Отцы-динозавры и цифровые дети
«Опять все свободное время проводишь за компьютером! Не расстаешься с телефоном! Нас было с улицы не загнать, а тебя — из дома не выгонишь! Вот мы в ваше время…». Да, наше поколение буквально жило на улице, прибегая домой, чтобы перекусить и сделать «домашку». Мы дружили, а не заводили «френдов», выражали симпатию, а не ставили «лайки», мы открывали большой и интересный мир, выходя из дома, тогда как новому поколению для этого не нужно переступать его порог. Зачем, если все, что тебе интересно, умещается в одном гаджете?Но мы можем сколько угодно приводить в пример свое детство, где были игры «в резиночки», «казаки-разбойники» и «робин гудов», а еще читались нужные и интересные книжки — наши увлечения, равно как и мы сами, для современных подростков — что-то из эпохи динозавров. Как обрести потерянное взаимопонимание и окончательно не утратить контакт с поколением «цифровых» детей — наш разговор с протоиереем Максимом Первозванским, главным редактором молодежного журнала «Наследник», папой девятерых детей и дедушкой двух внуков.
— Современных подростков — тех, кому пока еще нет шестнадцати — психологи называют поколением Z. Нам, родителям «цифровых» детей, так же сложно бывает понять их, как им — нас. Это не может не вызывать тревогу у старшего поколения.
— Любые новые технологии вызывают тревогу, и достаточно часто вполне обоснованную. Потому что любая технология — будь то физическое ее воплощение (если мы говорим о компьютере — то это само железо), или гуманитарное (то, как устроено ее использование в жизни, как происходит обучение этой технологии, как она воспринимается обществом) — в период своей апробации приносит с собой много негатива. Например, на заре использования рентгеновских лучей или ДДТ считалось, что это совершенно безвредные вещи. С помощью рентгеновского аппарата проводили примерку обуви, а ДДТ опыляли пионерские лагеря, пляжи с детьми. А потом выяснилось, что это вещи достаточно опасные, и все не так хорошо, как представлялось на первый взгляд. Иногда апробация человечеством новых технологий проходит с небольшими побочными явлениями.
Проблема заключается еще и в том, что, начиная использовать новое, мы теряем старое. До начала массового употребления человеком письменного слова у людей была по-другому устроена память. Евангелие и другие священные тексты специально записывались таким образом, чтобы их удобно было запоминать, со специальными мнемоническими приемами. Совершенно немыслимая для современного человека вещь — когда прозаический текст заучивается наизусть в объеме многих десятков страниц.
С началом использования компьютера и Интернета громадная часть того, что раньше необходимо было запоминать и уметь, оказалась ненужной. Многое упрощается. Но с другой стороны, любое употребление новых технологий приводит к очередному витку отчуждения. В тексте, приписываемом древнекитайскому философу Лао Цзы, есть замечательный эпизод, когда Лао Цзы предложил одному старому китайцу не носить в бурдюке воду из большой ямы на свой огород, а использовать для этих целей колодец – вроде нашего «журавля», тем самым он хотел упростить пожилому человеку жизнь с помощью новых технологий. На что старый китаец ответил Лао Цзы: «Неужели ты думаешь, что я не знаю, как устроен этот колодец? Я не хочу брать из него воду, потому что использование механизма превращает человека в механизм. В результате человек теряет уверенность в побуждении собственного духа».
А теперь представьте, на каком витке отчуждения находимся мы, живущие в цифровом мире, если старый китаец не хотел использовать простейший механизм, чтобы не потерять уверенность в побуждении собственного духа? Сегодня любой дошкольник, не умеющий даже читать и писать, может не только нажимать на соответствующие кнопки на планшете или телефоне, чтобы открыть нужную ему игру, но может с легкостью обойти запрещающие программы и установить или скачать нужную ему программу, «снесенную» родителями. Это совсем другой тип организации мышления. И тут дело не только в развитии компьютерных технологий. Дело в иной организации информации в цифровом мире. Так, человек, привыкший к интернет-серфингу, теряет не только способность к чтению длинных сложных текстов, но вместе с тем интерес и вкус к аналитической работе собственного мозга. При этом приобретая целый ряд интересных и нужных компетенций, которые людям старшего поколения совершенно недоступны.
— То есть нельзя сказать, что Интернет — однозначное зло? И надо выкидывать все компьютеры, как раньше ревнители благочестия выкидывали телевизоры?
— Конечно же нет. Мы стали свидетелями того, как на наших глазах человечество получило доступ к трем глобальностям. Первая из них — глобальная связь. Благодаря мобильным телефонам мы находимся на связи в любое время дня и ночи. До их появления зайти к соседу и узнать, как дела, было обычным делом. Потом это стало неприличным, сначала нужно было позвонить и спросить, можно ли зайти. Изменился тип общения. А сейчас на наших глазах происходит революция «мессенжеров» — с появлением whatsApp неприличным стало уже звонить — теперь все пишут друг другу сообщения. И, вполне возможно, «мессенжеры» вытеснят со временем мобильные телефоны, как они в свое время вытеснили проводные. Это вызывает серьезные изменения в поведении людей. К примеру, раньше в нашей школе, а у меня дети учатся в пяти классах с первого по одиннадцатый, никто whatsApp не пользовался. А теперь в каждом классе есть две группы — отдельные для родителей и детей, где и происходит общение. Если раньше вопрос о поездке всем классом решался на родительском собрании, и где-нибудь через полгода поездка могла состояться, то сейчас такие вопросы решаются за один вечер.
Вторая доступная нам глобальность — информация. На сегодняшний день оцифровано большинство текстов, являющихся достоянием человечества. Практически любой текст доступен в сети Интернет. Вы заметили, что энциклопедии сейчас никто не читает? Еще лет десять-пятнадцать назад это была ценнейшая вещь! Их рассматривали, изучали, листали в поисках ответа на любой вопрос. А сейчас намного проще найти ответ в Интернете. Но вместе с тем информации стало так много, что ее переизбыток вызывает апатию, равнодушие, даже безразличие к происходящему. Если раньше информации было мало, и человек с интересом добывал ее, то сейчас то, что легко доступно, уже не вызывает интереса. У человека пропадает стимул к поиску.
Третья глобальность — это глобальная навигация. Сейчас каждый, кто имеет смартфон и доступ к Интернету, если он не страдает картографическим кретинизмом, в любую минуту может понять, где он находится и как ему найти то место, куда ему нужно попасть. И новое поколение весьма успешно пользуется новыми технологиями.
– Что же делать родителям, которые в цифровом мире чувствуют себя «динозаврами»?
– Бессмысленно надеяться, что новое поколение начнет осваивать старые технологии. И ругать новое тоже бессмысленно. Новому поколению приходится решать другие задачи. Развитие науки дошло до такого уровня, что 95% инженерных решений, которые сейчас внедряются в масштабе человечества, – вторичны. И главной задачей «цифрового» поколения является не придумать, как это решается, не найти новое, а понять, как это решено у других. Это гораздо эффективнее, потому что большинство задач уже решены, это вопрос обмена информацией. Поэтому наша задача как родителей — как можно быстрее осваивать новые технологии.
— А как быть с увлечением компьютерными играми? Запрещать их тоже бессмысленно? Сколько времени в день ребенок может проводить за игрой?
— Час, полтора — при том, что он успешно справляется с учебой в школе, выполняет какие-то обязанности по дому, если у него, помимо компьютера, есть другие интересы. Или сразу установить ограничения — играешь только по выходным. Вообще, гаджеты — хороший стимул, чтобы заставить ребенка что-то сделать. Кнут и пряник — нового в методике воспитания ничего нет. Пока уроки не сделаны — за игру не садишься.
— А если других интересов нет? Как можно распознать, что ребенок — игроман? И как с этим бороться?
— Если у него совсем нет других интересов, и он не может провести какое-то время, не играя в компьютер и не используя другой гаджет, тогда это игровая зависимость. Как в борьбе с любой зависимостью, нужно создать ему центры других интересов. Хорошо, если это будут физические занятия: отправьте его в спортзал, пусть дергает железо или занимается в какой-нибудь другой секции. Нет поблизости спортзала, но зато во дворе есть турник? Пусть, например, научится делать офицерский выход на одну руку. Или создайте ему интеллектуальный центр — человек должен творчески развиваться. Пусть развивается культурно: занимается танцами, музыкой. Если компьютер и игра — единственный смысл в жизни, то это очень плохо. Это касается не только детей, я знаю взрослых, которые дни напролет играют «в танчики» или смотрят сериалы, и им кроме этого ничто не нужно: ни дом, ни семья.
— Современные психологи говорят не о традиционном конфликте «отцов и детей», происходящем при каждой смене поколений, а о разрыве коммуникативной системы. Многие уверенно заявляют, что мы — предыдущее поколение — уже ничего не можем дать нашим детям. Вы согласны с этим?
— Нет, не согласен. Сохранить традиции, преемственность, семейные ценности — это наша обязанность. Есть то, что передается из поколения в поколение благодаря семейному укладу. Раньше это было более очевидным: если отец был кузнецом, то сын тоже становился кузнецом. И это касалось не только выбора профессии, но и образа мысли, выстраивания внутреннего мира. Потом все стало меняться, и, собственно говоря, проблема отцов и детей, озвученная Тургеневым в XIX веке, появилась только потому, что новому поколению нужно было решать проблемы, которые старшее уже не решало.
Проблема современного общества в том, что поколения сейчас слабо пересекаются. Папа — на работе, мама — дома, ребенок — в школе, где его чему-то учат. Поэтому родителям важно «быть в теме». Если ребенок играет в компьютерные игры — нужно разобраться, в какую игру он играет. Можно сесть рядом и посмотреть, что он делает. Здесь важен вопрос доверия — нужно искренне интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним, и даже если что-то не устраивает и кажется неправильным — то нужно реагировать спокойно, без истерик и нотаций найти возможность донести свою мысль. Если вы в нормальном контакте с ребенком, и ему нравится с вами общаться — он вам все расскажет, поделится своими сомнениями. Если же будете хвататься за сердце, орать и топать ногами, то он научится скрывать все так, что вы никогда ничего не узнаете.
— Поколение Z почти не читает. Нужно ли заставлять детей читать книги?
— Читать сложнее, чем смотреть. Сюжет во многих книгах развивается слишком медленно. Но приобщать к чтению нужно по мере сил. Любая серьезная деятельность требует усилий — поначалу без отдачи. Поэтому нужно заставлять в надежде, что когда-нибудь чтение его увлечет. Пусть ребенок читает то, что ему нравится, пусть это будет научная фантастика. Или, если вас самих захватила какая-то книга, поделитесь ею с ребенком, и потом вместе обсудите. Широкий кругозор знаний для личности — это ее богатство, глубина. Книги открывают горизонт, дают понять, что жизнь не сводится к тому, чтобы сидеть за компьютером. Это сложно, но приучать к чтению надо.
Еще надо понимать, что не все будет так, как нам хочется, потому что мы растим детей не для себя, а для Господа, и у Него есть о них Свой особый замысел. Может, нашим родителям хотелось бы, к примеру, чтобы мы выросли атеистами? Слава Богу, у Него о нас было другое мнение.
Беседовала Ольга Новикова
29 декабря 2016 г.