Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Браки заключаются на небесах?

Согласно статистическим данным, Россия находится в числе стран с самыми высокими показателями разводов. Почему так происходит? Может ли венчание спасти семью? Об этом мы беседуем с настоятелем храма в честь Успения Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священником Игорем Копшевым.

– Говорят, браки заключаются на небесах. Так ли это?

– Да, это так. В той мысли, что браки заключаются на небесах, кратко выражена вера в то, что задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет свое сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий брак – есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию.

Прежде всего нужно вспомнить, что создание мужчины и женщины описывается в книге Бытия как дело особенного Промысла Божия. Каждый день творения заканчивается словами о том, что Господь посмотрел и увидел, что все сотворенное «добро зело». Когда же Господь сотворил первого человека, Адама, то через некоторое время сказал: Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Удивительный контраст: до сих пор все было хорошо, а вот Адам не нашел полноты жизни один. И Господь, увидев это, сотворил ему в помощники жену. Это было необходимостью, без жены бытие человека не было полным, оно не было «добро зело». Таким образом, замысел Божий не осуществился, пока не была сотворена жена. И только вместе мужчина и женщина достигают той гармонии и полноты, которые достойны замысла Божия о человеке.

– А если брак заключается только по расчету, благословляется ли он?

– Когда я нахожусь лицом к лицу с человеком, которого вижу глазами любви, не глазами безразличия или ненависти, а именно любви, то я приобщаюсь этому человеку, у нас начинается нечто общее, общая жизнь. Восприятие человека происходит на глубине, которая за пределами слов, за пределами эмоций. Верующий сказал бы: когда я вижу человека в этом свете, в свете чистой любви, то я вижу в нем образ Божий, икону. Каждый из нас представляет собой икону, образ Божий. Это совсем не значит, что такая икона во всех отношениях прекрасна. Мы все знаем, что порой случается с картиной великого мастера, или с иконой, или с любым произведением искусства, с любой формой красоты: любая красота может быть изуродована – небрежность, обстоятельства, злоба могут изуродовать самый прекрасный предмет.

Но когда перед нами произведение великого мастера, картина, которая была отчасти изуродована, осквернена, мы можем в ней увидеть либо испорченность, либо сохранившуюся красоту. Если мы смотрим на эту картину, на любое произведение искусства глазами изумленной любви, то видим прекрасное, а об остальном можем горевать, плакать. И мы можем порой решить всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе, в этой картине, в этом произведении искусства – восстановить.

Это дело любви: посмотреть на человека — и одновременно и увидеть в нем его неотъемлемую красоту, и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него, совершила над ним. Любовь – это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен. Возможно ли ТАК воспринимать близкого тебе человека в браке по расчету?

– Вообще, что нужно, чтобы семья была крепкой и счастливой?

– В любви есть три стороны. Во-первых, человек любящий дает, хочет отдавать. Но для того, чтобы отдавать, для того, чтобы отдавать совершенно, не делая получающему больно, нужно уметь отдавать. Как часто бывает, что мы отдаем не по любви, настоящей, самоотверженной, щедрой любви, а потому, что, когда мы отдаем, в нас нарастает чувство своей значительности, своего величия. Нам кажется, что отдавать – это один из способов утвердить себя, показать себе самому и другим свою значительность. Но получать от человека на этих условиях – очень больно. Любовь только тогда может отдавать, когда она забывает о себе; когда человек отдает, как один из немецких писателей сказал, как птица поет, от избытка своего: не потому, что требуется, вынуждается у него дар, а потому, что отдавать – это песнь души, это радость, в которой можно себя забыть для радости другого человека. Такая любовь, которая умеет отдать, гораздо более редка, чем мы воображаем.

С другой стороны, в любви надо уметь получать, но получать порой гораздо труднее, чем давать. Мы все знаем, как мучительно бывает получить что-нибудь, испытать благодеяние от человека, которого мы или не любим, или не уважаем; это унизительно, оскорбительно. Мы это видим в детях: когда кто-нибудь, ими не любимый, в чью любовь они не верят, дает им подарок, им хочется растоптать подарок, потому что он оскорбляет самую глубину их души. И вот для того, чтобы уметь давать и уметь получать, нужно, чтобы любовь дающего была самозабвенной, а получающий любил дающего и верил безусловно в его любовь.

Но даже там, где и давать, и получать – праздник, радость, есть еще одна сторона любви, которую мы забываем. Это – жертвенность. Вот если все эти три составляющие присутствуют в браке, думается, такая семья будет крепкой и счастливой.

– Почему современные браки столь недолговечны?

– Из-за человеческой гордыни. Современные люди не умеют, да и не хотят жертвовать чем-то ради другого человека. Если не смотреть на брак как на таинство, он превращается в какое-то мимолетное увлечение. Именно такие браки и недолговечны.

– Это происходит оттого, что люди разучились любить?

– В том числе и поэтому, ведь одна из главных составляющих настоящей любви, как я уже сказал, – это жертвенность.

– Что нужно, чтобы брак был долговечным?

– Не может быть истинных, подлинных взаимных отношений, если нет между мужем и женой, между невестой и женихом взаимной веры, то есть, с одной стороны, настоящего доверия, с другой стороны, верности. В чинопоследовании Таинства Брака Церковь просит Господа о такой вере, о таком доверии, просит, чтобы оно сохранилось на всю жизнь между мужем и женой.

Нет красоты, которая изуродована до конца в человеке: любовь к нему, вера в него может восстановить то, что, казалось, никто и ничто не может восстановить ни наказанием, ни поучением. И это мы видим все время в Евангелии. Мы видим, как Христос встречает грешников: Он их ни в чем не упрекает, Он им не ставит вопросов об их прошлой или настоящей жизни, Он их любит, и в ответ на любовь, которая дается даром, которая дается как подарок, человек зажигается благодарностью и ради благодарности становится достойным этой любви. Он может быть любим, но не потому, что он достоин: он может научиться быть достойным, потому что он любим. Есть пословица: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Настоящая любовь умеет полюбить человека «черненьким».

Нужно помнить, что единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку возможность раскрыться в полноте – это его любить; любить не за его добродетели, а несмотря на то, что он несовершенен, любить просто потому, что он человек, и потому, что человек так велик и так прекрасен сам по себе.

В это мы можем верить всегда. Мы не всегда можем это видеть, только глаза любви могут нам позволить прозреть это. На человека можно смотреть безразличным взором – и тогда мы ничего не видим, мы замечаем только внешние проявления, черты лица, расцениваем человека так же, как мы расцениваем все прочее: собаку, лошадь или предмет, который мы хотим купить. Нам надо учиться видеть человека таким, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно к нему относиться.

Так относится к нам Бог. Бог нас любит не потому, что мы хороши, Бог к нам милостив не потому, что мы заслуживаем милость или любовь: Он нас просто любит. Если мы способны быть благодарными за то, что нас кто-то – Бог или человек – может полюбить без всякого основания, просто потому, что его сердце через край переливается к нам, мы можем стать другими людьми. И в браке это так важно; так важна эта вера в человека и эта способность помнить, что только любовью можно из него сделать – нет, не из него – можно ему помочь стать всем, чем он только может быть, каким его задумал Бог, можно раскрыть всю его красоту. Мне кажется, это и есть главный рецепт долговечности любого брака.

Беседовала Наталья Колоярова
«Курьер Поволжья» № 40 от 10 октября 2012 г.

Оставить комментарий
Поделиться в: