По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Губитель страстей

Церковь чтит 10 сентября память преподобного Моисея Мурина. Святого, который стал истинным примером покаяния, исправления жизни. Разбойника и губителя людей, превратившегося в убийцу собственных страстей.

Таинство раскаяния

По происхождению преподобный Моисей был эфиопом. Он имел черную кожу, по которой и получил прозвание мурин (то есть мавр, негр). От природы Моисей обладал недюжинной физической силой, такой, что мог один справиться с несколькими людьми. Он служил рабом у одного чиновника, но за кражи и разбои хозяин прогнал слугу. Тогда он стал предводителем разбойников, и банда его прославилась особой жестокостью.

В этих греховных делах Моисей провел много лет, но однажды Бог призвал его к покаянию. Разбойник умилился сердцем, раскаялся, оставил прежние дела и связи и отправился в пустынный монастырь, где предал себя в послушание игумену и братии.

Много лет Моисей днями и ночами проливал слезы, каясь в содеянных грехах, с усердием исполнял все послушания. Спустя несколько лет подвижник ушел в отшельническую келью. В одиночестве он проводил время в молитве и трудах, оплакивая прошлую жизнь.

Однажды к подвижнику прямо в келью ворвались четыре разбойника. Он один справился с ними, связал и, взвалив на плечи, как охапку дров, понес к монастырской церкви. Там он спросил братий, что ему делать с ними: «Я не должен никого обижать, но они пришли ко мне, и я взял их».

Отцы приказали Моисею развязать разбойников и отпустить на свободу. Тогда воры узнали своего бывшего главаря. Удивившись такой перемене в его жизни, они прославили Бога и сами принесли покаяние. Спустя время и они стали подвизаться в иночестве. С годами о подвигах бывшего злодея стали узнавать и другие его бывшие подельники. Они также оставляли прежнюю жизнь и приходили в монастырь, становясь добродетельными иноками.

«Помогающих нам больше»

Много лет преподобного искушали бесы блудодеяния. Они постоянно разжигали его помыслами и видениями. Монах каялся в том, что порой останавливался в шаге от нарушения иноческого обета.

По совету аввы Исидора еще малоопытный инок усилил пост до такой степени, что всегда оставался полуголодным. «Если ты будешь постоянно соблюдать пост и воздержание, умерщвляя плоть и не допускать войти в себя пресыщению, разжигающему греховные вожделения, тогда бес, как бы истомившись от голода, отойдет от тебя с печалью», – сказал Моисею наставник. Затворившись в келье, он трудился в рукоделии, пятьдесят раз в течение дня вставал на молитву, совершая ее с коленопреклонением, и только после захода солнца позволял себе вкусить немного хлеба.

В очередное посещение аввы Исидора, после молитвы и благословения подвижника преподобный Моисей увидел на западе множество страшных демонов, суетившихся и приготовлявшихся к борьбе, а на востоке – бесчисленное множество святых светоносных ангелов, также готовящихся к битве. Святой Исидор объяснил Моисею: «Те, кто на западе, поднимают брань на святых Божиих, а те, кто на востоке, посылаются от Господа на помощь благим подвижникам. Знай же, что помогающих нам больше, нежели тех, кто восстает на нас».

Будучи укреплен видением и словами старца, Моисей вернулся в келью и продолжил упражняться в пощении и молитве. Но вскоре он начал еще больше страдать от врага, который подкидывал ему сонные сладострастные мечтания. Тогда уже другой старец посоветовал ему приучить себя к всенощному бдению. С тех пор он каждую ночь вставал посреди кельи и молился, не преклоняя колен, чтобы не уснуть.

После шести лет такого подвига он взял на себя еще один. Ночью монах обходил жилища других отшельников и старцев, собирая их пустые водоносы, и тайно приносил им воду. За этот подвиг враг спасения решил отомстить святому. Однажды ночью, когда блаженный наклонился в колодец с сосудом для воды, дьявол сильно ударил его по спине деревом. Старец упал без чувств и пролежал как мертвый до утра, пока его не нашли монахи, которые отнесли его в храм. Только через год он пошел на поправку.

Авва Исидор в ту пору увещевал ученика не увеличивать брани с бесами сверх сил, «ибо в дерзновении необходимо хранить меру». Но воин Христов Моисей ответил, что не окончит борьбы, пока эта мерзость не покинет его. Тогда духовный отец благословил мужественного подвижника приступить к Причастию Божественных Таин Тела и Крови Христова. После этого монах освободился от многолетнего искушения. С тех пор он в мире продолжил проводить строгую постническую и молчаливую жизнь.

«Грешный и неразумный» старец

С годами слава о добродетельном подвижнике дошла до правителя той страны. Он отправился в скит, желая видеть авву. Но старец, заранее узнавший об этом, поспешил убежать в болото. Княжеские слуги, встретив его по пути, спросили: «Где находится келья аввы Моисея?». Он сказал им, что старец тот неразумен, лжив и проводит жизнь в грехах. Тогда слуги вместе с правителем пришли к храму и рассказали обо всем монахам.

По описанию встреченного путника с мрачным лицом и в худой одежде стало ясно, что подвижник намеренно очернил себя в глазах людей, чтобы не принимать похвалы. Князь из этого поступка получил пользу и душевное утешение и, прославив Бога, отправился домой.

Преподобный Моисей обыкновенно избегал славы и почестей, бесед с приходившими к нему мирянами. Но при том принимал с любовью и заботой приходивших к нему странствующих братий.

Однажды начальник скита благословил пустынников на недельный пост. Но в это время к Моисею пришли странствующие монахи из Египта. Странноприимец приготовил им вареную пищу. Дым, замеченный от его кельи, смутил других пустынников. Но собравшись на соборной службе, они поняли, что святой нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию о любви к ближним и поучения из Отечника о странноприимстве.

«Выйди вон, мурин»

Когда уже опытного и победившего страсти монаха поставили в диакона и облачили в стихарь, епископ сказал другим клирикам: «Изгоните его, а потом пойдите за ним и слушайте, что он будет говорить». Отцы выгнали его из алтаря со словами: «Выйди вон, мурин (то есть черный)!».

Став в отдельном месте, святой начал укорять себя: «Хорошо поступили с тобою, пес, мракообразный эфиоп. Ты недостоин, и как ты осмеливаешься войти в святое место; ты не человек: как же осмеливаешься ты подходить к людям и служителям Божиим?». Клирики рассказали об этом епископу. Тогда он снова призвал Моисея в алтарь и рукоположил его в сан пресвитера.

– Что думал ты, отче, тогда, когда, быв изгнан, ты был возвращен снова?

– Я сравнивал себя со псом, который, будучи изгнан, бежит, будучи же призываем обратно, возвращается быстро.

Архиерей понял, что этот человек уже удостоился посещения божественной благодати, потому что Бог дает благодать смиренным (см.: Иак. 4, 6).

В священническом сане преподобный Моисей подвизался еще пятнадцать лет, собрав вокруг себя семьдесят пять учеников.

Ожидая встречи со Христом

Прожив семьдесят пять лет и предчувствуя скорую кончину, преподобный собрал учеников предупредить, что скоро в скит придут варвары, желающие избить монахов. Он говорил братьям бежать из этих мест, а на их вопрос, почему же сам он остается на месте, ответил: «Я уже много лет ожидаю того времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: Все, взявшие меч, от меча и погибнут (Мф. 26, 52)».

Часть братии разбежалась по разным местам, а семь иноков остались со своим старцем. При приближении варваров один из них убежал из келлии и спрятался. Варвары разграбили знаменитый монашеский скит, убили святого Моисея и шестерых иноков.

Спасшийся же от смерти, находясь в укрытом месте, видел небо отверстым и семь сияющих небесным светом венцов, нисходивших с неба на тела мучеников. Потом пришли остальные братия и с плачем похоронили умерщвленных иноков-мучеников. Кончина их последовала около 400 года.

 

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: