Культуры не может быть много
Основы православной культуры… Только ленивый не высказался в СМИ по поводу обязательного введения в российских школах в 2012–2013 учебном году нового предмета. И хотя название у него другое — «Основы религиозных культур и светской этики», он все равно в первую очередь ассоциируется именно с Православием. Высказывания о предмете часто негативные, а их авторы сомневаются в целесообразности преподавания в школе этого учебного курса.
На мой взгляд, наличие полемики и сомнений — это скорее подтверждение того, насколько высок в обществе интерес к тому, каким должно быть образование, чему и как надо учить детей, какова роль школы в становлении личности ребенка. Кроме того, наличие разных точек зрения доказывает, что вопросы культуры, религии, духовности, несмотря ни на что, значимы для современного человека.
Но стоит сказать и о том, что зачастую люди, желающие высказать свое мнение, не знакомы с учебниками, методикой преподавания этого предмета, опытом работы тех учителей, которые апробировали данный курс. «Это плохо, потому что у нас светское государство» — вот, пожалуй, главный аргумент противников введения новой дисциплины.
Давайте разберемся. Само название курса начинается со слова «основы» и содержит очень важное для каждого человека и для общества в целом понятие «культура». И ни один здравомыслящий человек не скажет, что «культуры» может быть много. И родители, и учителя видят, что круг интересов современных школьников как раз культуру не содержит вовсе. А потому преподавать основы культуры — хотя бы основы — в сегодняшней ситуации дело необходимейшее!
Кстати сказать, учебники, предназначенные для преподавания всех модулей курса, богато иллюстрированы, содержат репродукции известнейших картин, фотографии памятников архитектуры, тексты стихотворений русских классиков.
Но зачем же, могут мне возразить, изучать основы православной (или, скажем, исламской) культуры? Мол, пусть это будет просто культура, безотносительно к вероисповеданию, стране проживания. А еще лучше, толерантнее — светская этика.
Не берусь судить, что лучше вообще, что будет максимально толерантнее, но как учитель русского языка и литературы с 20-летним стажем работы не могу не сказать, потому что абсолютно в этом убеждена, что культура русская — та самая культура А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого — это культура православная. И дело даже не в том, что сюжеты всех великих произведений русской классической литературы так или иначе содержат и ветхозаветные, и евангельские мотивы.
Ни для кого не секрет, что современные школьники читают мало и неохотно. Причин тому множество, но здесь хочется сказать об одной. Текст произведения русской классики XIX века (того же Пушкина, Лермонтова, Гоголя) для наших детей зачастую не понятнее иностранного: устарели многие слова, грамматические формы. К тому же для большинства непонятно, как жили люди, какие праздники и как отмечали. И если «пойти к обедне» еще хотя бы понимается как «пойти обедать», «отслужить службу» как «вернуться из армии», то «пойти к вечерне» или «заутрене», «говеть» — не понимается никак. А мотивы поступков героев — от Тараса Бульбы до князя Мышкина — объяснить, не обращаясь к христианству, абсолютно невозможно…
В нашей школе (МОУ СОШ № 8 г. Новоузенска) предмет «Основы православной культуры» по учебнику протодиакона Андрея Кураева ведется с начала 2011–2012 учебного года в 5-х классах. Не могу не сказать о том, какой интерес вызывают у ребят эти уроки. Как правило, все с удовольствием учат стихи, помещенные в учебнике, пересказывают и анализируют притчи, готовят сообщения об иконах, храмах, картинах. А как светлеют лица детей, когда мы говорим о добре и милосердии, о сострадании и помощи ближнему! Какой неподдельный интерес вызывают рассказы о земной жизни Иисуса Христа, сотворенных Им чудесах исцеления, о чудотворных иконах и святых местах!
Не скрою, самым сложным для меня было то, что в классе есть дети разных национальностей и вероисповедания — так уж случилось. Но я увидела, что сами дети (девочки-мусульманки) очень активны на уроках, охотно включаются в беседу, выполняют домашние задания. Внутреннего протеста с их стороны и со стороны родителей я не чувствую. Теперь я понимаю, что это была не их, а скорее моя внутренняя проблема.
Безусловно, преподавание ОПК — дело непростое. И не только потому, что новое: нет рабочих программ, методического обеспечения. Это-то как раз все можно найти. Не хватает мудрости, духовного опыта… Но если есть интерес к предмету, желание учиться самому и учить детей, то и профессиональный, и духовный рост, несомненно, будут.
Наши методы
Мы все идем методом проб и ошибок. И несмотря на наличие учебников (очень хороших, на мой взгляд), у каждого преподавателя свой «вектор», свое представление о том, как говорить с детьми о важных и сложных вещах. Я вижу в ОПК главным образом предмет культурологический.
Мы живем в маленьком провинциальном городке, где главный носитель «культуры» для большинства детей и взрослых — это телевизор. Плоды этого «культурного воспитания» у нас перед глазами. И противопоставить этому что-либо очень трудно. Поэтому любая возможность показать детям репродукции картин И. Крамского, И. Левитана, А. Иванова, познакомить с живописью Леонардо да Винчи, Рафаэля, причем сделать это не абстрактно-оторванно, а в контексте того, о чем говорится на уроке, — это те зернышки, которые при наличии почвы хоть насколько-то благодатной обязательно прорастут.
На одном из уроков мы говорили с детьми об иконах, сравнивали их с картинами, пытались понять, «почему же они по-разному называются»… И в качестве домашней работы ребята получили задание подготовить рассказ об одной из икон: истории ее создания или обретения, сюжете, изобразительных канонах, цветовом и композиционном решении. Затем лучшие работы были представлены на районном Пасхальном фестивале. Шабаева Настя, ученица 5-го класса, заняла первое место, защитив свою творческую работу об иконе «Богоматерь Семистрельная».
Пасхальный фестиваль завершил свою работу совсем недавно, и хотелось бы сказать о том, что практически все ребята из того класса, в котором я преподаю ОПК, приняли в нем участие, многие получили грамоты и подарки. Андрюков Кирилл стал победителем конкурса рисунков, Чабатова Юлия, Акчурина Руфия, Талайчук Олеся проникновенно и выразительно читали стихи А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Блока и стали победителями литературного конкурса. Причем желающих выступать, рисовать, показывать свои творческие работы было очень много! Хочется верить, что для этих детей слово «культура» уже не «звук пустой»!
Прочитав недавно «Лето Господне» Ивана Шмелева, я была поражена тем, как на самом деле мы далеко ушли от своих корней, насколько обеднела в каком-то смысле наша жизнь и жизнь наших детей. Разучились мы встречать праздники и утратили не только обрядность Рождества, Пасхи, Вербного воскресенья, но и суть и смысл этих торжеств.
Знаете ли вы, что веточки вербы, так трогательно светящие нам на Вербное воскресенье, не выбрасывали потом за ненадобностью, а сажали по берегам рек и оврагов? В этом совершенно утраченном современной суетой обычае — и вера, и нравственность, и забота об экологии, и общение детей и родителей, которого так не хватает… И все это без высоких слов.
Безусловно, вернуть патриархальную жизнь России XIX века невозможно и говорить об этом бессмысленно. Но мы с детьми в эту весну посадили на берегу «вербушки»…
Воспитание не назидательное и не второпях, между делом — это также та возможность, которую дает курс ОПК. На уроке о заповедях присутствовал отец Александр Милованов. Отметив светский характер подачи материала, он обратил внимание, как неравнодушны были дети, как хотелось каждому из них привести свой пример, иллюстрирующий заповеди! Урок закончился творческой работой на тему: «Как мы почитаем родителей и старших?». А как часто дети и слово «почитать» не понимают! Открытием для некоторых стало, что родителей надо не только любить, но и слушаться!
Кстати, священники на уроки ОПК приходят как приглашенные гости, и в храм мы ходим не на каждом уроке. Но дети такие встречи любят и ждут. Кроме несомненной духовной пользы, это еще и возможность пообщаться с другим человеком, услышать что-то новое об известных вещах, сходить на экскурсию в храм.
Такого рода общение дает свои плоды, причем как невидимые глазу, так и вполне конкретные. Есть учащиеся, которые всерьез интересуются вопросами веры, духовности, культуры, занимаются творческой и научно-практической деятельностью. В апреле этого года на II областной научно-практической конференции «Духовность и современность» успешно выступили учащиеся нашей школы. Работа Булавиной Дарьи, ученицы 9-го класса, на тему «Роль церковнославянского языка в современном мире» заняла второе место на секции «История мировых религий».
Надеюсь, что и тем детям, которые сидят у меня на уроках, и всем тем российским школьникам, которые с нового учебного года будут изучать этот предмет, приобщение к основам православной культуры принесет несомненную пользу.
Светлана Гузенкова
8 мая 2012 г.