Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь на вечерне с чином прощения

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня здесь, в храме, мы с вами стоим на пороге Великого поста. Это время, которое святые отцы называют духовной весной, приходит раз в год, чтобы дать человеку возможность полностью переосмыслить свою жизнь, увидеть себя в грехе, в погибели и, протянув руки к Богу, сказать: «Господи, прими меня, как сына блудного».

Время поста – это время подвига, время исправления. Преподобный авва Дорофей говорил, что пост есть десятина жизни человека, которую мы приносим Богу, как жертву. Все наши повседневные заботы, к сожалению, пропитаны страстями и грехом. И даже когда кажется, что мы делаем что-то доброе, при внимательном рассмотрении оказывается, что страсти руководят нами на этом пути. Совершая добродетель, мы часто руководствуемся гордостью, тщеславием и многими другими страстями.

О посте Господь в Евангелии говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6, 16). Церковь призывает – к внутреннему уединению. Но это не значит, что нужно перестать нести свое послушание и спрятаться от людей. Нет, делай то, что ты должен делать, но закрой свои сердце и душу от искушений. Перестань злословить, тщеславиться, гордиться, перестань искать пустой славы, которая не стоит ничего, помолись Отцу Своему, втайне и Отец твой, видя тайное, воздаст тебе явно. Не будь унылым, не рассматривай этот подвиг как тяжкий труд, сохрани бодрость. Вспомни трех ветхозаветных отроков, которые соблюдая пост, оставались бодрыми, свежими и обретали особую внутреннюю крепость.

Те, кто посещал постовые богослужения, когда бесконечно читается Псалтирь, совершаются земные поклоны, замечал, что в этих последованиях нет никакого уныния, нет тоски, нет печали. Потому что послужить Богу – это радость, это великий дар и великая честь для человека.

Две недели назад мы слышали притчу о блудном сыне, который предал отца своего. Он забрал то, что, как ему казалось, причиталось, ушел на сторону далече и все там потратил. Опьяненный богатством, свободой, этот сын забыл о своем родителе, забыл о его любви. К сожалению, мы часто уподобляемся евангельскому персонажу: покидаем отчий дом, забывая о своем призвании, о той любви, которую Господь испытывает к нам. Сын стал нуждаться, но, как говорит Священное Писание, он пришел в себя, одумался и вспомнил о том, что у него есть отец. И сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 17-19). И отец встретил на пороге своего изможденного, израненного сына и проявил к нему любовь. Наградил его еще большими дарами, не помянул ему греха, ни в чем не осудил, но пал на его шею и целовал его.

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, ощущает себя на месте этого сына. Нам часто кажется, что сотворенные нами грехи, и тяжелые, и самые незаметные, разделяют нас с Богом. И порой не хватает сил и мужества сказать: «Господи, прими меня кающегося». Но даже тогда, когда мы приходим в себя и начинаем молиться, каяться, часто не достает сил. Ведь блудный сын прежде, чем удостоиться поцелуя отца, его объятий, прошел, довольно долгий и тяжкий путь. Истинное покаяние, исправление, которое дарует нам Господь, часто тоже связано с трудом, с подвигом. И время поста – это и есть время странствия в ту самую страну обетованную, которую Господь желает дать каждому человеку, ищущему спасения.

Израильский народ, выйдя из Египта, оставил там все страсти, все земные привязанности и отправился искать землю обетованную. И многие из евреев думали, что это очень просто. Но им пришлось ходить сорок лет по пустыне, терпя жажду, зной и множество других искушений. Не многие из тех, кто вышел из Египта, вошел в землю обетованную. Великий пост – это тоже время странствия и никто из нас, дорогие братья и сестры, не знает, хватит ли у него сил. Каждый год, собираясь в храм на Прощеное воскресенье, мы размышляем о том, каким будет этот пост, что удастся сделать? И опыт прошедших лет говорит, что в большинстве случаев не удается ничего. Из раза в раз человек падает, согрешает, изнемогает, унывает. Но Бог милосерден, Он тысячи раз готов прощать человека.

Мы все помним двух учеников Господа – ревностного Петра и расчетливого Иуду, которые ходили вместе со своим Учителем, слушали Его проповеди, видели все те чудеса, которые творил Господь. Но когда пришла опасность, Петр испугался, понадеявшись на себя. А Иуда попытался получить выгоду, и когда увидел, что его предательство обернулось Богоубийством, раскаялся. Но не нашел в себе силы сказать «прости», пошел и удавился. Вполне вероятно, что подобная участь могла бы ожидать и апостола Петра, но он был более благоразумен. Он плакал, каялся, и Господь простил его.

Перед началом поста нужно выполнить главное условие – простить ближнему прегрешения. Сегодня на Литургии мы слышали слова, которые всегда должны оставаться в нашем сердце: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

Перед началом Великого поста мы вспоминаем о жизни двух друзей, почти братьев. Одного звали Никифор, он был мирянином. Второго друга звали Саприкий, он был священником. Они дружили на протяжении многих лет. И многие их называли братьями. Но как часто это бывает, посеял дьявол между ними вражду. Эта вражда зашла так далеко, что они не могли уже даже общаться друг с другом. И вот в стране, где они жили, произошло гонение на христианскую Церковь. Христиан стали сажать в темницы, казнить и отправлять в ссылку. Священника Саприкия сразу арестовали, потому что он был пастырем.

Никифор пришел в себя, одумался и стал просить прощение у своего друга, который сидел в темнице. Но священник был непреклонен, говорил: «Ты виноват!» и не давал ему прощения. Священника вывели на площадь, где пытали христиан и заставляли отречься от своего Бога. Он мужественно терпел все пытки, как вдруг в толпе появился его друг Никифор. Он прошел к месту казни и сказал: «Друг! Прошу тебя, прости меня хотя бы перед лицом смерти. Я виноват перед тобой!». К сожалению, дьявол озлобил сердце Саприкия. Даже перед лицом смерти он не простил своего ближнего. И тогда Бог отступил от пастыря. Благодать, которая его хранила и давала ему силы претерпеть мучения, отошла. Он сказал: «Что я здесь делаю? Зачем я терплю все эти муки? Я отрекаюсь от Христа». В это время его друг воскликнул: «Что ты делаешь?». И исповедовал себя христианином. Его мучили, а потом обезглавили. Церковь его прославила.

 Для нас, дорогие братья и сестры, в этом рассказе есть очень много назидательного. Никто из нас не знает, что будет завтра. По милости Божьей сегодня наша Церковь не подвергается гонениям, наши храмы полны людей, более того, даже в школах с самого детства мы можем воспитывать своих детей в христианской вере. Но никто не знает, что будет завтра. И если вдруг случится так, что в нашей жизни появятся скорби, испытания, будем надеяться на Божественную благодать, которая удержит нас от самых страшных падений и грехов.

Один старец подвизался на Афоне, прожил большую часть своей жизни в подвиге, посте и молитве. Когда к нему приходили посетители, они слышали молитву, которую старец считал главной в своей жизни: «Боже Христе, держи меня, чтобы мне не отступить от Тебя». Ибо как только Бог перестает держать нас, мы падаем и согрешаем.

Вступая в Великий пост, дорогие братья и сестры, мы просим прощения друг у друга, как делали наши предки, как Церковь делает на протяжении многих столетий. Эта традиция пришла к нам из древней Палестины. Накануне Великого поста монахи собирались в соборный храм. Испросив друг у друга прощения, они уходили в Иорданскую пустыню. Там в течение сорока дней совершали духовные подвиги, и никто из них не знал, вернется ли он в свою обитель к празднику Пасхи, доживет ли до Светлого Христова Воскресения. И многие не доживали. Поэтому это испрашивание прощения, которое они совершали перед уходом в пустыню, было действительно от всего сердца искренним. В этом не было никакого лукавства, никакой игры, они говорили своим ближним «прости», потому что могло так случиться, что видели их в последний раз.

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, переживал смерть близких людей. Когда уходит дорогой близкий человек, ты в одно мгновение понимаешь, чего стоили все те обиды, которые ты держал на него, все те распри, взаимные упреки, какие-то слова, которые были сказаны, или наоборот, то, что сказано не было. Ты понимаешь, что была бы возможность, то ты все исправил бы. Но возможности уже нет. И только молитва, покаяние, только духовное общение с покойным человеком поможет тебе утешить свое сердце.

Сегодня я хотел бы попросить прощения у всех вас, дорогие отцы, братья и сестры. Прежде всего, я прошу прощения у духовенства нашей епархии, всех, с кем Господь судил мне служить нашему Господу, строить нашу Церковь. Дорогие отцы, простите меня, если кого-то из вас я обидел, кому-то из вас причинил боль, ибо поверьте, в этом не было злого умысла. Как любой начальник я должен вас и наказывать, и ругать, и указывать на ваши недостатки. Если причинил кому-то боль и страдание, простите меня. Прошу прощения у наших прихожан и сотрудников епархии, просите меня братья и сестры, за мою жесткость, за равнодушие. Я знаю, что согрешал против каждого из вас – кого-то не выслушал, кому-то не уделил время, кому-то вполне вероятно наоборот сказал что-то лишнее. Простите меня, отцы, братья и сестры. Аминь.

 

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

18 февраля 2018 г.

 

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: