По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь после Литургии Преждеосвященных Даров в четвертую седмицу Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, идет время, бегут дни, и если в начале Великого поста нам казалось, что сорок дней и Страстная седмица – период очень длинный, тяжкий, то сегодня мы можем говорить о том, что миновали ровно половину пути. Время бежит очень быстро. И когда есть возможность остановиться и поразмышлять, понимаешь, насколько же мы мало делаем для своего духовного исправления и обретения духовного совершенства.

Приходя в храм, мы молимся Богу, вслушиваемся в песнопения. Богослужебный устав помогает нам духовно образоваться, увидеть правильные приоритеты духовной жизни. Литургия Преждеосвященных Даров, которую мы регулярно совершаем Великим постом, – это совершенно особенная служба, которая дает возможность нам укрепиться в Причащении Святых Христовых Таин.

Мы приступаем к Чаше, причащаемся, напитываемся благодатью. Сегодня мы услышали совершенно потрясающие одновременно по глубине и простоте поучения преподобного Ефрема Сирина о благодати. Оказывается, цель жизни человека заключается в том, чтобы благодать Святого Духа стяжать. Об этом же и преподобный Серафим Саровский говорил, и многие святые нашей Церкви учили, что нужно искать Божественной благодати, всеми силами призывать ее к своему сердцу. Молиться Богу, чтобы в тот момент, когда по нерадению нашему благодать покинет нас, мы не пали, не сделали больших ошибок. Ибо люди думают, что удается что-то в жизни сделать благодаря нашим стараниям, терпению, но это не так. Благодать Божия образовывает и держит человека, дает ему надежду, радость и утешение. Через благодать мы познаем Господа.

Сегодня во время Литургии мы услышали новую ектенью о готовящихся ко просвещению. Многие не очень хорошо представляют, о ком идет речь. Это те люди, которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. В наше время Великий пост воспринимается как время покаяния, исправления, как подготовка к Пасхе. Но первоначально, и об этом мы часто забываем, Великий пост был установлен нашей Церковью для научения и подготовки язычников к принятию святой христианской веры. Люди, которые приходили ко Христу, должны были пройти долгий путь обучения и только потом принимали Крещение.

Многим современникам нашим кажется странным, неудобным такое правило: решили покрестить ребеночка, а батюшка говорит, что родителям и крестным надо прослушать лекцию. Люди часто не хотят этого делать. И многим вообще невдомек, что принятие веры, принятие Крещения без научения теряет свой смысл. Древние христиане думали совсем по-другому, сами проходя долгий путь, принимая в лоно своей Церкви новообращенных, они, прежде всего, учили их благочестию.

Готовящийся ко Крещению в течение сорока дней приходил в храм и слушал Священное Писание, которое в это время читали. Это чтение из Ветхого и Нового Заветов. Сегодня во время постового богослужения Евангелие практически не читается. Лишь на Страстной седмице мы с вами услышим Евангелие от Иоанна. Но когда-то весь Великий пост читали Новый Завет, чтобы будущий христианин мог вникнуть в Священное Писание, разобраться в нем и осознанно, обдуманно принять Таинство Крещения.

Ектенья о просвещении вводится в середине Великого поста для того, чтобы Церковь могла помолиться о тех, кто находится в пути, в процессе подготовки. Чтобы Господь дал им сил, ведь учение всегда связано с большой жертвенностью. Трудно человеку открывать для себя что-то новое, а познание веры зависит не только от нас, но еще и от милости Божией. Поэтому с сегодняшнего дня и до конца Великого поста мы будем с вами молиться о готовящихся ко святому просвещению.

Будем молиться о том, чтобы Господь просветил, дал понимание церковных молитв и Священного Писания. Я думаю, что многие из вас читают книги Нового и Ветхого Заветов, святоотеческую литературу и знают, что бывает непросто понять эти тексты. А что уж говорить о людях внешних. Я неоднократно видел людей очень образованных, которые, открывая Священное Писание, Евангелие, слыша ту или иную притчу, говорили: «Совсем не понятно, о чем здесь идет речь». Это, дорогие братья и сестры, лучший раз свидетельствует о том, что без Бога невозможно наше обращение. Поэтому, молитва о просвещении, это молитва и о нас в том числе. Будем просить Господа, чтобы Он просветил наши сердца и ум и сподобил той самой Божественной благодати, о которой говорит преподобный Ефрем Сирин.

Дорогие братья и сестры, я сердечно поздравляю причастников. Желаю всем сил и помощи Божией на пути Великого поста. Пусть Господь даст всем нам ревность, чтобы пройти этим путем, открыть для себя какие-то новые стороны духовной жизни. Храни вас Господь, дорогие братья и сестры. Аминь.

 

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

14 марта 2018 г.

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: