Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Устали дети

Кто из нас не любовался детьми, молящимися в храме? Ясный взгляд, шепот молитвы, открытость души. Но как часто можно увидеть совсем другую картину: стайку подростков, громко щебечущих во время евхаристического канона. Малышей, разрисовывающих записки в свечном. Детей, играющих в телефонные игры в укромном уголке. Наш корреспондент задается вопросом: как быть, если детям скучно в храме, если они быстро устают? Найти ответ ей помогает главный редактор православного журнала для молодых людей «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, отец девятерых детей.

Мама, мне скучно!

Стою в храме и ловлю себя на мысли: как хорошо, что можно помолиться одной! Никто не тянет за подол, объявляя на весь храм: «Мама, ням-ням», никто не играет с тобой в догонялки, не пытается влезть на солею, не задувает шумно свечи…

Все-таки хорошо прийти на раннюю Литургию и просто помолиться! Роскошь, которую могу позволить себе раз в году в честь дня рождения, ведь это настоящий подарок — возможность оставить детей на кого-то из родных и поехать в храм. Но в то же время совесть неспокойна, точит внутри маленький червячок, ведь оставила дома тех, кого Господь поручил мне, кого должна воспитывать и словом, и делом и кого с детства должна приводить на богослужения, чтобы напитывались всем, что мне так дорого. Не об этом ли мечтала, нося их под сердцем, чтобы верить и молиться Богу для них было так же просто, как дышать? И разве можно спастись самой, не заботясь и об их спасении, не думая о душах, а только лишь о том, как одеть-обуть-накормить?

В семьях, где оба родителя воцерковлены, наверное, нет такой проблемы. Дети каждое воскресенье вместе с папой и мамой в храме, после службы — воскресная школа, на занятиях которой, учась и играя, дети открывают огромный и прекрасный мир Православия. В семьях, где нет единомыслия в вопросе православного воспитания, этого воспитания и нет. По крупицам, урывками, время от времени, чтобы если уж не прочный фундамент залить, то хотя бы положить в основание маленький кирпичик, на который ребенок сможет опереться в дальнейшем.

Но и этот кирпичик — большой труд. Здесь все имеет значение: и домашняя атмосфера (которая от меня как от матери в большей степени зависит), и молитвенное делание (которое, признаюсь честно, хромает), и чтение с детьми и для детей (и почему-то на это совсем не остается времени?). Все: и слова, и поступки, и даже взгляды — буквально все воспитывает наших детей. А еще больше — несказанное, то, что не успела (или не захотела) вовремя рассказать, на что пожалела время, от чего отмахнулась или на что по равнодушию своему не обратила внимания.

И все же если ежедневное, ежеминутное худно-бедно тянешь, то поездка в храм — праздник, которого ждешь, которому радуешься, к которому готовишься. Только вот праздник ли это для детей? Если тягостно мне с ними в храме, так что порой и кричу на них, когда ведут себя шумно, то какая для них здесь радость? И если гневаюсь, что не могут постоять хоть несколько минут спокойно, то как смогу передать то, что живет в глубине сердца — мою любовь и благодарность Богу за все, что Он дал мне?

Самое лучшее время — когда дети маленькие. Пока им все интересно, храм для них — большая и красивая игровая площадка. Конечно, им бывает трудно объяснить, почему во время службы не стоит разговаривать, почему нельзя бегать по храму и мешать другим. Но можно отвлечь — взять с собой из дома маленькую игрушку, дать в руки листок и карандаш, вместе заменить добрую бабушку на «дежурстве» у подсвечника. И вместе с тем потихонечку объяснять, что происходит во время богослужения, рассказывать о святых, которых ребенок видит на иконах, о том, как устроен храм, для чего мы сюда приходим.

Чем старше становится ребенок — тем труднее его заинтересовать. Теперь к Причастию нужно готовиться, вечером идти на исповедь, читать каноны и молитвенное правило, а утром ехать в храм без любимого завтрака. Если в этом нет навыка, то ребенок воспринимает это как необязательное и чрезвычайно утомительное занятие. Уже нет прежней радости, когда светились глаза и малыш сам тянул тебя в храм, а по вечерам нес молитвослов: «Надо молиться!».

Теперь совместное пребывание на службе превращается в битву характеров. Приходится уговаривать, а порой и обещать что-то взамен, что крайне непедагогично.

— Мама, поехали домой, я устал! — сын начинает канючить, едва переступаем порог храма. И, постояв минуту, уносится на крыльцо, там, где можно побегать и где он встретит своих сверстников, которым так же «ску-у-учно» стоять в храме.

Как же сделать так, чтобы не было скучно? Как реагировать на жалобы об усталости? Действительно ли для современного школьника постоять час на службе – такая нагрузка? Как найти нужные слова, чтобы объяснить главное, что пока еще сам себе не можешь толком объяснить? И нужно ли заставлять ребенка ехать в храм, если он не хочет?

Анна ВЛАДИМИРОВА

В храме не должно быть весело

UES_3412.jpgОтвечая на вопросы Анны, начать следует с того, что дети бывают разные: разного возраста, характера, темперамента. Маленьких детей, безусловно, нужно принуждать к посещению храма. Вообще принуждать, хоть ребенка, хоть взрослого, нужно в тех случаях, когда у человека не хватает воли, и мы можем помочь компенсировать ее недостаток. Если ребенок с утра, например, не хочет идти потому, что сложно проснуться, нужно помочь ему преодолеть себя. А если мы имеем дело с пятнадцатилетним подростком, который активно противится посещению храма, конечно, не стоит его принуждать.

Есть дети, которые достаточно легко и спокойно находятся в храме практически все богослужение независимо от возраста. А есть дети, которым в храме действительно тяжело. И не потому, что первые святые, а вторые бесноватые, а потому, что темпераменты разные. Поэтому не стоит подвижного, непоседливого ребенка приводить сразу на все богослужение. Начать стоит с того, что прийти незадолго до «Отче наш», спеть молитву вместе с ребенком. Пока духовенство причащается в алтаре, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого причаститься, приложиться к кресту и пойти домой. Но затем нужно постепенно увеличивать продолжительность пребывания ребенка в храме: от «Отче наш» потихонечку добраться до «Верую», затем до «Херувимской» и т. д.

Конечно, не стоит ожидать, что ребенок сможет вникнуть во все богословские нюансы богослужения, но по крайней мере он должен понимать, что в храм мы приходим молиться. Ведь все дети ходят в школу, имеют представление о дисциплине. Поэтому час на богослужении — не такая нагрузка для школьника, чтобы из этого делать глобальную проблему.

Ребенка в храме одного оставлять не нужно. Нужно поставить его перед собой, вместе креститься, кланяться, что-то тихонько сказать, что-то объяснить. А если стало скучно, ничего страшного — потерпит. Здесь важно понять, насколько он реально устал, насколько он действительно уже не может терпеть. Но ведь любая мама, делая с ребенком уроки, понимает, когда его еще можно заставить писать или считать, а когда бесполезно, потому что устал по-настоящему.

Вообще, ребенок в младшем школьном возрасте вполне нормально относится к внешнему принуждению. Мне кажется, что идеально, когда с ребенком до 12–13 лет вовсе не обсуждается вопрос: идти или не идти в храм. Мы идем в храм, точно так же, как мы идем в школу. Мы идем в храм к Богу. Есть четвертая заповедь — шесть дней работай, а седьмой посвяти Богу. Мы не можем посвятить весь день, так посвятим Ему всего один час. А по дороге в храм или из храма нужно беседовать с ребенком, что-то ему объяснять, на вопросы отвечать.

Конечно, бывают ситуации, когда ребенок проснулся с головной болью, и мама разрешает ему не пойти на уроки. Также может быть и по отношению к храму. Но он должен понимать, что храм — это не развлечение, там не должно быть весело.

Одна из главных целей приобщения ребенка к храму — это формирование благоговейного отношения к святыне. Поэтому, если ребенок все-таки не может стоять всю службу, лучше приходить не к началу богослужения, но не разрешать всякие хождения, разговоры со сверстниками, беготню. Родителям здесь придется жертвовать. Если оба родителя воцерковлены, можно ходить по очереди — кто-то к началу, кто-то с детьми попозже.

Надо отметить, что мы говорим в основном про Литургию. На мой взгляд, для школьников посещение вечернего богослужения в учебное время года не является обязательным. Если ребенок пять, а часто и шесть дней ходит в школу, а в воскресенье идет в храм, затем в воскресную школу, то у него не остается времени для отдыха.

В каникулярное время крайне желательно, чтобы ребенок посещал еще и вечернее богослужение. Зачастую это посещение сводится к помазанию. И я не знаю, что с этим можно сделать, поскольку пребывание на вечерней службе — достаточно взрослое занятие. Принуждать к нему ребенка я бы не стал. Для ребенка вполне достаточно прийти к шестопсалмию, выслушать праздничное Евангелие, подойти к помазанию и пойти с Богом домой. И не надо бояться, что он не понимает смысла этого действия, относится к нему как-то формально. Есть общерелигиозные действия, понятные любому человеку. К ним относится и помазание елеем. Ребенок вполне понимает, что, подойдя к помазанию, он получает благословение Божие, так же, как прикладываясь к иконам или испрашивая благословение у священника.

Чтобы посещение храма стало более осмысленным, можно и нужно заинтересовывать, стараться объяснить смысл богослужения. На это есть воскресная школа, где изучается последование Литургии и всенощного бдения.

Самый эффективный способ изучения — это, конечно, участие в хоре, где можно по-настоящему понять смысл всех песнопений, или пономарство в алтаре. Но для этого у ребенка должен быть интерес и благоговение. Потому что превращать пребывание в алтаре в болтовню в пономарке, мне кажется, гораздо хуже, чем вообще не посещать богослужение.

Протоиерей Максим Первозванский


Оставить комментарий
Поделиться в: