Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Откровение о современном мире

Апокалипсис — самая сложная для понимания книга. Ее таинственный характер на протяжении веков привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней событий. Что хочет открыть Бог в Своем Откровении о будущих судьбах мира? Как ответить на Его призыв сегодня? Об этом беседуем с секретарем Покровского епархиального управления священником Аркадием Махсумовым.

До всего нужно дозреть

— С чего должен начинать знакомство с Апокалипсисом современный христианин?

— С глубочайшей духовной жизни. Как бы мы ни пытались культурологически, философски и как-то иначе познакомиться с этой книгой, ничего не выйдет, кроме ознакомительной прогулки. Эта книга наполнена пророческим озарением, выраженным очень мощно, иносказательно. Его внемирность, небесность подчеркивается образами, которые нам на земле не встречаются. Поэтому, когда знакомишься с этой книгой, вспоминаешь слова апостола Павла, который, будучи восхищенным до третьего неба, слышал глаголы неизреченные, которые невозможно пересказать.

Читать Апокалипсис нужно уже после осмысленного, глубокого прочтения всех других книг Нового Завета в святоотеческом толковании. Апокалипсис заканчивается восклицанием Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20), после которого, возможно, и читать ничего не захочется, а только жить в ожидании. Потому в своей жизни с прочтением этой книги спешить не стоит, лучше оставить ее на «духовный десерт». До этой книги важно дозреть, а может, в определенной степени смириться и не заставлять себя принимать ту духовную пищу, которую ты не способен осмысленно воспринять. И бессмысленно читать Апокалипсис, не опираясь на святых отцов — святителя Иоанна Златоуста, преподобного Ефрема Сирина, святителя Григория Богослова, преподобного Иоанна Дамаскина.

Неотмирность, тАинственность и высота этой книги таковы, что ни один из толкователей не может объяснить пророческого озарения апостола Иоанна Богослова. Да и мы вместить не можем. Наш ограниченный ум, находящийся по данную сторону бытия, не может охватить того, что на границе миров, что нам готовится за завесой суда, который описывается в книге Апокалипсиса.

— В этой книге большое место занимают казни и беды, постигающие мир. Как понимать их смысл?

— Это назидание, это медицинские процедуры по отсеканию отмерших тканей, одним словом — хирургия. Мы периодически являемся свидетелями этих процессов. Наша сегодняшняя жизнь тоже не похожа на санаторий или парк увеселительных прогулок. В книге апостола Иоанна Богослова указывается, что погибает треть человечества, треть животных, треть растений. Часть этого мира все время приносится в жертву для того, чтобы жила остальная его часть. Можно сказать, что отсекается и вредоносная часть мира, чтобы она гангреной греха не заразила еще живой организм. Но мы не можем утверждать, что в казнях погибают лишь худшие. Своя логика у этого «хирургического процесса» есть и объясняется она лишь с позиции Промысла Божия.

Апокалипсис пишется в вечности

— На протяжении человеческой истории много раз люди при масштабных трагедиях и несчастьях задумывались о том, что они живут в последние времена. Уместно ли об этом размышлять?

— Апокалипсис — это не только Армагеддон (последняя битва, знаменующая собой конец мира); само слово «апокалипсис» переводится как «откровение» — описание бытия мира от дня пришествия Спасителя до дня второго пришествия Христова, Страшного суда и событий после него. И какова будет длительность этого периода, в книге не обозначается и не говорится, что эти знамения предшествуют тому, что случится смерть этого мира завтра или послезавтра. Описываются периоды истории, роды грехов, наказаний. И мы, помня евангельские слова Господа: О дне же том, или часеникто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32), начинаем пытаться осмыслять содержание Апокалипсиса. Мы должны видеть в Откровении в первую очередь не предзнаменование конца времен. Автор стремится показать, как действуют злые силы, кто их организует и направляет в борьбе с Церковью. Апокалипсис указывает на дьявола как виновника всех искушений и бедствий. Орудия, которыми он старается погубить людей, всегда одни и те же: неверие, непослушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения и т.д. Несмотря на всю свою хитрость и опытность, дьявол не в состоянии погубить людей, всем сердцем преданных Богу, потому что Бог оберегает их Своей благодатью.

У образов Апокалипсиса есть толкования. К примеру, Дева, у Которой Лицо как солнце, Которая рождает ребенка, — это Церковь; дракон, который с ней борется, — это дьявол. Потом выходит чудовище из моря, которое еще страшней, чем дракон, но оно руководимое и направляемое драконом. Это, скорее всего, образ какой-то антихристианской империи, возможного государства, которое будет бороться с Церковью. Есть еще более страшный образ — государство, которое принимает Церковь и, соединившись с ней, начинает внутренне и коварно с ней бороться и создавать ее подмену. Числа тоже имеют символическое значение: три символизирует Троицу, четыре — символ мира и мирового порядка, семь означает законченность и совершенство, двенадцать — народ Божий, полноту Церкви. 144 000 праведников, которые окружают Агнца, Который также Лев, — это Христос. Как Агнец Он приносит Себя в жертву, как Лев — царствует и владеет миром. 24 старца — пророки, в разное время приведшие народ к Богу.

Попытка буквального понимания книги Откровения способна свести с ума и вызвать к жизни ереси и лжеучения. К тому же, описанные в книге чудовища могут быть на самом деле порождением технократической цивилизации. Но эту реальность апостол Иоанн мог выразить только понятными для людей своего времени образами.

Все персоналии Апокалипсиса всегда современны тому периоду, в который мы с вами живем. Если бы это было не так, то книга Откровения стала бы либо архаикой, либо фантастикой. Апокалипсис, как и Евангелие, пишется в вечности. И когда мы действительно станем свидетелями последних дней этого мира, все образы этой книги нам станут ясны. Тогда уже у нас будет ключ к познанию всех явлений мира, который даст нам Господь. Будучи всеведущим, Он отчасти наградит нас этим свойством. В той степени, в которой мы сможем вместить. Как апостолы не сразу признали Христа Воскресшего, потому что еще не прозрели духовно, так и мы до определенного времени не можем понять многих явлений.

— Когда появляется тиран, устраивающий гонения, его называют антихристом. Как его видит автор Апокалипсиса?

— Как постоянно стремящегося прийти в мир через различных людей, избирающего себе слуг, которые один другого страшнее. Христиане первого века могли Нейрона воспринимать как антихриста, последующие — Диоклетиана и так далее; Гитлера, албанских диктаторов XX века, сделавших с Албанской Церковью то, что не удалось сделать большевикам с Церковью Русской. Но и они не оказались последними. События гонений должны побуждать нас к усилению духовной жизни, к молитве.

— Применим ли сегодня Апокалипсис для миссионерских целей?

— Как иллюстрация духовной брани — да. Но об этой книге стоит говорить только с людьми, которые уже знакомы с Евангелием. Иначе мистицизм Откровения может человека дезориентировать, он может повредиться.

Церковь отвечает за мир

— Что еще Апокалипсис говорит о Церкви?

— То, что Бог как любящий Отец оберегает ее, что Он не может смотреть на те грехи и пороки, которые ее охватывают. Что он готов при необходимости проявить праведный гнев. Апокалипсис — это книга об отношениях Бога и Его Церкви. Ведь Церковь — это квинтэссенция мира, его вершина. Она отвечает за мир вокруг нее, потому что она на него напрямую влияет, ведь она создана для того, чтобы спасать людей. В этом огромная мера ее ответственности. И, зная об этом, каждому из нас как члену Церкви стоит задуматься о своей ответственности.

— Есть ли в книге Откровения литургические мотивы?

— Они отражены в образе Самого Христа — Агнца, жертвы. А Господь именно через жертву, через смирение спасает мир. Среди бури, ярости, мощи, неукротимых явлений стихий, которые восстают, парадокс — Христос — являет все обратное тому, к чему мы привыкли в мире. Против силы и мощи, потрясений планетарного масштаба спасающей является Его жертвенность, кротость, любовь.

— Мы читаем в Апокалипсисе, что Бог и святые достойны славы. Такие возгласы часто слышим и на богослужении. Это как-то связано?

— Эти возгласы для нас — ориентир, правильное целеполагание, свет, который высвечивает все оттенки правды. Если мы умолчим о славе Бога и святых, мы себя лишим их праведности. Их святость — дар Бога нам. Если мы не воздадим Ему славу, мы станем слепцами, не сможем Его благодарить и любить в полноте. Бог ни в чем не нуждается, Он всеблаг, воздание Богу славы — это свидетельство нашего духовного состояния и способности любить.

— Полезно ли читать эту книгу современному православному христианину, чтобы отвратить себя и других от опасностей?

— Полезно, но, как любое серьезное лекарство, оно нуждается в правильно подобранной дозировке, в рецепте (благословении священника) и точном следовании указаниям (в пояснениях святых отцов).

— Как эта книга может нас вдохновить на христианскую жизнь?

— Последние две главы книги Откровения являются самыми светлыми и радостными. Они описывают блаженство праведников на обновленной Земле, где Бог отрет всякую слезу с очей страдальцев, где не будет уже ни смерти, ни плача, ни болезни. Начнется жизнь, которой не будет конца.

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: