Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Почаевской обители украшение

Православная Церковь 10 сентября празднует память удивительного человека — преподобного Иова Почаевского. Вся его столетняя подвижническая жизнь прошла на далекой западной окраине Русской земли в тяжелые годы гонения на Православие и русский народ.

 

Преподобный Иов (в миру Иван Иванович Железо) родился в 1551 году в крае, называемом Покутье (ныне Львовская область неподалеку от г. Коломыя). Он принадлежал к дворянскому роду, хранившему верность Православию. С детства будущий подвижник стремился к иноческой жизни. В 10-летнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого монастыря позволить ему служить братии.

В 12 лет Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов. За строгую подвижническую жизнь в 30 лет был удостоен малой схимы. Известность о его духовных подвигах широко распространилась по всему краю. К преподобному Иову стали приходить вельможи и просить духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия на Волыни князя Константина Острожского.

Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более 20 лет. К этому времени относятся заключение Брестской унии (1596) и последовавшее за ней неудержимое наступление католичества, а также возраставшее влияние протестантизма. Преподобный Иов использовал все свои возможности для укрепления Православия. Святой распространял православные книги, которые стали в то время серьезной опорой православных против латино-польских притязаний.

Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали подвижника от монашеского делания. Поэтому он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 года простым иноком поселился в скромной обители неподалеку — на горе Почаевской. С 1240 года здесь селились пустынножители, монахи — выходцы из Киево-Печерского монастыря, которые покинули Киев, спасаясь от нашествия татар. До конца XVI века иноки жили в отдельных пещерах и собирались для молитвы в небольшом храме в честь Успения Божией Матери.

Преподобный Иов был первым настоящим организатором Почаевской обители. Великий аскет ревностно взялся за это Богом посланное ему дело, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. Преподобный ввел в своей обители общежительный устав. При нем началась активная строительная деятельность: возведены новые монастырские стены, построен Свято-Троицкий собор, а затем еще шесть церквей.

Продолжая свою просветительскую деятельность, игумен Иов создал в обители Почаевскую типографию. Долгие годы (до 1932 года) в Почаевском монастыре хранился его труд — «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его написанная», содержащая до 80 бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих аскетических и полемических сочинений. После революции типографию преподобного Иова, возобновленную в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко), вывезли за границу. Она поныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре.

В 1628 году на Киевском Соборе преподобный Иов заставил известного отступника Мелетия Смотрицкого отречься от своих заблуждений. Вместе с другими присутствовавшими там священниками преподобный подписал соборное определение, в котором заявил, что он «твердо стоит в православной вере, не мыслит об отступлении в унию и под клятвою обещается не отступать и к тому же увещевать весь православный народ».

Вместе с этими трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. Преподобный Иов был молчалив, в разговоры вступать не стремился. Под схимнической одеждой всегда носил власяницу и тяжелые вериги. В Почаевской Лавре до сих пор сохраняется пещера, где угодник Божий сутками стоял на молитве. От продолжительного стояния у него отекали ноги и появлялись язвы.

Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов. Несмотря на большие испытания, он дожил до ста лет. Откровение о дате своей смерти преподобный получил 3 ноября 1651 года, а 10 ноября, отслужив Литургию, мирно отошел ко Господу. Незадолго перед кончиной преподобный принял великую схиму.

После кончины святого игумена многие начали замечать исходивший из его могилы свет, а сам он трижды являлся во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и увещевал его открыть мощи, лежавшие под спудом. В 1659 году 10 сентября братия обители во главе с митрополитом Дионисием открыли гроб преподобного. Мощи его были найдены «без всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания», остались заметны даже язвы на ногах после молитвенных подвигов преподобного.

Сегодня святыня хранится в Пещерной церкви преподобного Иова. И по сей день все те, кто с верой прикладывается к нетленным благоуханным десницам преподобного, получают исцеления самых разных недугов. По словам протоиерея Андрея Ткачева, после знакомства с преподобным Иовом захочется тоже ожить, потеплеть от молитвы и запахнуть святостью.

* * *

Твердыня Православия

Среди почитаемых святынь Православной Церкви особое место занимает Свято-Успенская Почаевская Лавра — твердыня Православия в Западной Украине. Расположенная на высокой каменистой горе, Лавра поражает всех своим живописным величием.

 

Обитель расположена возле небольшого городка Почаев Тернопольской области. На вершине холма, образующей плато, находятся основные постройки обители: Успенский собор, колокольня, собор Святой Троицы. Все строения Лавры сохранены для потомков монастырской братией, оберегавшей постройки даже в самые лихие времена.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Готфрида Гофмана был построен на месте нескольких старых ветхих церквушек. Храм богат настенными росписями, скульптурами и орнаментами. В потолках боковых коридоров собора сделаны круглые отверстия, через которые можно увидеть три яруса хоров. Такой архитектурный прием создает в интерьере игру света и тени. Храм также известен своей прекрасной акустикой.

Впоследствии были воздвигнуты еще два придела: во имя святителя Николая Чудотворца и во имя святого Александра Невского. В этом же храме находится и след правой стопы Богородицы, источающий святую целебную воду. Таким образом Пресвятая Владычица, явившись в огненном столпе, засвидетельствовала инокам Почаевских пещер о том, что Она слышит их молитвы. Вода в этой стопе никогда не переливается через край и не убавляется, несмотря на то что богомольцы постоянно наполняют ею сосуды. Этому почаевскому чуду уже более 650 лет.

Вторая лаврская святыня — чудотворная икона Богородицы «Почаевская», подаренная в 1559 году греческим митрополитом Неофитом благодетельнице монастыря Анне Гойской, — установлена над царскими вратами вверху иконостаса.

Большой Троицкий собор построен в начале XX века по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева в нарочито древнерусском стиле. Пещерная церковь преподобного Иова устроена в земле, и, чтобы попасть в нее, надо сойти по крутой лестнице и пройти длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников Руси. Свято-Варваринская церковь была освящена в 1887 году как Трапезная церковь и служит столовой для монастырской братии и по сей день.

В 1858 году в память Киево-Печерских святых, благословивших монашество на Почаевской горе, была устроена и освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия.

Лаврская колокольня своим архитектурным изяществом дополняет красоту и величие ансамбля Почаевской обители. Всего на колокольне 25 колоколов. Самый большой из них весит 11,5 тонн, от его ударов дрожит земля.

Указом Святейшего Синода в 1833 году монастырю был присвоен статус Лавры. Он становится крупнейшим духовным и просветительским центром. Здесь работают типография, школы (второклассная и иноческая), мастерские (по изготовлению иконостасов, переплетная).

К началу ХХ столетия монастырь превратился в крупнейший центр паломничества, куда тысячи православных шли пешком на поклонение его святыням. Спустя годы поток богомольцев нисколько не уменьшается. Каждый, кто посетил Почаевскую Лавру, скажет, что это необыкновенное место, где можно подумать о вечном и по-другому взглянуть на временное.

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: