Победа всепрощения
За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Среди них особая наша гордость — наши земляки, которые за свой страдальческий подвиг причислены к лику новомучеников Российских.
Молитвенник с юности
Среди страдальцев за Христа, служивших Богу на нашей земле, — преподобноисповедник Гавриил Мелекесский. Земная жизнь архимандрита Гавриила была полна лишений и невзгод. Он пробыл в заточении в общей сложности семнадцать с половиной лет (!), испытав все ужасы лагерей, но никогда не жаловался на суровые условия тюремной жизни. О себе почти ничего не рассказывал. Все беды он воспринимал как испытание веры и любви к Богу. Часто повторял: «На всё воля Господня, слава Богу за всё!».
Преподобноисповедник Гавриил (в миру Иван Иванович Игошкин), родился в 1888 году в деревне Самодуровка (ныне — Сосновка) Пензенской губернии в крестьянской семье. В семье Игошкиных было пятеро детей. Все много работали, жили дружно, в достатке, с верой в Бога. Все свое свободное время маленький Ваня проводил в храме. Повзрослев, он отправился в Жадовскую пустынь Симбирской губернии, где стал послушником.
В 1909 году прямо из монастыря Ивана призвали на военную службу в армию, а позже на Первую мировую войну. В конце 1917 года он был демобилизован и возвратился к родителям, помогал им вести хозяйство и продолжал исполнять должность псаломщика храма, где его когда-то крестили.
Выбор креста
Но вскоре настало трагичное богоборческое время: в стране стали закрывать храмы, начались массовые расстрелы духовенства. В 1921 году семья Игошкиных, спасаясь от голодной смерти, была вынуждена переехать в г. Покровск (Энгельс) Саратовской области. Именно в это время в возрасте 33 лет Иоанн Игошкин принимает решение стать священником. Зная, что ему наверняка придется пострадать за веру Христову, он осознанно делает свой выбор. «Принятие священнического сана в эту лютую годину будет моей малой лептой в деле спасения Православной Церкви», — говорил отец Иоанн.
3 марта 1921 года его рукополагают в сан диакона и определяют на службу в Свято-Троицкий храм г. Покровска (ныне кафедральный собор). А в следующем, 1922 году, митрополит Тихон (Оболенский) рукополагает отца Иоанна в сан священника. Вскоре митрополита переводят в Москву, и он забирает с собой молодого священника, который с первых дней служения показал отеческую любовь к прихожанам и настоящий талант проповедника.
В Москве отец Иоанн в течение шести лет до самого закрытия (1922–1928) служил в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители. Господь наградил отца Иоанна духовной мудростью, и он, несмотря на отсутствие богословского образования, наравне с маститыми священниками проводил в обители духовные беседы.
В самый разгар репрессий, когда для того, чтобы выжить, многие служители Церкви переходили в обновленчество, отец Иоанн 22 июня 1929 года принимает монашеский постриг с именем Гавриил, что значит «крепость Божия». Стать в такое время монахом, причем в самом сердце Москвы, в Богоявленском монастыре — это был подвиг во имя Христа.
Счастье пострадать за Христа
Первый раз отца Гавриила арестовали 14 апреля 1931 года за контрреволюционную пропаганду и агитацию, приговорили к трем годам лагерей, определив на самую тяжелую работу — валить лес в Свердловской области. Немало издевательств перенес он там: его избивали, выводили на мороз босиком, да еще лили под ноги воду.
В одной из своих книг отец Гавриил рассказывал, как в лагере по доносу соседа у него отобрали самое дорогое — книги Новый Завет, Псалтирь, Октоих, а также поллитровую бутылку красного вина для совершения Таинства Евхаристии. В воскресные и праздничные дни батюшка тайно совершал в лагере Литургию, а все необходимое для этого прятал внутри соломенного матраса. Вспоминая о празднике Святой Пасхи в лагере, отец Гавриил писал: «Ночью мною тайно отслужено Пасхальное богослужение. Все присутствовавшие причастились Святых Христовых Таин. Всем казалось, что все сделано тайно и начальство ничего не узнает. Утром вызвал меня начальник и грозно, приказным тоном сказал:
— Иди срочно мести лагерный двор!
— Товарищ начальник, сегодня великий праздник Святой Пасхи! Нарушать его не буду.
Тогда начальник вызвал надзирателя, который завел меня в отдельную комнату и, обрив наголо мне голову и сбрив бороду, отпустил с насмешкой: вот тебе, поп, и Святая Пасха». В ответ на такое унижение батюшка возблагодарил Господа, что Он в такой день сподобил пострадать за Его святое Имя, и, запев пасхальный тропарь, пошел в свой барак.
По окончании срока ссылки отец Гавриил вернулся в Москву и был назначен настоятелем храма в честь святителя Николая Мирликийского в Пыжах. Многие верующие старались исповедоваться у отца Гавриила, любящий взгляд которого глубоко проникал в сердце. Особенно много в церковь стало ходить молодежи и детей, что не могло понравиться властям города.
В 1934 году отец Гавриил был возведен в сан архимандрита и уже было готовился принять сан епископа, как 19 августа 1934 года, в великий праздник Преображения Господня, прямо во время богослужения его арестовывают вновь, объявив участником активной контрреволюционной церковно-монархической группировки. Опять Бутырский изолятор, изнурительные допросы и вторая ссылка — на 5 лет. Батюшку отправили этапом в поселок Чибью (ныне г. Ухта).
Однажды в лагере отца Гавриила пытались отравить, но Господь открыл батюшке умысел зложелателей — он помолился, перекрестил еду и сказал: «Напрасно вы меня травите. Вы мне яду подсыпали. Я съем эту еду, как вы этого хотите, но она не причинит мне вреда». Злоумышленники стали смеяться и ждать, когда батюшка умрет. Но с Божией помощью он остался жив и невредим.
После окончания срока заключения батюшке уже было 54 года. Он был тяжело болен, измучен лагерями, но все его мысли только об одном — продолжить служение. Чтобы получить назначение, он решает пешком идти в Ульяновск, но популярность его в народе так велика, что власти отказывают отцу Гавриилу в Ульяновской прописке и переводят в город Мелекесс настоятелем Никольской церкви (ныне г. Димитровград).
В 1949 году из-за клеветнических доносов регента и церковного старосты отца Гавриила арестовывают в третий раз. Сначала зверски допрашивают в течение семи месяцев, а затем выносят приговор: 10 лет лишения свободы. В насмешку 62-летнего настоятеля Никольского храма везли в милицию через весь город на машине с углем. «Последний мой суд будет», — сказал батюшка прихожанам, которые в слезах бежали за машиной.
В лагере отца Гавриила посадили в камеру к уголовникам, где они каждую ночь играли в карты на жизнь и убивали человека. Когда наступил первый вечер пребывания отца Гавриила в этой камере, он сказал: «Ребята, я священник, разрешите мне помолиться». Сокамерники сначала возмутились, а потом все притихли, слушая батюшкину молитву о всех страдающих и озлобленных. С той ночи в камере прекратились игры в карты и убийства.
Отец Гавриил сделал из тюрьмы тайный монастырь. От общения с ним многим становилось легче, трудности, тоска, лагерный гнет казались не такими невыносимыми. Он лечил больных, отдавая кусок черного хлеба из своего пайка.
Мирная кончина
После смерти Сталина тяжело больной отец Гавриил написал прошение с просьбой отпустить его домой, чтобы умереть в кругу родных и друзей. В 1954 году он вернулся в Мелекесс, чтобы «молиться за своих врагов». Вернулся, неся в руках узелок, в котором было Священное Писание и рукопись его духовных трудов. Сподвижница батюшки, монахиня Мария вспоминает: «Когда вернулся батюшка из заключения, то его позвали исповедовать болящего. Им оказался бывший сотрудник КГБ, который арестовывал батюшку. Этот человек заболел раком и сказал: “Мне никакого батюшки не надо, кроме отца Гавриила”. Этот больной исповедовался целых три часа! Умирающий плача просил у него прощения за то, что незаконно его арестовал. Как только батюшка вышел, этот человек скончался. Я спросила: не обидно исповедовать того, кто совершил вам такое зло? На что батюшка ответил: “Так надо было понести мне Крест. Я очень рад, что он просил прощения. За всю свою жизнь не слышал такой исповеди, как от этого чекиста…”».
Скончался архимандрит Гавриил в 1959 году, в возрасте 72 лет. 18 октября, в день смерти, предчувствуя ее, он стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, окинул взглядом все четыре стороны света и тихо заснул. Закончилось его земное странствование, осталась вечная память.
20 августа 2000 года по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Игошкин) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память преподобноисповеднику Гавриилу, архимандриту Мелекесскому, совершается в день его преставления — 18 октября.
Не одно только пролитие крови делает из человека мученика, а победа такой любви, в которой достаточно крепости, чтобы подарить прощение. Преподобноисповедник Гавриил безропотно и мужественно переносил страдания, прощал и молился за своих врагов, побеждая зло своей духовной добротой.
Мощи святого находятся в Никольском соборе г. Димитровграда. Радость помолиться у частицы святых мощей преподобного имеют и жители Покровска (Энгельса). С 28 мая 2012 года ковчег с его мощами пребывает в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Наталия Бондаренко
18 октября 2013 г.