.

— Обязательно ли при посещении храма обходить все иконы, прикладываясь к ним? Как правильно это делать и можно ли целовать лики икон?

— Здесь, как и во всем остальном, нужна мера. Что такое икона? Икона — это окно в мир горний. Это образ, который призван, опять же, сконцентрировать верующих на молитве к первообразу. К Господу, Богородице, святым, которых мы почитаем. А ведь храмы бывают огромные, иконы в них расположены на разной высоте, а есть еще и фрески — это те же иконы, написанные на сводах храма. Если дойти в своем рвении до абсурда, то надо приходить в храм со стремянкой, дотянуться до потолка и поцеловать все образы, расположенные под куполом.

Нужно понимать, что икона — это возможность для нас освятиться через соприкосновение с образом. Конечно, мы с особым благоговением подходим к иконам тех святых, с которыми у нас установились особые, теплые отношения, основанные на благодарности. Они нам близки, мы привыкли к ним обращаться, знаем их житие. Но при целовании икон важно соблюдать деликатность, не обязательно прикладываться к лику святого, достаточно прикоснуться к краешку иконы, не оставляя на ней своих следов. Хотя бы ради сохранения этой святыни, которая еще долгие десятилетия будет помогать многим и многим молящимся людям.

Нередко приходится видеть, как опоздавшие на службу люди обходят весь храм, обцеловывая все иконы, не понимая того, что они мешают молящимся, отвлекают их. Уж если поступать правильно, соблюдая точно церковный этикет, то делать это надо до начало часов, так как часы — это уже богослужение, или по окончании всей службы. Есть также дни, когда не следует совершать возле икон земные поклоны, это тоже надо знать. Например, в Светлую седмицу, когда Господь нас ждет на своем празднике, как своих друзей, но не рабов.

— За вечерним праздничным богослужением всегда совершается помазание елеем. Нередко прихожане после этого действа тут же уходят. В чем смысл этого обряда? Является ли он кульминацией всенощного бдения, как считают те, кто приходит в храм ради этого действа?

— Это происходит потому, что некоторые люди не проявляют нужную любознательность и не понимают истинного смысла происходящего. Вечернее богослужение глубоко символично, оно состоит из двух больших блоков — вечернего и утреннего, совершаемых один за другим. Во время вечернего вспоминается творение мира, райское блаженство Адама, и мы благодарим Бога за сам факт создания человечества, за нашу жизнь. И вот гасятся свечи, наступившая темнота означает, что свет Божий отнялся от Адама за совершенный им грех. Читаются покаянные псалмы, это плач Адама, просьба его о помиловании, это обещание вернуться к Богу. Через некоторое время вновь зажигается свет, это означает, что Господь дает нам обетование, надежду на пребывание с Собой на небесах после тяжкого странствия по земле. И в знак этой милости совершается помазание молящихся освященным елеем (елей означает в переводе с греческого «милость»), нанося на чело каждого прихожанина знак креста.

— Но ничего мистического при этом не происходит?

— Конечно, нет. Во время полиелея уже начинают читать канон. И логика богослужения подсказывает, что песни канона, а это воспоминания жизни тех святых, которым посвящена служба, надо дослушать до конца. Ведь мы приходим в храм помолиться Богу, вдохновиться подвигом святых, почерпнуть что-то полезное для своей души. И вдруг, не почтив память святых, не дослушав, что пыталась донести до нас Мать-Церковь, мы разворачиваемся и уходим. Как же так?

Если мы будем вдумчиво относиться к каждому своему поступку, каждому шагу, то научимся правильно вести себя в церкви, и конечно, и на вечернем богослужении будем находиться в храме до конца службы. Надо быть осмысленным верующим человеком, серьезно относится к богослужению.

Беседовала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий
Поделиться в: