По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Дивная «Троеручица»

Среди множества образов Пресвятой Богородицы есть особенный, называемый «Троеручица», празднование которого совершается 25 июля. Эта икона является главной святыней сербского монастыря Хиландар на Афоне, а ее целительные свойства известны во всем христианском мире.

 «О Тебе радуется…»

В основе необычной иконографии Богоматери «Троеручицы» лежит традиционное поясное изображение Пресвятой Девы Марии в типе «Одигитрия». Младенец Христос представлен восседающим на Ее правой руке. Левая же рука Пресвятой Богородицы поднята к груди в указующем на Сына жесте. Главная особенность этого образа в том, что внизу находится третья кисть руки, сделанная из серебра. Эта дополнительная рука напоминает об удивительной истории, произошедшей в Сирии более чем тринадцать столетий назад.

Рождение этого образа тесно переплетается с жизнью преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в VII–VIII веках. В 717 году византийский император Лев Исавр начал гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мучениям и смерти. В защиту иконопочитания выступил преподобный Иоанн Дамаскин, который в то время был министром при дворе халифа в Дамаске. Он составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать преподобного Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени святого, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо император Лев переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», а после повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение. Преподобный Иоанн жестоко страдал как от боли, так и от незаслуженной обиды. Он попросил халифа вернуть ему отсеченную руку.

Затворившись в своем доме, страдалец приложил отсеченную руку к суставу и с усердной молитвой обратился к Божией Матери, глубоко веря в неиссякаемое милосердие Царицы Небесной. В своей молитве святой Иоанн обещал посвятить оставшуюся жизнь прославлению Пресвятой Девы. Утомленный страданиями, преподобный погрузился в глубокий сон. В ночном видении ему явилась Сама Пречистая Богоматерь и сказала: «Ты исцелен. Трудись же усердно твоей рукой».

Пробудившись ото сна, преподобный Иоанн Дамаскин увидел, что рука его цела и невредима. В порыве духовной радости он поднял свои руки к чудотворному образу Богородицы и воспел Ей хвалебный гимн «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». В позднейшей богослужебной практике эта песнь стала использоваться как задостойник в Литургии святителя Василия Великого.

Весть об исцелении преподобного Иоанна разнеслась по всему Дамаску. Халиф осознал свою вину и просил своего подданного снова взять на себя государственные дела, но святой Иоанн решил посвятить все свои силы служению Богу. Он удалился в монастырь во имя преподобного Саввы Освященного и принял иночество. Икону, перед которой получил исцеление, он взял с собой. В память о случившемся с ним чуде приделал к нижней ее части серебряное изображение руки, от чего икона получила свое название «Троеручица».

Великая Игумения

 Монастырь Хиландар. Святая Гора АфонДо XIII века икона находилась в этой обители, а затем святой Савва, архиепископ Сербский, перенес ее в Сербию. При нашествии на Сербию турок православные положили икону на осла и пустили его без провожатого. Животное, повинуясь Божественному провидению, дошло до Афонской Горы и остановилось у ворот Хиландарского монастыря. Иноки приняли икону как великий дар, а на месте остановки осла поставили памятник, куда и по сей день ежегодно совершается крестный ход.

В то время в Хиландарском монастыре умер игумен. Братия приступили к избранию нового наставника. Когда стали называть имена достойных кандидатов, среди монахов произошло разделение. Тогда к одному из афонских затворников явилась Сама Богоматерь и объявила, что Сама желает быть Игуменией обители. В знак этого икона «Троеручица», стоявшая ранее в алтаре, чудесно перенеслась на середину храма, на игуменское место. С тех пор делами монастыря управляет иеромонах-проигумен, а монахи принимают благословение на все послушания от самого святого образа «Троеручицы», который находится в соборном Введенском храме.

В эпоху русско-турецкой войны около девяти лет на Афоне хозяйничали турки, но Хиландарская обитель оставалась вне их власти. Известно, что турки часто видели Таинственную Жену, охраняющую стены и недосягаемую для людей.

Почитание во всем мире

Списки чудотворной иконы «Троеручица», прославившиеся многими знамениями и исцелениями, распространились во многих православных странах. Один из них с XVII века находится в Болгарии в Троянском монастыре.

В России эта икона также очень почитается и распространена во множестве списков. Первый список этой иконы был прислан в 1661 году патриарху Никону для его Новоиерусалимского монастыря.

С этого образа в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме в честь Успения Божией Матери в Гончарах (Болгарское подворье). Благодаря заступничеству этой святыни храм никогда, даже во времена лютых гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола.

Один из наиболее почитаемых в России списков «Троеручицы» находится в московском Свято-Даниловом монастыре. Этот большой образ был написан во второй половине XVII века. Церковный художник кропотливо восстановил первоначальный облик иконы. Уже во время реставрации икона явила свою чудотворную силу, просветляясь более, чем успевала сделать рука реставратора. А у самого художника за время работы над иконой восстановилось зрение.

Другой, менее известный список иконы «Троеручица», находится в Екатеринбурге, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. По преданию, именно перед этим образом накануне расстрела молились царственные страстотерпцы Романовы.

Точный чудотворный список «Троеручицы» есть в Белобережской пустыни Орловской епархии, принесенный сюда основателем пустыни, иеpoмонaхом Симеоном. Один из списков находится также в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова.

Православные верующие благоговейно почитают этот чудотворный образ и по своей вере получают от Пречистой Богоматери великие и богатые милости. Сколько бы ни существовало толкований необычной иконографии этого образа, но главный смысл раскрывается в тексте тропаря в честь этой святыни. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые Она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

 

 

Наталья Комиссарова
Оставить комментарий
Поделиться в: