Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Молитва всех вас спасет»

3_7_1.jpgРусская Православная Церковь 5 февраля молитвенно вспоминает всех усопших, пострадавших за Христа в годину гонений. В собор новомучеников и исповедников Российских входят тысячи святых, как прославленных, так и еще неизвестных.

Особенно жестоко и последовательно власть преследовала священнослужителей — кого-то расстреливали, кого-то отправляли в лагеря и ссылки. Одним из тех, кто до дна испил чашу страданий и остался достойным христианином и пастырем, был преосвященный Афанасий, епископ Ковровский, названный Церковью исповедником и песнописцем.

Родился будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) 2 июля 1887 года в селе Царевка Кирсановского уезда Тамбовской губернии, в семье служащего. Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери, очень религиозной женщины. Сергий сначала учился в Шуйском духовном училище, затем во Владимирской духовной семинарии и, наконец, в Московской Духовной Академии, которую он окончил в 1912 году.

Еще на студенческой скамье у Сергия Сахарова созрело твердое решение принять монашеский постриг, которое он исполнил по окончании курса Московской Духовной Академии. Пострижение его в монашество состоялось 12 октября 1912 года с наречением имени Афанасий. Через два дня он был рукоположен во иеродиакона, а 17 октября — во иеромонаха.

В этом же году иеромонах Афанасий назначается на должность преподавателя пастырского богословия, гомилетики и литургики в Полтавскую духовную семинарию, а через год переводится во Владимирскую духовную семинарию, в которой преподает те же предметы до 1918 года. Как знаток богослужения Православной Церкви и православной агиографии, он отдал много сил работе по исправлению богослужебных текстов, составлению точного месяцеслова и общецерковного календаря. А в 1918 году святитель Афанасий вместе с профессором Б. А. Тураевым составил по поручению Поместного Собора «Службу всем святым, в земле Российской просиявшим».

20 января 1920 года он был возведен в сан архимандрита, а 27 июня 1921 года в Крестовоздвиженском Нижегородском монастыре рукоположен в епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Если до революции архиерейский жезл давал значительные социальные преимущества, то в 1920-е годы архиерейство не обещало ничего, кроме преследований и лишений. Первый раз святителя Афанасия арестовали всего через семь месяцев после хиротонии. По его собственным подсчетам, за годы архиерейства на кафедре он провел лишь 2 года, 9 месяцев и 2 дня, а «в узах и горьких работах» (то есть в тюрьмах и ссылках) — 21 год, 11 месяцев и 12 дней. Читая письма святителя Афанасия из лагерей и воспоминания людей, видевших его там, удивляешься какому-то органическому умению не замечать нечеловеческих бытовых условий, умению оставаться монахом, несмотря ни на что. Вот фрагмент из его письма, написанного в Таганской тюрьме, где он ожидал отправления в ссылку: «А вот я смотрю сейчас на заключенных за дело Христово епископов и пресвитеров, — писал он матери, — слышу о православных пастырях, в других тюрьмах находящихся, какое спокойствие и благодушие у всех. <…> А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии. Правда, некоторые стеснения испытываем. Но — а сколько у Вас скорбей. <…> Постоянное ожидание приглашения в гости, куда не хочется. <…> Тяжело положение тех православных, которые сейчас, оставаясь на свободе, несут знамя Православия. Помоги им, Господи».

В качестве комментария к этому письму нужно добавить, что оно написано пятидесятилетним человеком с больным сердцем, задыхающимся при ходьбе, которому ежедневно приходилось совершать пятикилометровый путь до рабочего места, а сама работа заключалась в разгрузке дров, переносе только что сваленных деревьев, уборке снега и т. д. Никакие предметы, имеющие отношение к церковной жизни, в этом лагере не допускались.

Освободившись из заключения в марте 1955 года, последние годы жизни святитель Афанасий жил на покое в г. Петушки Владимирской области. Но вынужденная изоляция святителя не была затвором. Он вел обширную переписку, к нему постоянно приезжали люди со своими вопросами и проблемами. Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным. Однажды на вопрос: «Как спастись?» — он ответил: «Самое главное — это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера — фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые дела. И хуже всякого греха — отчаяние».

28 октября 1962 года владыка Афанасий тихо предал свой дух Богу. Его последними словами были: «Молитва всех вас спасет». Похоронили святителя на Введенском кладбище г. Владимира, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде Владимирской тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать. Осенью 2000 года, после канонизации, мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году. В течение долгого времени в помещении этого монастыря располагалось Владимирское ЧК. Крестный ход с мощами шел тем путем, по которому епископа Афанасия из тюрьмы водили на допросы.

* * *

«Русь Святая, храни веру православную…»

Как ни тяжела была жизнь святителя Афанасия, он никогда не унывал. Напротив, в тюрьмах, лагерях, ссылках преисполнялся какой-то удивительной энергии, находя спасительные для души занятия. Именно там, в застенках, была доработана замечательная в литургическом смысле служба всем русским святым. Святитель обсуждал ее со своими соузниками-священнослужителями. И вот 10 ноября 1922 года в 172-й камере Владимирской тюрьмы было совершено празднование Всем русским святым в исправленном виде.

Смерть матери побудила святителя Афанасия не только к горячим сыновним молитвам о ее душе, но и к написанию фундаментального труда «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». В нем он тонко и глубоко объяснил положения Церковного Устава по многим вопросам православного погребения и поминовения.

В августе 1941 года владыка написал «Молебное пение об Отечестве», исполненное глубокого покаяния и необычайной молитвенной силы, охватывающее все стороны жизни нашего Отечества. В периоды заключений святитель Афанасий составил молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира».

Также к главным литургическим трудам святителя Афанасия относятся:

•    «Величания и псалмы избранные на праздники Господския, Богородничныя и святых, поемых идеже их храм, или едеже будет празднование им с полиелеем» — свидетельство прекрасного знания Псалтири и умения кратко и емко выразить суть подвига каждого святого;

•    «Доследования молебных пений на праздники и на различные потребы» — полный свод молебных пений, отредактированный и существенно дополненный;

•    «Синодик храма Всех Святых, в земле Российской просиявших. О упокоении», содержащий около трех тысяч имен подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с XI по XX век, расписанных по дням памяти, особым поминальным дням и по хронологии.

Собранные епископом Афанасием службы русским святым легли в основу современного издания богослужебных Миней. Он также работал над созданием Русского Типикона, над новым переводом церковнославянского текста богослужебных книг. По благословению Патриарха Алексия I владыка Афанасий писал и отзывы на новые богослужебные последования, на многочисленные акафисты, тропари, кондаки. Им составлена работа «О шестопсалмии».

Одно поколение православных христиан сменяет другое, а память о святителе Афанасии в русских сердцах жива вместе с верой, что душа его упокоевается в селениях праведных. Ныне, когда нашу Церковь и Отечество продолжают обуревать скорби извне и изнутри, прибегнем к теплому предстательству святителя Афанасия и напишем в сердцах наших его завет, запечатленный исповедническим подвигом: «Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».

* * *

Календарь памяти новомучеников

10 февраля (28 января) Святого Феодора (Богоявленского), исповедника, пресвитера (1933). Мученицы Ольги (Евдокимовой) (1938). Преподобного Леонтия (Стасевич), исповедника (1972).

11 февраля (29 января) Священномучеников Иоанна (Гранитова) и Леонтия (Клименко), пресвитеров, Константина (Зверева), диакона, и с ними 5 мучеников (1920).

12 февраля (30 января) Священномученика Владимира (Хрищенович), пресвитера (1933). Мученика Стефана (Наливайко) (1945).

14 (1) февраля Священномученика Николая (Мезенцева), пресвитера (1938).

16 (3) февраля Священномучеников Иоанна (Томилова), Тимофея (Изотова), Адриана (Троицкого), Василия (Залесского), пресвитеров, преподобномученика Владимира (Загреба), мученика Михаила (Агаева) (1938).

17 (4) февраля Священномученика Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921).

18 (5) февраля Мученика Михаила (Амелюшкина), преподобномученицы Александры (Каспаровой) (1942).

19 (6) февраля Священномученика Димитрия (Рождественского), пресвитера, и мученика Анатолия (Рождественского) (1921).

20 (7) февраля Священномученика Александра (Талызина), пресвитера (1938).

21 (8) февраля Священномученика Александра (Абиссова), пресвитера (1942).

22 (9) февраля Священномученика Иоанна (Фрязина), пресвитера (1938).

23 (10) февраля Священномучеников Петра (Грудинского) и Валериана (Новицкого), пресвитеров (1930).

Наталья Бондаренко
Оставить комментарий
Поделиться в: