С Богом везде хорошо
Сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Елена Григорьевна Балашова приехала в Покровск, чтобы принять участие в научно-практической конференции «Православная книга – путь к преображению души». Мы беседуем с Еленой Григорьевной о том, как педагогу извлечь уроки из непростого и драматического ХХ века и как преподнести их детям.
– Елена Григорьевна, Ваш путь в Церкви с самого начала был связан с образованием?
– Когда я начала воцерковляться, у меня не было профессионального педагогического опыта, только материнский. По первому образованию я медик, закончила Московскую медицинскую академию имени И.М. Сеченова. Это было в начале 90-х годов, когда в Россию хлынула волна эзотерики, оккультизма, целительских практик. И вот к двум из них примкнула и я. Чтобы отойти от этих практик, была просто необходима духовная поддержка, которую я нашла в Церкви. Потому что просто взять и закончить такие вещи довольно тяжело.
Игумен Иоанн (Экономцев) меня очень поддержал своими молитвами, советами. Он мне и сказал, что надо бы для Церкви потрудиться. Таким образом, я в 2005 году попала в Отдел религиозного образования и катехизации, которым он руководил.
В 2009 году отдел возглавил Епископ Зарайский Меркурий (ныне Митрополит Ростовский и Новочеркасский), который благословил меня продолжать работу.
Мне очень повезло, что с самого начала моих трудов в отделе я попала в издательский сектор, много работала с житиями святых. И эта встреча с письмами, опытом святых людей, подвижников очень помогала и поддерживала. Постепенно больше стала уделять внимания жизни новомучеников. И первое, что привлекло мое внимание, – книга о Высоко-Петровском монастыре, в котором находится наш отдел. ХХ век в монастыре связан с тайными монашескими общинами, деятельностью владыки Варфоломея (Ремова). Постепенно стала уделять все больше внимания работе в архивах, с разными источниками по истории Церкви в ХХ веке. И сейчас, когда какие-то вопросы в нашем отделе касаются темы новомучеников, обычно к их решению приглашают и меня.
– Какие задачи стоят перед сотрудниками Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви?
– Первоочередная задача – расширение преподавания «Основ православной культуры». Действительно жизненно необходимая задача.
Не менее важная задача – координация деятельности воскресных школ. Многое в этой деятельности сегодня приходится менять. Мы понимаем, что дети в воскресных школах не должны сидеть за партами с учебником. Занятия в школах должны быть построены по другому принципу, это должен быть опыт деятельного воцерковления ребенка, привития ему любви к жизни в Церкви, а не просто штудирования знаний. Я лично знаю таких детей, которые говорили: «Вот мы пять дней учимся в школе, и потому в воскресной школе хочется чего-то иного. А мы опять попадаем за парты, нам это не интересно». Из-за этого дети порой и уходят из воскресных школ. Что сделать, чтобы ребенок с детства почувствовал себя частью церковной жизни и при этом впитывал какие-то знания – вот та серьезная задача, которую надо решать. Надо находить людей, у которых есть хороший опыт, надо, чтобы они писали книги для педагогов, какие-то программы новые, сделать так, чтобы о них узнавали в других школах. Чтобы видеть реальную картину дел и как-то ее анализировать, мы просим епархии давать в отчетах объективную и, по возможности, подробную информацию о том, как у них проходит эта работа.
– На конференции Вы представляете методические материалы по проведению занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Расскажите, пожалуйста, кто их разработал?
– Мы работали вместе со Светланой Михайловной Шестаковой – опытным педагогам, методистом. Конечно, эти материалы появились не на пустом месте, потому что мы видели уже имеющиеся работы разных авторов – педагогов, священников, которые мы рецензировали, отредактировали, с одной стороны, обратили внимание на некоторые общие черты в этих работах, а с другой – на то, чего, на наш взгляд, не хватало у других авторов, чтобы сделать программу цельной, интересной для детей и раскрывающей христианский подвиг святых ХХ века. Мы выделили восемь главных тем, которые могут быть рассмотрены в рамках урока, а можно, если позволяют возможности, посвятить им больше времени. Перед нами стояла такая задача – объединить общецерковные темы и региональные. Потому что в первую очередь люди должны узнавать о тех, кто потрудился или пострадал в их епархии. Одновременно надо понимать, как эти события вписывались в общецерковную историю.
– Первая полвина ХХ века – это время, когда смерть, мучения неповинных людей становились нормой. Об этом тяжело узнавать. Возникает либо тяжелое чувство тотальности зла, либо сердце привыкает, и слова о чужих страданиях остаются лишь словами. Как говорить с детьми на такие темы, которые сложны и для взрослых?
– Моя любовь к Церкви началась со знакомства с преподобномученицей Елисаветой Феодоровной. Я прочитала о ней книгу. И вот все страдания, гонения, кровь были в этой книге как бы вторым планом, через который просто неземным светом светилась ее любовь, ее милостивое отношение к людям, даже к тем, кто ненавидел ее, и прощение. Даже то, как она погибла со словами Христовыми на устах, вот это позвало. Потом, когда я читала книгу о Высоко-Петровском монастыре схимонахини Игнатии (Пузик), где она описывает двадцатые, тридцатые годы – страшные годы гонений. Я ожидала увидеть описание страданий, страха, но увидела другое – абсолютную радость человека от того, что он нашел себя в Церкви, что есть люди, которые также нашли себя в Церкви, что есть духовный отец, который их ведет ко Христу, что они любят Христа, любят друг друга, как сестер и братьев. Читаем: «скоро батюшка уехал», – это значит, что кто-то из клириков монастыря был арестован, отправлен в ссылку, но дальше она пишет о том, как они читали письма, присылаемые из заключения их духовным отцом, преподобномучеником Игнатием (Лебедевым), с какой огромной любовью перечитывали эти строки назидания: «Ныне время спасения, спасайтесь, пока есть возможность», «с Богом везде хорошо – и на Фаворе, и на Голгофе». Подумайте, те, кто находился в заточении, утешали оставшихся на воле: потерпите, поймите, пользуйтесь этим временем ради спасения своей души…
Через свои страдания, свою личную Голгофу эти люди как нигде и никогда чувствовали близость Христа. Владыка Варфоломей (Ремов), которого после первого ареста, крайне больного и истощенного вынесли из тюрьмы на носилках, потому что он просто не мог самостоятельно передвигаться, писал одной из своих духовных дочерей об этом аресте, что тюремный опыт отнял у него здоровье, но дал столько и такой радости, какой он «никогда не испытывал, и дал послужить стольким людям и так, как никогда не послужил бы». То есть новомученики воспринимали этот опыт совершенно по-другому. Об этом и нужно говорить детям.
– Мученик – это победитель, который остался верен Христу до смерти. Как показать детям эту победу?
– Порой описание житий некоторых святых сводится к тому, что вот тогда-то он был рукоположен, столько-то прожил, там-то служил, был арестован, находился в заключении в такой-то тюрьме или лагере, в таком-то году был расстрелян – и все. А как ребенок должен увидеть христианский подвиг за этим? Очень важно, чтобы у ребенка возникло сопереживание живому человеку, который шел на эту Голгофу, не просто потому, что его кто-то арестовал, а потому, что он сознательно выбрал этот путь – путь верности Христу и Его Церкви. Ведь многие приходили к монашеству, к священству уже после двадцатых годов, то есть они понимали, на что идут. Многие могли отказаться, отречься от веры, от сана, но не сделали этого.
У нас в Высоко-Петровском монастыре в конце XIX века подвизался замечательный святой – преподобный Гавриил (Зырянов), позже он прославился как старец Седмиезерной пустыни под Казанью и Спасо-Елеазарова монастыря под Псковом. Он умер в 1915 году. Он воспитал немалое количество духовных чад, среди которых много новомучеников. Как воспитывал? И твердостью в вере, и своей огромной любовью. Пройдя через многие страдания и стяжав эту любовь, он людям рассказывал о том, как человек в страданиях находит Христа. И возможно, именно поэтому его духовные чада стали новомучениками, а не отреклись, не впали в обновленческий и иные расколы.
Ведь в то время люди делали разные выборы, не все из тех, кто был священником или монахом, брали свой крест и шли за Христом. Кто-то ведь и в Церковь пришел «не ради Иисуса, а ради хлеба куса», или по обету, или потому, что просто был из духовного сословия. Но ко Христу нельзя приходить без любви, нельзя пытаться обмануть Бога и себя.
– Что Вы думаете об использовании традиционных форм контроля знаний – кроссвордов, викторин, ребусов – при изучении, к примеру, тем о новомучениках? Приходилось встречать людей, которые воспринимают это чуть ли не как кощунство.
– Здесь все зависит от подачи материала. Если эти знания подаются достаточно благоговейно, с уважением, то и кроссворд не вызывает какого-то чувства отторжения. А бывает, смотришь на задание в какой-нибудь рабочей тетради и думаешь: как так можно спрашивать? Такая подача материала, которая может вызвать у детей не добрую улыбку, а усмешку в ответ на вопрос по какой-то священной теме, на мой взгляд, недопустима. Еще я не люблю, когда иконы или священные предметы изображаются на пазлах. Потому что в процессе выполнения задания икона или крест, например, если не «разрывается» на части, то в какие-то моменты неизбежно будет состоять из разрозненных кусков или может быть неправильно соединена.
– Уроки ХХ столетия – в чем они лично для Вас?
– Для меня их кратко можно сформулировать этой фразой – с Богом везде хорошо: и на Фаворе, и Голгофе. Мы, сегодняшние, не знаем, что такое быть с Богом на Голгофе. Но у каждого человека свой крест, потому что без Креста не бывает Воскресения. И нужно молиться о том, чтобы Господь помог нам наш крест понести, не возроптать, претерпеть это все до конца. Вот в этом жития новомучеников должны стать для нас укреплением.
Когда-то я читала о страданиях мучеников в Сербии, и сердце содрогалось от страха. А потом прочитала у святителя Николая Сербского удивительную фразу о том, что когда человек возвращается из плена, он готов претерпеть любые муки, потому что знает, что идет домой, и что дома ждет его радость. Мученики тоже понимали, что, идя к Богу, сохраняя верность Христу, они идут Домой. Там наше истинное Отечество, наш истинный Дом.
Беседовала Марина Шмелева
3 апреля 2017 г.