Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Особая группа «Чудесенки»

Как научить своих детей любви и милосердию, состраданию и взаимопомощи? Ответ на этот вопрос найти непросто. Но многие могут подтвердить простую истину — не на словах, а на деле. В воскресной школе храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) растет и развивается одна необычная группа самых маленьких, но очень смышленых воспитанников. Под чутким руководством педагога Анастасии Сергеевны Беляковой — психолога со специальным дефектологическим образованием — молодые мамы вместе с детьми учатся взаимовыручке, милосердию, любви и терпению.

Помочь друг другу

Группу «Чудесенки» Анастасия Сергеевна называет инклюзивной. В последнее время очень часто можно слышать слова «инклюзия», «инклюзивное образование» или «инклюзивная группа». Для родителей здоровых детей эти слова не имеют особого значения. Но для тех, кто воспитывает детей-инвалидов, очень важно, что такая группа появилась в нашем городе.

Инклюзивная группа «Чудесенки» — это настоящий шанс для таких детей посещать воскресную школу наравне со всеми. Анастасия Сергеевна уверена, что никакие нарушения развития не должны становиться препятствием для полноценной, насыщенной жизни ребенка, тем более его жизни в Церкви. Семьи с такими детьми становятся неотъемлемой частью прихода. Но далеко не каждый человек готов принять особого ребенка со всеми его проблемами, рассмотреть в нем равноправного друга. Создание инклюзивной группы — длительный процесс, требующий не только усилий со стороны педагогов, но и поддержки всех прихожан, неравнодушных к проблемам развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группу «Чудесенки» посещают 15 детей в возрасте от 2 до 5 лет, четверо из которых имеют ограниченные возможности здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы). За два года существования группы появилась возможность говорить о неплохих результатах.

Перед тем как начать работу с детьми из инклюзивной группы, Анастасия Сергеевна предложила родителям пройти небольшой психологический тест, чтобы выявить их отношение к совместным занятиям здоровых ребят с детьми с ограниченными возможностями. Бо/льшая часть родителей детей с ограниченными возможностями не были против совместных занятий, но переживали по поводу того, как примут их детей сверстники и их родители. А большинство родителей здоровых детей были согласны на присутствие детей с ограниченными возможностями на занятиях, но опасались отрицательного влияния такого общения на развитие здоровых детей.

Учимся верить, дружить и творить

Несмотря на все опасения, группа начала свою работу. Причем интенсивную работу педагог вела не только с детьми, но и с родителями, так как недостаточная информированность и психологическая неграмотность родителей как раз и рождает подобные опасения. «Цели у наших занятий разноплановые, — рассказывает Анастасия Сергеевна. — Конечно, базовый уровень — привить любовь к вере через развивающие занятия. Причем не только детям, но и мамам. Так как это очень важно, в том числе для того, чтобы справляться с материнскими обязанностями и трудностями. Также занятия направлены на то, чтобы выработать умение уступать, уважать старших, привить доброту, сочувствие, взаимоподдержку. И в целом научить доброму взаимодействию друг с другом и с миром. Важно то, что мамы и дети молятся вместе, играют вместе. Это способствует улучшению детско-родительских отношений и вообще климата в семье».

Каждое занятие начинается с совместной молитвы. Затем все участники поют «Приветственную песенку», в которой вспоминают имя каждого ученика. Это помогает создать доброжелательную атмосферу, дать понять каждому малышу, что ему рады, что его здесь ждали.

Основная часть занятия может изменяться как по форме организации, так и по содержанию. Анастасия Сергеевна в игровой форме рассказывает о святых, об их жизни, подвигах, добрых делах. Это очень важно, так как дети нуждаются в примере, у них появляется герой, которому хочется подражать.

Большую роль в жизни «Чудесенок» играют творческие мероприятия. Ведь в сценках, постановках, выставках участвуют абсолютно все ребята, независимо от уровня таланта или способностей. На таких занятиях нет особых требований, критериев оценки успешности выступления. Это повышает самооценку ребенка и родителя, внушает оптимизм и желание развиваться дальше.

На занятиях арттерапевтической направленности педагог применяет методики, доступные детям с любыми возможностями: кляксотерапия, рисование поролоновыми губками, фольклорные танцы, игра на ложках и др. Родители на таких занятиях учатся взаимодействовать со своим ребенком, устанавливают и поддерживают теплые отношения с другими членами группы, учатся взаимопониманию.

В конце каждого занятия в трапезной храма проходит совместное чаепитие. За чашкой чая родители обсуждают проблемы воспитания ребенка в вере, делятся своими радостями и достижениями. Постепенно родители по-настоящему подружились, и теперь многие семьи, включая и семьи с особыми детьми, встречаются и вне занятий, совместно проводят досуг. Самое главное, что дети привыкают друг к другу, и постепенно их общение перерастает в настоящую дружбу. Это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, круг общения которых весьма ограничен.

Традиции и планы

Интересно, что через год после начала систематических занятий в группе «Чудесенки» Анастасия Сергеевна провела повторный опрос родителей, чтобы выявить отношение к детям с ограниченными возможностями и инклюзивному дополнительному образованию. И мы увидели результаты работы: для детей с особенностями развития нормально развивающиеся дети стали примером для подражания, своеобразными учителями. Их развитие не стоит на месте, они постоянно овладевают новыми умениями и навыками, учатся общаться и не бояться здоровых детей, доверять им и чувствовать себя такими же. Для здоровых детей такой опыт стал способом нравственного воспитания. Ребята постарше стали понимать, что дети-инвалиды — такие же дети, как и они сами, учатся помогать им, сопереживать и защищать. У родителей прошли все опасения, которые тревожили их в начале занятий.

Анастасия Сергеевна также проводит мастер-классы и консультации для родителей, где делится своими знаниями и опытом в области детской психологии и педагогики. Во время этих встреч педагог затрагивает вопросы, связанные с проблемами воспитания ребенка в православной вере.

У «Чудесенок» уже появились свои традиции. Каждые три месяца на мероприятии, посвященном чествованию именинников, родители вместе с детьми просматривают видеозаписи с приходских семейных праздников. Анастасия Сергеевна вручает небольшие сувениры и фотографии.

Все занятия в группе проводятся бесплатно. На них присутствуют многодетные и малообеспеченные семьи, семьи с приемными детьми. Они не могут в силу ограниченных материальных возможностей позволить себе платные занятия, столь необходимые для развития их детей, особенно страдающих заболеваниями.

С Божией помощью, благодаря пожертвованиям неравнодушных прихожан и жителей города окончено строительство воскресной школы. К концу подходит ремонт здания, в котором для группы «Чудесенки» выделят кабинет. Анастасия Сергеевна мечтает полностью оборудовать его для инклюзивных занятий. В планах у организаторов — создание специально оборудованной сенсорной комнаты, учитывающей особенности развития детей-инвалидов. И все желающие могут помочь этому благому начинанию.

Анастасия Сивоплясова

Подробнее с жизнью группы «Чудесенки» можно познакомиться на страницах сайта Покровского храма г. Покровска (Энгельса): www.pokrovsk-hram.ru

* * *

Инклюзивное образование — практика общего образования, основанная на понимании, что люди с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Усилия общественности в 1990–2000-х годах и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей). Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

* * *

В Покровской епархии работает Центр гуманитарной помощи «Милосердие». Просим откликнуться неравнодушных людей, желающих оказать благотворительную помощь. На склад принимаются детская и взрослая одежда, детские товары, игрушки, коляски, детские кроватки и др.

Центр гуманитарной помощи «Милосердие» расположен по адресу пл. Свободы, 9 (на территории Свято-Троицкого кафедрального собора). Время работы центра: среда — пятница с 14.00 до 16.00.

Реализация данного проекта стала возможной благодаря победе Покровской епархии в открытом конкурсе, направленном на поддержку православных инициатив в области профилактики абортов и организации помощи кризисным беременным, матерям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, неполным, малообеспеченным и многодетным семьям.

* * *

Благотворителям

Вы можете пожертвовать денежные средства на оборудование кабинета для инклюзивных занятий настоятелю Покровского храма или можете перечислить их на счет в банке: р/счет 40703810500000000098 в Филиале ООО «Промсельхозбанк» в городе Энгельсе, к/счет 30101810100000000892, БИК 046375892, ИНН 6449020229, КПП 644901001, получатель — приход храма Покрова Пресвятой Богородицы города Энгельса Саратовской области.

Оставить комментарий
Поделиться в: