Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

И будут двое одна плоть

Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Вот наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А ведь именно с Венчания начинается церковный брак – одно из самых важных событий в жизни православных мужчины и женщины. Как же на самом деле стоит относиться к этому таинству? Всегда ли венчающиеся пары совершают этот шаг осознанно? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке? И как готовиться к таинству, если вы решились на этот шаг? На наши вопросы отвечает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Вячеслав Москалев.

 

– Отец Вячеслав, расскажите, в чем суть Таинства Венчания?

– Венчание – это таинство по соединению двух душ в одно целое на сакральном уровне. Это послушание Богу и дословное выполнение одной из Его первых заповедей, которая прозвучала в Раю. Таинство Венчания – это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена – как Церковь, обрученная Спасителю. И в этой малой церкви есть и своя жизнь, свои богослужения – в виде жертвенности супругов, рождения и воспитания детей, духовного восхождения на Небо. Поэтому для верующих людей венчание – это важный шаг.

– Среди тех пар, которые приходят в храм и просят их обвенчать, много ли людей по-настоящему воцерковленных, понимающих, что такое Таинство Брака?

– Давайте рассмотрим этот вопрос с исторической точки зрения. Изначально венчание по своему смыслу не было просто неким аналогом записи акта гражданского состояния. Два человека, собираясь создать семью, уведомляли об этом Церковь и просили благословения на брак. А вслед за тем в Таинстве Венчания им преподавалось благословение Божие и в то же время благословение Церкви на дальнейшую совместную жизнь. Люди не считали для себя возможным вступить в брак, проигнорировав Церковь. Иначе какие же они христиане?

Сейчас подход к Таинству Венчания носит характер несколько церемониальный. Нередко молодые люди не понимают до конца той духовной глубины, которая есть в таинстве. В молитвах чинопоследования венчания испрашивается благословение на совместную жизнь, на здоровое и большое потомство, на дом. Но главное – это все-таки не те блага, которые человек хочет получить от Бога после Таинства Венчания, а именно христианская жизнь супругов, которые должны стать единой плотью (см.: Мф. 19, 5). Для человека, который не вошел в Церковь, непонятно, как двое могут стать одним, но именно в этом и заключается таинство единения.

– Как надо потрудиться, какие усилия приложить, чтобы реализовать в общей жизни супругов то, возможность чего дана нам в Таинстве Венчания?

– Это достигается именно через христианскую церковную жизнь. Через преодоление тех противоречий, которые есть внутри одного человека, и тех противоречий, которые возникают между двумя людьми. Человеку нецерковному зачастую трудно даже понять, что от него в данном случае требуется.

– Если это настолько серьезный шаг, стоит ли идти на него сразу после регистрации в ЗАГСе? Некоторые пары откладывают венчание, не чувствуя себя достаточно готовыми к нему…

– Так бывает. Процесс дозревания до венчания происходит параллельно с воцерковлением. Есть супруги, которые являются верующими и церковными людьми, прожившими в браке не один год, но которые в то же время еще не дозрели до того, чтобы прийти в храм и повенчаться. Между ними нет такого духовного родства, единства, чтобы совершать это таинство. Таких примеров немало.

– Это скорее хорошо, чем плохо?

– Это плохо. Но если бы они повенчались, а в их жизни после этого ничего бы не изменилось, было бы еще хуже. Ведь в основании семьи должен быть крепкий фундамент – Христос. А если нет Христа, дом может быть построен на песке…

– Что делать парам, которые хотят венчаться, но духовно не готовы к этому?

– Им можно посоветовать не спешить, а серьезно подумать над этим шагом. Посмотреть еще раз, что подразумевает таинство, понять для себя, смогут ли супруги понести свой крест не только в радости, но и в болезни, в горестях. Но я считаю, что супруги должны подумать о том, что они связывают свою жизнь в неразвязный узел не перед венчанием, а еще до регистрации брака. Решить, готовы ли они взять на себя ответственность друг за друга, за детей.

– Бывает ведь еще и так, что человек просто придумывает себе идеал православной семьи, расписывает уже заранее все как по нотам, а реальность оказывается совсем другой, и тот, который рядом, по этим нотам жить не хочет…

– Думаю, что для по-настоящему верующего человека следование каким-то формам и шаблонам вообще не характерно. Верующий в Бога человек понимает, что такое любовь к ближнему, к жене, мужу. Сегодня у многих людей нет даже самого понимания, что такое любовь. Апостол Павел говорит, что любовь долготерпит. И то, насколько мы готовы относиться к своей второй половинке с долготерпением, насколько мы готовы терпеть несовершенства, недостатки ближнего своего, и определяет степень нашей любви. И если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами – то это таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И брак их, скорее всего, развалится, а не укрепится.

– Если один из супругов неверующий, но из любви к своей «второй половинке» читает книги о христианстве, как-то готовится к венчанию – таинство над такой парой совершить допустимо?

– Думаю, что да. И апостол Павел об этом говорит: неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот. Тот из супругов, кто ближе ко Христу, вполне может стать источником света для другого. И таких примеров огромное количество – когда любовь ко своей «второй половине» становится для человека самой главной в его жизни ступенькой ко Христу.

– Как самим супругам следует готовиться к венчанию?

– Для людей церковных подготовка к венчанию ничем не отличается от обычной подготовки к участию в таинствах. За исключением того, что они должны хорошенько подумать, готовы ли они взвалить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немощами, страстями, проблемами. Четко понимая, что не надо рассчитывать, что твоя «половинка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это определенное дерзновение, на которое человек отваживается перед Самим Богом!

Человек должен ясно понимать, что он берет на себя. Если он готов взвалить на себя другого, причем в самом худшем варианте, о котором он знает, тогда можно надеяться, что этот брак состоится. А если он рассчитывает на то, что все недостатки супруга куда-то исчезнут, а всё, что в нем вдохновляет, радует, еще больше раскроется… то, скорее всего, всё будет с точностью до наоборот.

– Что символизируют кольца и венцы?

– Кольцо – символ вечности и нерасторжимости брака, того, что брачующиеся каким-то образом будут вместе и в посмертном бытии. Исторически же мужу полагалось носить серебряное (а ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое. В современной практике эта традиция ушла в прошлое, и каждая пара выбирает кольца на свой вкус.

Венцы – символ Царствия Небесного. Человек, который доброжительствует, духовно возрастает вместе со своей супругой или супругом, тем самым приготовляется для Царствия Небесного. Тот, кто пройдет свою жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая семью, Церковь еще раз напоминает людям об этом.

 

 

 

 

 

 

Дни, в которые Таинство Венчания не совершается:

Венчаться по канонам Православной Церкви можно во все дни, кроме:

 - От Недели Мясопустной (за неделю перед Прощеным воскресеньем) до Недели Фоминой (первого воскресенья после Пасхи);В дни остальных многодневных постов – Рождественского, Успенского и Петрова;

 - В дни Рождественских святок (с 7 января до 18 января);

 - В канун однодневных постов (среды, пятницы, а также тех дней, когда по Уставу положен однодневный пост);

 - В канун воскресных дней, великих и храмовых (престольных) праздников.

 

***

Брак есть таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности перед священником и Церковью благословляется их супружеский союз – во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Святитель Филарет Московский

Приступая к столь важному таинству, какое (есть) брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Таин и молитвою, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но даже и на вечность.

Преподобный Макарий Оптинский

При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли.

Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать.

Священномученик Киприан Карфагенский

Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается.

Архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев)

 

Людмила Питайчук
Оставить комментарий
Поделиться в: