Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Делами свидетельствовать о своей вере

В марте 2012 года в актовом зале Городской больницы № 1 г. Балаково прошла областная конференция «Православный взгляд на современную медицину». Открывая конференцию, клирик Свято-Троицкого храма священник Александр Бабич сказал: «Цель нашего сегодняшнего собрания — обсудить создание православных бригад, которые могли бы выезжать к нуждающимся в районы, села, чтобы помогать, консультировать, лечить людей, не имеющих возможности либо средств приехать в город к врачу». Тогда же было учреждено Балаковское отделение Покровского общества православных врачей. Руководителем его стал отец Александр.


Прошло четыре года. Итоги таковы: создана постоянно действующая бригада православных врачей, в последнюю субботу каждого второго месяца она выезжает в отдаленные села и деревни. В год получается 5–6 выездов, на прием за этот период приходит в среднем около 400 человек. Побывали практически во всех селах и деревнях Балаковского благочиния, начиная с ближайшего — Маянги, и далее: Хлебновка, Большой Кушум, Успенка, Плеханы, Грачи…

— Почему остановились именно на субботах? — переспрашивает отец Александр. — В будние дни врачи на основной работе, в воскресенье нужно дать возможность человеку пойти в храм. Остается субботний выходной. Машину для поездок дает наш Свято-Троицкий храм, иногда я сам везу бригаду.

На вопрос, чем отличается православный врач от врача обычного, священник продолжает:

— Быть врачом — это призвание, а Православие накладывает на нас еще и особенные обязанности. Православный врач должен стоять на камне веры и подтверждать ее своими делами. Это врач, который предъявляет требования в первую очередь к себе, он старается быть воздержанным. Тогда это самоотвержение проявится в его делах. Профессиональная деятельность врача очень схожа со служением священника — первый исцеляет тело, второй — душу больного. И первый, и второй не может просто выполнять свой профессиональный долг, оставаясь равнодушным к страждущему человеку. В отличие от неверующего медика деятельность православного врача базируется на духовной основе, что и помогает в решении, в том числе, сложных этических вопросов, например, о сохранении жизни нерожденному ребенку.

Четыре года назад на конференции были высказаны сомнения: сформировать бригаду в городе будет очень трудно ввиду кадровой неукомплектованности, необходимости выезжать в выходные дни, труднодоступности некоторых населенных пунктов. Все это со временем уладилось. Проблема оказалась в другом — в нехватке врачей. Православных.

— Нам ведь не каждый врач нужен, а именно православный, то есть воцерковленный человек, — говорит отец Александр. — Который осознает, во имя чего он терпит эти трудности. Он внимает заповедям Божиим, помнит слова Господни о доброделании: так как вы сделали это одному из сих, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Сверх силы Господь от нас ничего не требует. Сделаешь доброе дело, малое или великое во имя Божие — будет и награда тебе соответствующая. Православные врачи стараются жертвовать собой для спасения своей души, душ других людей. Таких, увы, мало. Поэтому особо количество православных врачей у нас не увеличивается, но и не уменьшается. Вот как было вначале семь врачей, так мы и сейчас на них рассчитываем: терапевт Любовь Ивановна Лобода, гинеколог Ирина Евгеньевна Сергеева, стоматолог Лия Степановна Плотникова, ЛОР Таисия Александровна Попова и еще несколько человек. Наша бригада… Не может кто-то поехать — всегда найдется замена.

В Балакове есть свое медицинское училище. Будущих медиков можно было бы приглашать в такие поездки, чтобы они на деле видели, что такое православная медицина. Но здесь готовят медсестер, а нужны именно врачи. Разработали план, чтобы приобщать студентов к сестринскому делу, через сестер милосердия при обществе. С этой идеей отец Александр неоднократно ходил к руководству медучилища, там обещали выделять часы под эту программу, но пока дальше слов дело не идет…

На вопрос: «Приходилось ли Вам, врачу по первой своей профессии, применять медицинские познания в таких поездках?» — отец Александр улыбается:

— Именно в таких — нет. Я там больше нужен как священник: отслужу молебен, проповедь скажу, если кто-то хочет исповедаться — исповедую. Бывало и такое. А как врач? Там врачей хватает. Руки, конечно, дело помнят. Если меня о чем-то спрашивают, неважно где — в поездке, здесь ли в храме — я совет дам, направлю, к какому доктору нужно идти, о чем говорить и т. д. Я даже рад этому.

После исповеди на Причастие надо ехать в Балаково, в храм, мы ведь в селах не совершаем Литургию, там молебен — о здравии, на начало всякого дела Господа Бога призвать, чтобы дал нам благодать на эти добрые дела, иногда воду освящаем. Но уже одно то, что есть желающие исповедаться, говорит о потребности человека в духовном. И это радует…

А приходят к нам не только православные верующие — все приходят. И мусульмане, и люди, чья вера еще только в начатке, и совсем не верующие. Все, кто живет в деревне, приходят на прием. Мы же не делаем акцент на том, что мы — врачи православные. Наша задача в какой-то степени и миссионерская тоже. Приезжаем, всех обратившихся осматриваем. Может, кто-то и не верует в полной мере, но получит вот такой лучик тепла и поймет, что православная вера — это то, что нужно в жизни… Конечно, в других местах врачи и больше делают — в Саратове и бригада больше, и база существеннее, стоматолог, например, может взять с собой походное оборудование. У нас такого нет. Делаем то, что можем сами. По мере возможности свидетельствуем о своей вере делами…

О приезде врачей люди знают заранее. Они не задаются вопросом — православные это врачи или нет. Они рады тому, что приехали доктора, потому что в таких далеких деревнях зачастую даже ФАПов нет, акушерок нет, фельдшеров, не то что докторов. А ведь абсолютно здоровых людей сейчас не найдешь, болеют все. Приходят на прием и дети, и хронические больные, и на костылях, и еле передвигающиеся, со всякими проблемами. Очередь выстраивается в 40–50 человек. И все знают — пока не будет принят последний больной, доктора не уедут. Будет проведен медицинский осмотр, даны необходимые консультации и назначения, нуждающимся оказана медицинская помощь. В случае нужды дается направление на дальнейшее лечение — в Балаково или в Саратов, например. Люди рады и медикам, и тому, что приехал священник, к которому, как правило, вопросов возникает не меньше, чем к докторам…

Балаковскому отделению общества православных врачей четыре года. Сказать, что за это время ситуация в сельском здравоохранении изменилась в лучшую сторону, нельзя. Спрашиваю: не посещают ли иногда мысли, что силы тратятся впустую?

— Нет, не впустую, — говорит отец Александр. — Конечно, то, что мы делаем, не может восполнить всего объема необходимой помощи для пациента, но, тем не менее, это капля, которую мы стараемся делать. Мы должны это делать. Для нас, для наших пациентов — это не напрасно. Даже если у нас мало врачей, даже если мы не можем охватить все наше благочиние, но все-таки сумеем кому-то помочь — слава Богу. Нас ждут. По полсотни человек собирается на прием. И проходят, как правило, через всех врачей. Для них это необходимая возможность. Хронические болезни есть у всех, жалобы есть у всех — одного врача посетил, другого, получается и профилактический осмотр, и выявление хронических заболеваний либо тех, о которых человек и не подозревал даже.

Основная заповедь Общества православных врачей — принять всех до последнего пациента. Мало того, что работа нелегкая, нервная, так еще и нерегламентированная. Приезжают примерно к 9 утра, заканчивают во второй половине дня, ближе к вечеру. Для врачей это тоже в какой-то степени самопожертвование, потому что если, например, медик у себя на основной работе берет субботнее дежурство, оно оплачивается дороже, чем в обычные дни.

Что двигает людьми, принимающими участие в этой бескорыстной работе? Они не получают оплату за субботние выезды. Жертвуют своими выходными днями, свободным временем, возможностью побыть с семьей. Принимают свою внеплановую работу как долг перед Богом, перед своей совестью. Это не красивые слова — ради «красивостей» доброго дела не сделаешь. Это их образ жизни. Не возносятся ли? Нет. Помнят и руководствуются словами Господа из Евангелия от Луки: когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что/ должны были сделать (Лк. 17, 10)…

А проблемы? Жизнь показала: практически большая часть из них решаема. Были бы доктора… Неравнодушные люди, которые помнят российские традиции земской медицины и применяют данный от Бога дар там, где в нем особенно нуждаются. И это самое главное.

Валентина Николаева




Оставить комментарий
Поделиться в: