Истина, подсвеченная малым огнем
В наше время творчество И. А. Крылова, а именно его басни, прочно ассоциируется со школьными годами. Все мы помним, как учили наизусть его известные басни «Ворона и Лисица» и «Стрекоза и Муравей». Для многих людей Крылов так и остался где-то в прошлом, в детстве, и нам порой бывает трудно воспринимать его творчество серьезно. Но лишь открыв томик Крылова, будучи уже взрослыми, мы по-настоящему начинаем задумываться над смысловым содержанием текстов, над их художественным своеобразием, замечать искрометный юмор, а также невероятную актуальность этих текстов.
Жизненный путь баснописца
Кем же, собственно, был сам Иван Андреевич Крылов? Несмотря на скудное образование, полученное в юности, он самостоятельно сумел добиться высоких результатов, став не просто известным писателем, журналистом, а настоящим классиком. Он рано узнал материальные лишения, еще подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. По приезде в Санкт-Петербург поступил в казенную палату. Все это дало молодому Крылову возможность заниматься литературным трудом. В столице он пишет драматические произведения, постепенно приобретая известность в петербургских литературных кругах.
В 1805 году Крылов перевел две басни Лафонтена, и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно мощно. Первый сборник его басен вышел в 1809 году и имел большой успех. С этого времени Крылов написал около 200 произведений этого жанра. В течение 29 лет Иван Андреевич также работал помощником библиотекаря императорской Публичной библиотеки. Скончался он в возрасте 75 лет и был похоронен в Петербурге.
У Крылова не было образования, но была безграничная жажда знаний и исключительные способности. Он самостоятельно овладел языками, математикой, скрипкой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Как говорил о И. А. Крылове его близкий друг, литературный критик и поэт П. А. Плетнев, «Крылову удалось проникнуть духом своим, вселиться в помышление миллионов людей, составляющих Россию, и остаться навек присутственным в их уме и памяти». Действительно, его басни являют собой яркие, запоминающиеся произведения, а крылатые слова и выражения из басенного контекста прочно укрепились в реальной жизни: сами собой всплывают строчки: «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «А ларчик просто открывался» и т.д.
Но кроме актуальности и художественной ценности, его басни примечательны и той нравственной глубиной, которая в них хранится. Они славят труд, воспитывают скромность, чувства товарищества и другие свойства подлинно человеческого поведения. И одновременно басни Крылова обличают лживость («Лжец»), скупость («Скупой и Курица»), хвастовство («Синица»), лень («Мельник»), преследуют невежество («Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно»).
«Истина вполоткрыта»
Оптинский старец преподобный Амвросий порой вместо прямого ответа вопрошающим открывал книгу басен Крылова и читал тот или иной стихотворный рассказ баснописца. Книга эта лежала на столе в келейной.
«Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним», – писал архимандрит Агапит (Беловидов) в своем жизнеописании преподобного старца Амвросия. Вспоминает он случай, когда одну монахиню из Шамординского монастыря, нуждавшуюся в совете, отец Амвросий попросил прочесть басню «Ручей». В этой басне небольшой ручеек осуждал «несытую» реку, в которую впадал, за то, что многие тонут в ее водах:
Мне кажется, когда бы мне
Дала судьба обильные столь воды,
Я, украшеньем став природы,
Не сделал курице бы зла.
Но вот разразился ливень – и ручей разлился и затопил стада и дома. Заканчивается басня следующими строчками:
Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко
Лишь только оттого, что мало в них воды!
Еще один Оптинский старец, преподобный Анатолий, также любил крыловские лаконичные произведения. В одном письме к своей духовной дочери преподобный Анатолий писал: «Вчера или третьего дня о. М. сказал, что ты там все пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова "Стрекоза и Муравей". К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста – все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. <…> И Крылов, светский писатель, сказал свою "Стрекозу" не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть, кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».
Басни Крылова приходили на помощь старцам. Свои действенные советы преподобные давали в легкой, окрашенной светлым юмором, иносказательной форме. Здесь можно привести фразу архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) из статьи «Религиозное сознание в русской литературе. Крылов»: «Крыловская истина подсвечена малым огнем, чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме и к полутьме, душевных глаз человека, не выносящих яркого света». Сам Крылов называл свое литературное служение «истиною вполоткрыта».
Читая басни Ивана Андреевича, в них мы можем порой заметить некую диалогичность, двойственность. К примеру, в басне «Слон на воеводстве» Крылов утверждает: «Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он». Но одновременно в басне «Лань и Дервиш» защищается Лань, которая питала своим молоком волчат, несмотря на то что в будущем они могут пролить ее кровь. В этой басне Иван Андреевич выводит такую мораль: «Кто добр, тому избытки в тяжесть, коль он их с ближним не делит». Мы видим, что отношение к доброму сердцу у Крылова многогранно. Интересно, что и в фольклоре часто наблюдается такое явление. К примеру, тема труда, поднимаемая в басне «Стрекоза и Муравей», обыгрывалась народом так: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» («плюс» трудолюбивому Муравью), но рядом существует и другое изречение: «От работы не будешь богат, а будешь горбат» («поклон» Стрекозе»). Всё-таки просто не бывает нигде, и однозначных ответов – тоже. Старцы тонко понимали крыловские произведения: их мораль – не аксиома, которой надо руководствоваться во всех случаях. «Принимать» конкретную басенную мораль нужно в тот или иной этап жизни, в той или иной ситуации.
Поэт и мудрец
Но есть у Крылова басни, которые повествуют о несомненных, евангельских ценностях. Одна из таких – «Откупщик и Сапожник». Здесь Крылов рассказывает о богатом откупщике, который был доволен своей жизнью, но не имел отчего-то сна. Его сосед же был – бедняк-сапожник, но добрый и веселый малый, любивший под утро петь. И вот богач подарил бедняку мешок с деньгами. С этого времени изменилась жизнь бедняка: беспокойство за свои сокровища ему не давали уснуть. Недолго думая, сапожник возвращает откупщику деньги: «Вот твой мешок, возьми его назад: я до него не знал, как худо спят». Трудно не вспомнить здесь евангельские строки: Идеже бо есть сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Мф. 6, 21).
Одна из моих любимых басен, «Две Бочки», повествует о двух бочках – одна была с вином, другая – пустая. Та, что была наполнена вином, катилась к своей цели неспешно, тихо и незаметно. Пустая же гремела так, что ее было слышно издалека, а прохожие ее боялись. Но, замечает Крылов, как бы ни была громка Бочка, «А польза в ней не так, как в первой, велика». Удивительно точны последние строки басни:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах
И думает свою он крепку думу
Без шуму.
О Божьем Провидении замечательно повествует басня «Крестьянин и Лошадь». В ней Лошадь была недовольна своим хозяином – зачем он сеет овес в поле? Но не знала она, что к осени крестьянин ее этим овсом и будет кормить. В заключении мы читаем восклицания автора:
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей
Не ведая ни цели, ни путей?
В басне «Безбожники» Крылов открыто предупреждает читателей: «плоды неверия ужасны». Не стоит забывать Бога, слушая мнимых старцев, ведь они лишь «погибельный ваш приближают час».
Н. В. Гоголь писал о Крылове: «Поэт и мудрец слились в нем воедино». Как много сторон жизни, как внешней, так и внутренней, затронул в своих коротких текстах Иван Андреевич. И как много в них говорится о вечном – христианских истинах, смысле жизни, о важности противостояния греху.
От скоротечного воспаления легких в 1844 году завершился земной путь И. А. Крылова. Близкий друг поэта, М. Е. Лобанов, в своем биографическом очерке «Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова» писал, что перед смертью великий баснописец «с истинным христианским чувством приобщился Святых Таин, произнес слабым голосом: "Господи! Прости мне прегрешения мои!" — и глубоко вздохнул. Вздох этот был последним вздохом незабвенного Крылова».
Жизнь баснописца, православное мировоззрение запечатлелось в его произведениях. Но ненавязчиво, цельно, мудро. Нам, современному поколению, остается лишь взять его волшебные и такие простые тексты – и, теперь уже осознанно, по-христиански, снова окунуться в детство.
Юлия Хитёва
1 мая 2017 г.