Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Я книжник и больше ничего»

Православные всего мира 23 января чествуют память великого подвижника, одного из самых влиятельных духовных писателей XIX века святителя Феофана, Затворника Вышенского. Своей благочестивой жизнью и душеспасительными творениями он всем нам показал идеал истинной христианской жизни и путь, ведущий к его достижению.

Мирское имя преосвященного Феофана было Георгий. Он родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии. Отец его, Василий Тимофеевич Говоров, был священником, и мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. Родители Георгия вели примерную семейную жизнь и отличались глубокою религиозностью и сердечною отзывчивостью к людям. В том же духе они старались дать воспитание и своим семерым детям.

В возрасте 8 лет Георгия отдали в Ливенское духовное училище. В 1829 году мальчик в числе лучших учеников был переведен в Орловскую духовную семинарию. По ее окончании в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, был отправлен для дальнейшего образования в Киевскую Духовную Академию. В последний год своей учебы Георгий решил всецело посвятить себя служению Святой Церкви в иноческом чине. Он подал прошение о пострижении в монашество и 15 февраля 1841 года, в возрасте 26 лет, принял постриг с именем Феофан.

По выходе из академии молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, проходя должности ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии.

К тому времени был решен вопрос об учреждении в Иерусалиме Духовной миссии, в штат которой вошел иеромонах Феофан. Сбылась его мечта, так как он давно горел желанием посетить святые места Палестины, лично ознакомиться с положением Православия на Востоке. Шесть лет пребывания в Палестине были для иеромонаха временем неустанного труда по изучению религиозной жизни Востока. Знакомясь с уставом и житиями древних подвижников восточных обителей и Святой Афонской Горы, молодой аскет вошел в тесную духовную связь с афонскими старцами, которые оказали благотворное влияние на направление его духовной жизни и впоследствии способствовали изданию его сочинений.

По возвращении в Россию за свои труды иеромонах Феофан 4 апреля 1855 года был возведен в сан архимандрита, а через полгода назначен на должность ректора Олонецкой духовной семинарии. Также ему суждено было потрудиться на ректорском поприще Санкт-Петербургской Академии и еще раз побывать на Востоке, но уже в качестве настоятеля Посольской церкви в Константинополе.

1 июня 1859 года архимандрит Феофан был призван к епископскому служению на Тамбовскую кафедру, а в 1863 году ему дана была в управление более обширная и многолюдная епархия — Владимирская. Семь лет архипастырского служения были для преосвященного Феофана временем многих забот. Он неустанно совершал богослужения, часто ездил по епархии, возобновлял храмы и отечески заботился о спасении своих пасомых. Со всеми людьми, какого бы сана, положения и возраста они ни были, он обращался ласково и приветливо.

В 1866 году, находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотою местности. Ходатайство владыки было удовлетворено, и 17 июля 1866 года он был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни. Но не возможностью покоя влекли к себе тихие монастырские стены сердце владыки. Он стремился к новому духовному подвигу. «Я ищу покоя, — писал епископ Феофан митрополиту Исидору, — чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, полезный и нужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».

По прибытии на место преосвященный Феофан прежде всего сложил с себя должность настоятеля, предпочитая оставаться здесь в простом звании инока. Спустя шесть лет своего пребывания в Вышенской пустыни он уединился окончательно.

Святитель ежедневно один совершал Литургию в своей небольшой церковке, проводил время в духовных и телесных подвигах, непрестанной молитве, в писательских трудах и богомыслии. Кроме настоятеля пустыни, своего духовника и келейника он никого уже не принимал. Сам преосвященный очень не любил, когда начинали говорить о его затворе. Из моего запора, отшучивался он, сделали затвор. «Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества. Так выходит, что я книжник и больше ничего».

Все духовные академии Русской Православной Церкви избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Санкт-Петербургская присвоила ему в 1890 году звание доктора богословия. Но при всех своих добродетелях и высоких достоинствах епископ Феофан считал себя ниже всех. «Я вот и книги читаю, и пишу, — говорил он, — а у меня нет ничего похожего на то, что творили угодники Божии».

