По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в первую неделю Великого поста. Торжество Православия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья, сестры! Сегодня мы окончили первую седмицу Великого поста и в воскресный день совершаем богослужение, которое на протяжении уже более тысячелетия творит наша Церковь, – Торжество Православия. Это тяжелое, долгое богослужение и я хотел вас похвалить и поблагодарить за стойкость. Защитники Православия из нас, конечно, неважные, но, слава Богу, мы хотя бы стоим в храме, обращаемся ко Господу. Надеюсь, что и в повседневной жизни остаются у нас силы для творения добра, для того, чтобы помогать нашим ближним и не забывать о спасении души.

В IV веке Церковь стала поминать в первое воскресенье Великого поста чудо великомученика Феодора Тирона, который известил Константинопольского архиепископа о том, что Юлиан Отступник, повелел окропить в конце первой седмицы все яства на всех базарах и рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Мученик предупредил об этом христиан, и они избежали такого искушения.

Несколько столетий спустя, когда Церковь наша окончательно искоренила ересь иконоборчества, которая учила, что верующему христианину не стоит кланяться иконам, сравнивая их с идолами, снова восторжествовало Православие. И теперь в первое воскресенье Великого поста мы вспоминаем об этой победе, а память великомученика Феодора отмечаем в субботу.

Мы вспоминали сегодня тех, кто по гордости, надмению, тщеславию, отступил от православной веры и впал в еретические учения. Церковь наша таких людей анафематствует или отлучает от своего общения. Отлучение, или анафема – это не проклятие. Все мы помним, что в начале XX века Православная Церковь отлучила от своего общения знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого. И до сегодняшнего дня многие интеллигенты ставят в вину Церкви – как она могла совершить такое, как такой столп русской литературы был отлучен? Но анафема – это констатация уже существующего факта отделения человека или целой группы людей. Впадая в ересь, в раскол, совершая те или иные неблаговидные поступки, богохульство, они сами отлучают себя от общения с Церковью.

Мы также поминаем тех, кто подвизался в укреплении и распространении православного учения. Это равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга и множество других подвижников, святителей и простых людей, которые полагали в своей жизни за главное – жить по-христиански и свидетельствовать об этом миру.

Нельзя, дорогие братья и сестры, жить в соответствии с определенными убеждениями, если ты не знаешь истины, если ты не уверен в том, что ты творишь. Сегодня наша Церковь благословляет нам услышать отрывок из Евангелия от Иоанна. «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:43-51).

Когда мы кого-то зовем в храм Божий, когда кому-то мы проповедуем нашу веру или просто говорим то, что нам кажется правдой, мы говорим: «Приди, сам посмотри». Говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но, к сожалению, человек не часто отвечает на этот призыв и уж тем более, принимает наше слово. Но Нафанаил идет и хочет посмотреть. И потому, приближаясь ко Христу, он слышит в свой адрес слова Христа.

Христос называет Нафанаила человеком правдивым, искренним. Он говорит, что в нем нет никаких лукавых помыслов, что он абсолютно открыт, в нем есть искренность и простота в самом хорошем, в самом возвышенном смысле этого слова. Предание нашей Церкви говорит, что Нафанаил, будучи человеком ищущим правды и истины, очень долго размышлял, как должен прийти Мессия? Как найти Его? Ведь, дорогие братья и сестры, на самом деле для человека очень и очень важно найти то, ради чего стоит жить. Часто спрашиваешь: «В чем смысл твоей жизни?», а человек не знает что сказать. Кто-то говорит, что его жизнь заключается в том, чтобы доставлять себе и ближним удовольствие, безбедное существование. Кто-то пытается найти правду, которая у каждого человека своя. Кто-то говорит, что истина и смысл жизни заключается в том, чтобы вырастить детей, чтобы найти утешение для себя в жизни.

На самом деле смысл жизни человека может быть лишь в том только, чтобы спастись, чтобы обрести Бога, возлюбить Его всем сердцем, а, значит, и спасти душу свою. А все остальное – всего лишь средства для достижения этого главного.

Так вот, Нафанаил понял, что перед ним действительно Сын Божий, и он это исповедал. Этот Евангельский отрывок, дорогие братья и сестры, об обретении истины. Нафанаил ее для себя нашел. Став учеником Христа, он пошел за Господом и посвятил Ему всю свою жизнь. Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, также очень важно найти эту истину. И приходя в храм, ее нужно искать, а если нашли, то хранить как зеницу ока. Обретя веру, обретя Господа, нужно всегда за это быть Ему благодарным.

Великий пост – это ежегодное возвращение человека на путь покаяния. Каждый раз, вступая в Великий пост, мы говорим: «Господи, дай нам сил найти Тебя, дай нам сил удержаться рядом с Тобой, дай нам сил принести Тебе покаяние».

Мы миновали лишь первую седмицу, нас ждет еще шесть недель долгого, трудного, но такого благодатного пути. Мы счастливые люди, дорогие братья и сестры, мы знаем истину, но не всегда, к сожалению, ценим ее. Не всегда помним, что мы наследники великого дара. Будем это ценить, будем всегда за это благодарить Господа. И не будем забывать, что обретя истину, ее нужно не просто хранить и любить, ею нужно уметь поделиться со своими ближними.

Храни вас Господь, дорогие братья и сестры. Желаю вам всем помощи Божией. Еще раз вас хочу поблагодарить за стойкость, за крепость и за внимательную и искреннюю молитву. Аминь.

 

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

25 февраля 2018 г.

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: