Палестинский чудотворец
Православная Церковь 3 ноября чтит память преподобного Илариона — основателя палестинского монашества и одного из ближайших учеников преподобного Антония. Прожив жизнь, наполненную непрестанными аскетическими подвигами молитвы и поста, он удостоился прозвания «Великий».
От язычества к святости
О жизни преподобного Илариона нам известно из жития, которое написал блаженный Иероним Стридонский двадцать лет спустя после смерти святого. Будущий преподобный родился в 291 году в семье язычников, в палестинском селении Тавафа. Родители его были греками. Совсем юным они отослали сына в Александрию для завершения эллинистического образования, где он получил классическое среднее образование язычника. Там же он познакомился с христианами и принял Крещение, после чего резко отринул все языческие верования и стал усердно посещать христианские собрания. Это было время гонений императора Диоклетиана, которые в Египте приняли особенно яростный характер. Обретение новой веры грозило немалой опасностью для юного подвижника, но ничто не могло заглушить твердое желание его души служить Господу.
В 15 лет, услышав о преподобном Антонии Великом — прославленном египетском подвижнике, Иларион отправился к нему и провел с ним около двух месяцев, стараясь во всем подражать учителю. Однако большое число посетителей, приходивших к знаменитому монаху, вынудило его искать более уединенного места для подвижничества.
Около 306 года преподобный вернулся на родину и, поскольку родители его уже умерли, продал имущество, раздал деньги бедным и начал вести жизнь отшельника в пустыне неподалеку от г. Маиюма в Палестине. Подвижник имел обыкновение спать на голой земле, ел один раз в день после заката солнца, и то немного. Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Самую большую проблему для него представляли бесовские нападения. Ему являлись призраки и привидения: «Плач детей, рыдания женщин, рыканья львов, шум и смятение. То он видел возле себя обнаженных блудниц, то перед ним появлялись роскошные яства, то воющий волк, то дерущиеся гладиаторы, причем тот, кого убивали, падал к ногам святого и умолял похоронить его».
Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы. Временами было так тяжко, что он даже бил себя со словами: «Осел, я отучу тебя брыкаться, я буду кормить тебя не ячменем, но соломой, голодом и жаждой я сделаю тебя слабым… я буду управлять тобой при помощи жары и холода, так чтобы ты больше думал о еде, чем о распутстве». Молодой воин Христов держался очень стойко, изо всех сил стремясь обращать ум к Богу.
Основатель палестинского монашества
Спустя двадцать лет тяжелейшей внутренней духовной борьбы Господь вознаградил святого даром чудотворения и прозорливости. Так началось общественное служение преподобного Илариона Великого. Он стал молитвенно помогать приходившим к нему и просившим исцеления. Вознаграждения он не принимал. Плату, которую ему предлагали за исцеления, чудотворец советовал раздать нищим, а причины долгих болезней нередко усматривал в том, что человек большие деньги тратил на врачей, вместо того, чтоб раздать их нуждающимся.
Многие из приходивших к нему посетителей принимали христианство, а затем становились монахами: «Ведь не было тогда монастырей в Палестине, и никто до святого Илариона не знал монахов в Сирии. Он был в этой провинции основателем такого образа жизни и занятия и наставник в нем. В Египте у Господа Иисуса был старец Антоний, а в Палестине — юноша Иларион», — говорится в житии преподобного. Святой исцелял не только людей, но и бесновавшихся животных, объясняя, что «диавол горит такой ненавистью к людям, что желает уничтожить не только их самих, но и то, что принадлежит им».
С течением времени количество монахов, которых окормлял преподобный, росло. Поначалу свои духовные подвиги они проводили в одиночестве, реже поселялись по два-три человека, строили себе небольшую хибару (домик из пальмовых листьев или саманного кирпича). Иногда к строению лепились одна-две крохотных каморки для хранения еды и рукоделия.
В своей обители преподобный Иларион дал первый пример общинного иноческого жития. Заводить деньги, даже в небольших количествах, считалось душегубительным делом. «Он имел отвращение, особенно к монахам, которые с некоторою изменой своим обетам берегут собственность на будущее и соблюдают бережливость или в издержках, или в одежде, или в чем-либо другом, что преходит с веком. Он ощущал запах скупости, исходящий от вещей таких людей, и даже от того, что росло у них в огороде». Следует заметить, что по запаху предметов, к которым прикасался человек, святой мог определить, «каким он демоном охвачен»».
Вскоре с благословения преподобного Илариона по всей Палестине стали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. Во время путешествия авву сопровождало около 3000 желающих приобщиться к монашеской жизни. Во время одного из таких походов по дороге к своему ученику он обратил ко Господу целый языческий город (Элусу).
Известно, что преподобный Антоний, слыша о своем ученике и о чудесах, которые он совершал, радовался духом и часто писал ему. А приходивших к нему из Палестины спрашивал, зачем они проделали такой путь, если в их провинции живет «его сын Иларион».
На 65-м году жизни преподобный Иларион, устав от беспрерывного потока посетителей и мечтая об отшельнической жизни, покинул Палестину. Старость его прошла в постоянных скитаниях в поисках места, где он мог бы без рассеяния служить Богу, но повсюду чудеса, совершенные им, привлекали людей, и святой, смущаясь чрезмерными почестями, вынужден был перебираться с места на место.
Сокрушаясь, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят», около 365 года святой Иларион перебрался на Кипр. Здесь он провел последние пять лет жизни. Перед смертью старец распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. Своему любимому ученику Исихию он оставил на память свою ветхую одежду и Евангелие, переписанное его собственной рукой.
Святая память
Через несколько месяцев после смерти своего учителя Исихий втайне от островитян откопал благоухающие останки и перенес их в Палестину, в основанный ранее монастырь. Рядом с местом подвигов преподобного Илариона Великого на о. Кипр, в селении Епископи благочестивые христиане возвели каменный храм во имя святого подвижника. В северной части острова, у подножия хребта Пентадактилос («Пять пальцев»), на высоте 725 метров сохранились руины храма конца X века и византийской крепости, возведенной в XI веке, разрушенные землетрясением 1953 года. Крепость названа в честь преподобного Илариона.
В недавнее время была высказана гипотеза об отождествлении монастыря преподобного Илариона с руинами на Телль-Умм-эль-Амр близ села Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от палестинского г. Газы, где в 1997–2001 годах был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV веке и достигший расцвета в VI веке. Решающим аргументом в пользу этого отождествления послужила мозаичная надпись на полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа: «Молитвами и заступничеством святого отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь». По предположению археологов, в этой крипте были помещены мощи преподобного Илариона после их перенесения с острова Кипр. Впоследствии святыню переместили в более обширную крестообразную крипту под алтарем церкви. Сегодня частицы мощей святого Илариона хранятся в храме во имя великомученицы Мины на о. Крит, в Киккском монастыре на о. Кипр, а также в различных монастырях Греции.
Подготовила Наталия Комиссарова
3 ноября 2016 г.