Не оскверняй родной язык
Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно встанет пред тобою и будет за тебя или против тебя.
Святитель Феофан Затворник
Убедительнее о силе произнесенного слова и не скажешь. Об этом же не раз предупреждает нас и Спаситель. Читаем в Евангелии: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37), Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Еф. 4, 29) — учит апостол Павел. Наш современник — православный писатель и публицист Василий Давыдович Ирзабеков, неутомимый защитник и поборник чистоты родной речи, — в своей книге «Тайна русского языка» пишет о том, что сквернословие, мат имеют страшную разрушительную силу. Писатель уверен, что ни одно слово, исходящее из человеческих уст, не теряется в пространстве бесследно. Оно продолжает жить среди людей, неся в себе энергию либо зла, либо добра. «Любой человек, — пишет автор, — говорящий нецензурно, призывает зло и поклоняется ему».
Сегодня скверную брань можно услышать где угодно и от кого угодно. Не только разгоряченный вином или ссорой человек произносит нечистые слова, зачастую их можно услышать из женских и детских уст. Нередко приходится слышать, как подростки, прогуливаясь со сверстниками вблизи школы, гоняя мяч на спортплощадке, спокойно перебрасываются нецензурными словами. Сделаешь замечание — на время мат прекращается, и ребята спокойно общаются без него. Что же это — напускная вульгарность, полное бескультурье, подражание взрослым? Какая же беда для общества и каждого из нас кроется в сквернословии? Поговорим об этом с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Аркадием Махсумовым.
— Отец Аркадий, что значит слово для православного человека? Почему Церковь так упорно предостерегает своих чад от сквернословия? Многие и не замечают за собой этого греха, сказал — и забыл, не придав значения тому, что своим словом нанес кому-то душевную рану, обиду, унизил человека.
— Давайте вспомним, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, называется Словом, Логосом. «В начале было Слово…» — что нам хотел сказать апостол Иоанн Богослов, начав повествование Евангелия с этой фразы? Конечно же, не о литературном слове говорит здесь апостол, как думают многие, употребляя одну из самых известных библейских цитат применительно к труду писателя или журналиста. Совсем не об этом говорит нам Евангелие, а о Христе — Боге-Слове воплотившемся.
Древнегреческое слово «логос» имеет множество значений, в том числе «мысль», «основа», «проект», «разум» и т. д. Логос лежит в основе всего мироздания, является инструментом управления творением.
Вопрос о значении произносимых слов я бы разделил на две части. Первая — это базовое техническое значение слова как управление нашей жизнью, второе — нравственное. Сказанное слово — не пустой звук, в нем заложена огромная сила, словом можно человека убить, а можно воскресить. Словом человек влияет на окружающий мир, преобразовывая его. Но всегда ли мы помним про ответственность перед Богом за свои слова?
— Многие люди не считают за грех брошенное скверное слово. Может ли скверная брань изменить человека, преобразив его сознание, или, бранясь, он наносит рану только окружающим, но не себе самому?
— Надо понять, что слово, попадая через наш слуховой аппарат в мозг, в психику другого человека, начинает там свою работу, до конца не изученную учеными. Хорошо известно, что слово способно изменить даже кристаллическую структуру воды, такова его сила. Человек, состоящий на 80% из воды, не только на физическом, но и на духовном уровне может меняться под воздействием слов, добрых или злых.
Невозможно представить себе также, что сам сквернословящий человек остается духовно и физически невредимым. Прежде всего, оскверняется его душа. Даже сама этимология слова говорит о том, насколько мерзок грех сквернословия. Мы же не говорим «худословие», или «плохословие», или «недобрословие». Скверна — понятие духовное, скверное слово оскорбляет Бога, наносит самому человеку непоправимое зло. Поэтому сквернословие, конечно же, является грехом, повреждающим душу. Именно об этом с суровой категоричностью предупреждает апостол Павел, говоря, что ни блудники… ни воры… ни пьяницы… ни злоречивые… Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10). Отвечать действительно придется за каждое слово, за сквернословие — в первую очередь.
— Грех сквернословия в одном списке с такими тяжкими грехами?
— Да, сквернословие — это не что-то второстепенное и безобидное, как кажется тем, кто не следит внимательно за своим языком и иногда поругивается, дескать, с кем не бывает? Задача обуздания языка очень непростая. Заметьте, матерная брань чаще всего свойственна людям, опустившимся на дно жизни, они и физически, и духовно живут грязно. Речь их так осквернилась, что в ней лишь иногда мелькают нормальные человеческие слова, все остальное — мат. Чем дальше человек отходит от образа Божьего, тем сильнее он бранится, тем грязнее и ужаснее его слова.
— Крепко выражаются, к сожалению, не только маргиналы. Работая в светских СМИ, мне часто доводилось слышать ненормативную лексику не от опустившихся людей, простаивающих у пивных ларьков, а из уст вполне респектабельных наших соотечественников, образованных, имеющих высокий социальный статус.
— Сквернословие и мат — позорнейшее явление нашей жизни. Это трагедия ХХ века, безбожного и разнузданного. Кто-то придумал, что мат — непременный атрибут русского человека, способ выражения эмоций, наше «национальное достояние», приравняли его чуть ли не к фольклору. Сквернословие проникло в нашу жизнь, в культуру, искусство, литературу, где угодно можно услышать грязную речь. Сквернословят стар и млад, женщины и девушки, кажется, что уже с молоком матери младенцы получают эту заразу. Произнося похабные слова, люди не понимают, что они бьют по самому дорогому для русского православного человека — его вере. Матом проклинают источник жизни, деторождение, родителей, значит, проклинают Самого Творца, потому что Он — источник жизни. Нужно понять, что мат — это не норма, наши предки были людьми верующими и в критические моменты жизни не матерились, а молились. Матерятся же те, чье сознание попадает под иго сатаны.
— Получается, что человек, матерясь, обращается к демону?
— Да, это своего рода молитва сатане, принятие на себя его словесного кода. Это склонение воли дьявольским силам, вот что такое мат. Христианин, да и любой культурный человек, не может в свою речь допускать грязные слова. Было бы хорошо, если в сердце нашем навек запечатлелось премудрое изречение из Священного Писания: Иже хранит своя уста, соблюдает свою душу (Притч. 13, 3).
— Как должен вести себя православный человек, если он попал в общество, где такому принципу не следуют? К примеру, если сквернословят коллеги по работе?
— Все зависит от ситуации. Ребенку, если он принес домой с улицы матерное слово, следует рассказать, что эти слова — отголоски язычества, когда древние люди, увещевая злых богов, заклинали их магическими словами, ставшими впоследствии ругательными. Надо объяснить, как опасно чернить свой родной язык, данный Богом не для грязной болтовни, а для молитвы, что это большой грех.
Если мы слышим, как выражаются подростки, не надо проходить мимо, делая вид, будто ничего страшного не происходит, все так разговаривают. Надо обязательно сделать замечание. Если в присутствии детей матерятся взрослые, тем более нельзя оставаться безучастными. Одернув такого человека, мы и детям покажем, что не все взрослые допускают в своей речи непотребные слова.
Как в борьбе с любым грехом, начинайте с себя. Если речь ваша будет благопристойной, правильной, то и находящиеся с вами рядом люди вряд ли позволят выражаться нецензурно в вашем присутствии.
— Язык мой — враг мой. Ни об одном органе человеческого тела не сказано так резко негативно. Слова о «скверных и недостойных устах» мы часто произносим в наших молитвах. Какой же должна быть идеальная форма речи у христианина?
— Язык — малый член нашего тела, а какую бурю производит! Подобно парусу, он ведет корабль нашего тела в ту или иную сторону. И если кто-то сумел совладать со своим языком, подчинил его своей воле — он уже великий человек. Эти слова апостола Павла относятся ко всем грехам, на которые способен наш язык: и сквернословие, и пустословие, и осуждение, и празднословие, и т. д. Наш язык абсолютно точно выдает наше духовное здоровье или нездоровье, это зеркало нашей души.
Надо помнить, что мы — народ святой, народ, освященный подвигами многих святых. Мы не имеем права сквернословить, оскорблять память наших предков, свою Церковь, свою веру. Вспомните жития святых, их святость проявлялась во всем, и в языке тоже, поэтому подчинялись их словам даже дикие звери. Не мат наше национальное достояние, не в этом русскость, а в одухотворенном русском языке. Мы должны беречь родное слово, оно дано нам Богом для стремления к истине.
Беседовала Ольга Стрелкова
9 ноября 2016 г.