Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Подать или не подать? Вот в чем вопрос…

Недавно на ограждении одного из саратовских храмов появилась табличка с надписью: «Уважаемые братья и сестры, просим вас не подавать милостыню стоящим у ограды храма, в связи с их недостойным, оскорбляющим чувства верующих поведением». С одной стороны, этот призыв вызывает недоумение, а с другой… У храмов стоящие частенько бранятся; цыганки, например, предлагают погадать или так на тебя набрасываются с просьбой-требованием, что либо ищешь другой вход в церковь, где просящие не столь активны, либо вовсе проходишь мимо, попросту смущаясь — подать нечего. Как быть в такой ситуации и что такое милостыня в православном понимании? Об этом мы беседуем с настоятелем храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус священником Евгением Клементьевым.

– Отец Евгений, хочется задать классический вопрос: подавать милостыню или нет?

– Почти каждый день на своем жизненном пути мы встречаем бездомных, в народе презрительно именуемых «бомжами». У вокзала, возле метро, любого более-менее людного места и, конечно, почти у каждого храма можно встретить просящих и даже требующих денег бездомных. И каждый раз у многих сердце мучительно решает вопрос: «Подать милостыню или не подать?». И тут же возникают другие вопросы: «Сколько именно? Как именно подать? А есть ли смысл в этом?».

Без милостыни нельзя спасти свою душу. Ведь это не только следование словам Спасителя, но и лекарство в борьбе со страстями: сребролюбием, самолюбием, скупостью, жадностью и даже завистью. Помогая другим, мы учимся милосердию, состраданию, заботе — или, иными словами, учимся ЛЮБИТЬ! Поэтому подавать нужно, но с рассуждением!

— Потому что просящие оказываются профессиональными нищими?

— Именно. Сейчас очень часто обманывают, изображая из себя нуждающихся. И таких историй очень много. Не случайно священноначалие Дивеевского, Верхотурского и других монастырей запрещает давать милостыню рядом с монастырями. Они говорят (и совершенно справедливо, объективно оценивая ситуацию), что нищих у них нет, что те, кто нуждается, могут потрудиться в монастыре и заработать. Говорят, что монастырь печется и о семьях нуждающихся, помогает. А сидящие и просящие у ворот и на папертях — ряженые профессионалы.

Как-то молодой человек подал нищему милостыню. Затем подумал и спросил его: «Скажи честно, надо ли было тебе давать или нет? Вот, я сам студент, живу в общежитии, у нас маленький ребенок, сами нуждаемся. Надо ли было тебе давать?». Тот подумал и ответил: «Да, лучше бы ты мне не подавал…». Таких лихоимцев очень-очень много. Им предлагаешь, к примеру: возьми метлу, подмети у храма, и мы тебе заплатим. Взрослые, трудоспособные мужики отвечают: сам мети, не хочу. Или просят «на хлеб», предлагаешь: пойдем в магазин, купим, что нужно, – отвечают: сам иди, не хочу. Некоторым дают продукты, а они от них отказываются или берут и после твоего ухода выбрасывают и снова просят, ожидая денег.

— Да уж, отличить лихоимцев от нуждающихся сложно… А что значит милостыня в христианстве? Ведь она может быть не только материальной, но и духовной…

— Начну с того, что сейчас очень много людей действительно остались за чертой бедности и нуждаются в подаянии, и не все они выходят на улицу, чтобы попросить помощи. И наверняка вы знаете тех, кто, может быть, живет по соседству, или просто знакомый, кто нуждается в милостыне. Причем ведь милостыня бывает не только материальной, но и духовной! В первую очередь это молитва! Сколько людей в ней нуждается — у кого сын пьет, у кого отец или брат, и мы видим, как страдает знакомая нам семья — можно помолиться о духовно страждущих. Или можно милостыню подать добрым делом. Может быть, полы помыть в доме старушки, которая тяжело болеет и еле передвигается по квартире, а может, напечь пирожки, отнести ей и просто немного поговорить, ведь она одинока. И все это будет также милостыня.

– И все же, вернемся к материальному. Порой просто теряешься, сколько дать просящему. И у самого денег нет, а дать мало рука не поднимается…

— Когда земля пересохла, ее не напоишь несколькими каплями воды: она нуждается в обильном дожде. Какова нужда, такова и помощь быть должна. Равным образом — каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый — давай больше, бедный может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Почему? Потому, конечно, что Господь смотрит не на подаяние, а на доброе произволение. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: все, сказал Он, клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12, 44), то есть все свое состояние.

Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк — медной денежкой.

— Подавая от души…

— Верно, давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Стоит ли награды тот, кто дарит и бранит, подает милостыню и стыдит?! Если бы ты знал, Кто на самом деле просит у тебя куска на пропитание, ничтожной помощи! Если бы ты знал, Кто говорит тебе: дай Мне пить (Ин. 4, 10). Ведь это Сам Бог в образе нищего человека! Так говорит о сем святой Златоуст: «О, как высоко достоинство нищеты! Под покровом нищеты скрывается Сам Бог: нищий простирает руку, а приемлет Бог. Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч. 19, 17).

— И давай, когда надобно… А когда?

— Помогай тогда, когда еще можно помочь, давай, пока не поздно, пока бедняк не пришел в отчаяние, не предался воровству и другим порокам, пока не умер он с голоду и холоду. Подавай, наконец, пока и сам ты живешь на свете, не ожидая часа смертного. При смерти ты поневоле будешь милостив, потому что с собою в гроб ничего взять не можешь.

Пока жив, делай добро, чтобы оно шло от доброго сердца, от доброго произволения, и тогда ты будешь иметь у Господа награду совершенную. Хороша милостыня и при исходе из сей жизни, но много лучше она при жизни. О, как велика за нее награда у Господа, какое утешение доставит она твоей совести! Какая радость сердцу утешаться еще при жизни благополучием того сироты, которого ты в люди вывел, видеть счастье той бедной девицы, которую ты замуж пристроил, видеть радость того бедняка, который при твоей помощи из беды выпутался!

Конечно, мы должны быть милостивы, и без этого нам не спастись. Милостыню нужно совершать разнообразно — и словом, и делом, и заботой о ближних, и делать это с радостью, с умом и рассуждением. И слова Христа пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3) обозначают не слепое и безумное делание (не напрасно нам дан ум и рассудок), но означают, что делание милостыни должно быть у нас таким естественным, как естественно, без задержки, руки справляются с привычным делом. И «руки» в этих словах Христа нужно понимать не только буквально, но и в переносном смысле, как образ действия. Сюда входит и доброе, любящее слово, утешение, мудрый совет, молитва.

Если же хотите помочь материально, то проси́те у Бога вразумления, и ищите, кому можно дать и кто истинно нуждается. Много бедных семей, больных людей, брошенных детей. И чаще они нуждаются не столько в еде, одежде, но более в духовной помощи. Многие пребывают в неведении о Христе, о Церкви, о вечной жизни.

Если не знаете, как правильно поступить, можно подойти к священнику, предложить свою помощь в тех социальных, миссионерских, душепопечительских проектах, в которых участвует тот или иной храм. Кто-то занимается с молодежью, в школах, в детдомах, кто-то посещает дома престарелых, больницы, тюрьмы, взаимодействует с правоохранительными органами, армией. Кто-то помогает в распространении и финансовой поддержке православных печатных изданий; хорошо, если кто-то будет посильно помогать детям-инвалидам, например откликнется на призывы участников проекта «Эра милосердия». Может быть, появится желание помогать восстанавливать и устраивать монастыри и бедные сельские храмы, где денег и помощников всегда очень не хватает. В общем, форм милостыни очень много.

Беседовала Наталия Колоярова

Газета Курьер Поволжье №38 (583) от 26.09.2012

 

Оставить комментарий
Поделиться в: