Святыня в тишине
Семиключье – маленькая тайна Пензенской области, благословенное место для православных христиан, памятник природы областного значения и один из пунктов маршрута, предлагаемого паломнической службой Покровской епархии.
Семиключье – настоящее святое место. Оно спрятано от глаз в густой лесной зелени между селами Русская и Мордовская Норка. Здесь же оно явило и до сих пор хранит свои святыни. В Семиключье – студеная кристальная вода источников, срубы часовни, церковной лавки, купели, белые стены Тихвинского скита Пензенского Спасо-Преображенского монастыря, непрекращающееся биение церковной жизни и звенящая тишина.
Семиключье – переплетение легенд, чудес и исторических фактов. Так, предания гласят, что в ХVII-ХVIII веках здесь в глуши скрывались от мирской суеты и искали спасения монахи-подвижники. Вместе с жителями окрестных поселений они страдали от набегов разбойников. Однажды семеро братьев были убиты. Говорят, сразу же из-под земли забили семь чистейших ключей. Жители не оставляли молитв к Богородице и наконец обрели просимое – мир и спокойствие. Даже осязаемое подтверждение милости и заступничества Пречистой Девы – в Семиключье явилась Тихвинская икона Божией Матери. И это было только начало. Говорят, святыню трижды переносили в храм в Русской Норке, и трижды икона возвращалась обратно. Еще говорят, что обнаружили ее трое солдат: двое православных и мусульманин. И только иноверец смог взять ее в руки и перенести в храм. Говорят, позже он крестился в веру Христову. А день, когда на роднике явилась икона, – девятая пятница по Пасхе – стал особенным для верующих.
Семиключье – духовное пристанище для странников и монахов. Оно словно притягивает к себе подвижников. Уединенная молитвенная жизнь зарождалась не раз. В 1910 году осуществилась очередная попытка создать общину. Крестьянин Федор Савкин выкопал первую землянку. Вокруг нее появлялись новые. В скит приходило все больше отшельников. И вскоре здесь построили часовню, избы для насельников и богомольцев, стали совершать богослужения и просить помощи у Господа в молитвах, которые не оставались не услышанными. С монахами и паломниками общался священноисповедник Иоанн Оленевский, чьи мощи находятся в соседней Соловцовке. Святой говорил о целебной силе святых источников и советовал черпать воду.
О событиях на Семиключье писали «Саратовские губернские ведомости» и «Саратовские епархиальные ведомости». Последние сообщали, что 8 июля 1915 года, в Первую мировую войну, христиане «пришли на Семь Ключей крестными ходами из десяти сел, и одиннадцать священников во главе с благочинным совершили молебствие о даровании российскому воинству победы». Однако вскоре благочестивая жизнь на Семиключье прекратилась. Советская власть разорила святое место: часовню разобрали и превратили в клуб, монахов арестовали, а чтобы прекратить бесчисленные паломничества, в воду стали сливать бензин. Но верующих ничего не останавливало. Они снова и снова прокладывали дорогу к источнику, снова собирались на девятую пятницу по Пасхе и молились о прекращении кощунства.
…Через много лет Семиключье вернулось к прежней жизни, все такой же молитвенной и уединенной. Тропинки к серебристой воде родников замостили, оборудовали купели, место явления иконы отметили железным крестом, построили бревенчатую часовню, храмы в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя благоверного князя Александра Невского. А в память убитых монахов, о которых известно только из преданий, поставили семь крестов. К источникам вновь потянулись богомольцы. Они степенно с верой набирают воду и окунаются в исцеляющую прохладу, молятся на службе, не разрушая звенящей тишины Семиключья. Потому что это позволено только певчим птицам, журчащим святым струям и гулу колоколов возрождающегося скита, где теперь хранится обретенная чудотворная икона.
Дарья Хохлова
22 июня 2017 г.