Как протекала внутренняя, духовная жизнь святителя в течение 28 лет затвора, не известно. Единственным живым свидетелем, с которым подвижнику по необходимости приходилось иметь некоторое личное общение, был его келейник. Каждый день по особому стуку он приходил к владыке, чтобы принести скромный обед, а также с вечера приготовить все нужное для совершения святителем ранней Литургии. Находясь в затворе, святитель тем не менее отвечал на все письма и просьбы, которые в большом количестве приходили к нему в монастырь.

«Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, — писал святитель, — и Выши своей не променяю ни на что… Вышу можно променять только на Царство Небесное».

На семьдесят девятом году жизни 6 января (19 по нов. ст.) 1894 года в праздник Крещения преосвященный труженик почил о Господе. Удивительное совпадение, ведь его имя в переводе с греческого означает «Богоявление». Мощи святителя были положены во Владимирском приделе Казанского собора. Над могилой почившего настоятель обители архимандрит Аркадий и почитатели епископа воздвигли великолепное надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: «Добротолюбия», «Толкования Апостольских посланий» и «Начертания христианского нравоучения».

В настоящее время мощи святителя Феофана покоятся в возрождаемом Свято-Успенском Вышенском монастыре, который расположен в п. Выша Шацкого района Рязанской области. Помолиться святителю приезжают сюда множество паломников.

Великий мудрец христианской философии

Интерес к личности и творениям святителя Феофана не угасает и в наши дни. Его многочисленные труды представляют собой ответ на множество проблем, которые вытекают из единственного вопроса, который стал также названием одной из книг епископа Феофана: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»

Святитель оставил нам бесценное сокровище — более 60 духовных произведений, большинство из которых написано им во время затвора и которые он завещал перед своей смертью всему русскому народу. Среди них такие известные творения, как: сочинение о православном образовании и воспитании — «Путь ко спасению», монументальный перевод знаменитого сборника духовных произведений православных авторов IV–XV веков — «Добротолюбия», «Толкования Апостольских посланий», сочинение «Начертания христианского нравоучения».

Но особого внимания заслуживают восемь томов его писем о христианской жизни — богатейшая сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы для спасения души. Весь свой опыт святитель использовал в переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий — от сановника до крестьянина, люди всех возрастов и профессий. Со всех концов России поступали в Вышенскую пустынь письма к епископу-затворнику. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и святитель Феофан отвечал на каждое, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово. Обладая редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, он давал множество полезных наставлений и советов. Например, как воспитывать детей в духе христианства, как поддерживать мир в семье, как ухаживать за больным, как побеждать уныние.

В своих письмах епископ Феофан говорит о догматах Православной Церкви и о ересях, о вражиих хитростях и истинном прохождении духовной жизни, о Втором Пришествии Христа и всеобщем воскресении, о частном суде после смерти и о вечности мучений. Главной же темой всех его многочисленных произведений является спасение во Христе. «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, — почитать все возникающее в нас кровною собственностию. Все греховное есть пришлое к нам; потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем», — писал владыка.

Также особое внимание в своих творениях святитель Феофан уделял молитве, считая ее царицей духовной жизни: «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе».

Преосвященный Феофан особое сердечное попечение имел о духовном воспитании молодежи. Юноши и девушки были в числе тех, кто вел переписку с владыкой. Колеблемые житейскими страстями и бурным временем юности, они припадали к духовной мудрости святителя, как к источнику чистой воды.

По словам одного из современников, своими письмами великий святой многих обратил на путь покаяния и привел в разум истины, поэтому мы имеем полное право назвать его великим мудрецом христианской философии. И сегодня, когда души и сердца многих людей в России вновь пребывают в смятении и тревоге за будущее своих детей и своей страны, для нас, может быть, как никогда важно обратиться к спасительному духовному наследию великого православного подвижника.

Подготовила Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: