Иаков — брат Божий
Мы отмечаем 5 ноября день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимской Церкви — матери всех христианских Церквей.
Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены. С детских лет он был назореем — человеком, особо посвященным Богу. Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос, то есть вели жизнь чистую и святую. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, Иаков без колебаний уверовал в Него и стал вести жизнь еще более строгую. За такие богоугодные подвиги иудеи прозвали Иакова Праведным. И Господь возлюбил его и причислил к лику семидесяти апостолов.
Почему же апостола Иакова называют братом Господним? Святитель Феофилакт Болгарский объясняет это так: в начале земного служения Иисуса Христа сыновья Иосифа не верили в Его Божественную сущность. Ни братья бо Его вероваху в Него (Ин. 7, 5), — пишет в своем Евангелии святой апостол Иоанн Богослов.
Когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей. Во время бегства Святого Семейства в Египет именно Иаков сопутствовал Христу, Пречистой Богородице и святому Иосифу. «Лицом, жизнью и манерою разговора Иаков весьма походит на Господа Иисуса — как если бы был Его братом-близнецом от той же утробы. Говорят про него, что увидать его — это значит увидать и Самого Иисуса во всех черточках его тела», — писал Игнатий Богоносец к Иоанну Богослову. За эту преданность и схожесть Иаков был назван братом Господним.
После Крестной смерти Спасителя, в продолжение Его страстей, апостол Иаков скрывался в пещере Иосафатовой долины, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. Именно здесь посетил Господь Своего брата по Своем Воскресении. В первые века христианства эта пещера была обращена в храм.
После вознесения Господа Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа апостол Иаков был поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви. Таким образом, на долю апостола выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Ему достался жребий едва ли не самого трудного апостольского служения, так как многие иудеи дышали ненавистью и враждой против апостолов и Евангелия.
За тридцать лет святительства апостол Иаков обратил к Богу и наставил на правый путь множество иудеев и эллинов. Даже неверные относились к нему с великим уважением и почтением: первосвященники, сами только раз в год входящие во Святая Святых для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться во все часы дня и ночи. Часто находили его там, стоящего на коленях, со слезами молящегося Господу за весь мир. Иаков был уважаем и любим в Иерусалиме. Такого человека фарисеи не могли упрекнуть ни в чем — он поистине «превзошел их в праведности». Во время смут и бедствий народ видел в нем свою опору, а потому называл его «обли» (или «офли») — оплот, убежище народа. Много людей собиралось к нему: одни — желая услышать его поучение, другие — коснуться края его одежды.
Как глава Иерусалимской Церкви, он председательствовал на первом в истории христианской Церкви Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году. Главный вопрос — принимать ли язычников в лоно христианства — был решен положительно его веским словом. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произнес итоговую речь и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского Собора (см.: Деян., 15 глава).
Многие принимали веру во Христа только по доверию к святому праведнику. Такой авторитет пугал его врагов. Однажды, в праздник Пасхи, когда в Иерусалим собрались люди со всех сторон света, фарисеи и книжники пришли к святому брату Господню и потребовали, чтобы он как человек всеми уважаемый призвал к отступлению от Христа. Его возвели на крыло Соломонова храма, но апостол вслух перед всем народом начал проповедовать о Христе Спасителе как об истинном Мессии. «Для чего вы спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? — громко воскликнул праведный старец. — Он волею пострадал, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых. Он сидит ныне одесную Бога, превыше всех Сил небесных, и опять придет на землю на облаках небесных судить живых и мертвых». Верующие, которые находились в толпе народа, и многие из иудеев, готовые уверовать во Христа, услыша эти слова, воскликнули: «Слава Богу — осанна Сыну Давидову!».
Тогда разъяренные книжники и фарисеи с криком «Мы сделали ошибку, допустив такое свидетельство об Иисусе!» столкнули его вниз. Умер праведный Иаков не сразу. Его добили камнями. Он скончался, повторяя молитву брата и Господа своего Иисуса Христа: «Господи, отпусти им грех сей; не ведают бо, что творят».
По свидетельству греческого философа Оригена смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до Иудейской войны, произвела такое впечатление на иудеев, что последовавшие бедствия и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за убийство праведника.
В настоящее время мощи святого апостола Иакова находятся в Риме в Церкви 12 апостолов. Также частице его мощей можно поклониться, посетив Старо-Иерусалимское подворье г. Москвы.
Наталия Бондаренко
5 ноября 2014 г.