Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Купание в крещенской купели

Впереди один из самых известных и любимых в народе праздников — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день многие люди отправятся к крещенским купелям. Избавляет ли купание в иордани от грехов и можно ли согреваться горячительными напитками перед купанием? И вообще, для чего православному человеку купаться в ледяной воде, когда на улице мороз? Об этом и многом другом сегодня мы беседуем с секретарем Епархиального управления Покровской епархии священником Виктором Тихоновым.


— Отец Виктор, объясните, для чего православному человеку в праздник Крещения Господня купаться в ледяной воде, когда на улице мороз?

— Эта традиция замечательная: в этот день Сам Господь принял Крещение. Для нас образ Крещения — это избавление от греховной жизни и возможность наполнить ее смыслом и любовью, ведь Господь есть Любовь. Окунаясь в крещенскую купель, мы в очередной раз вспоминаем о крестившемся Спасителе и призываем в этот день благодать Божию, которая способна повлиять на нашу душу. Не скажу, что, окунувшись в ледяной воде, мы автоматически избавляемся от грехов. Нет. Но то благоговейное настроение, которое может возникнуть в сердце человека, способно в нем вызвать покаянное чувство, способно помочь прочувствовать близость Бога.

— Получается, что купание в иордани не избавляет нас от любой хвори и не смывает грехи?

— Автоматически нет. Однако покаяние приходит не только в тот единственный момент, когда мы каемся на исповеди. Оно порой появляется тогда, когда человек начинает осознавать свою вину; когда он берет на себя какой-то подвиг, который порой, кажется, безумным…

Невозможно получить прощение грехов, окунаясь в купель не со словами «Господи, помилуй», а с пьяными криками. Во всем должен быть смысл. В купании в иордани нет никакого смысла, если человек не соотносит свою жизнь с Богом, если он не думает о своей греховности. Соприкасаясь с ледяной водой, наша душа должна приходить в то же состояние пробуждения и бодрости.

— Почему некоторые священнослужители выступают против крещенских купаний? Одни говорят о неоправданном риске для здоровья, другие — о неблагоговейном отношении к освященной купели.

— Их мнение я разделяю. Порой после праздников смотришь на купель и ужасаешься — вчера здесь происходило чудо, призывалась благодать Божия, а сегодня — повсюду окурки и бутылки. Вот это, безусловно, страх и ужас. В этом случае я тоже могу отнести себя к тем людям, которые не желают, чтобы люди отвечали так на милость и благодать Божью.

Безусловно, риск для здоровья есть, особенно для тех, кто недавно переболел сложным простудным заболеванием. Поэтому таким людям купаться не стоит. Ведь еще раз повторюсь, смысл купания — совершить некий подвиг, но подвиг осмысленный и сопоставленный со своими силами. И поэтому если человек слаб здоровьем, это ни в коем случае не оправдывает риск.

— Батюшка, мы с Вами уже затрагивали пьяные крики… Многие предпочитают «разогреваться» алкоголем перед купанием, чтобы не заболеть или из страха…

— Спрашивается: для чего тогда вообще совершать этот подвиг? Получается, человек, не укрепляемый Божиим действием, пытается укрепить себя грехом, при этом надеясь получить благодать Божью? Это неправильно и лишено всякого смысла. Купание в иордани — это традиция, которая перенимается из поколения в поколение. А что смогут вспомнить наши дети? Что их папы и мамы, чтобы не замерзнуть, купались пьяными в купели?

— Говорят, что купание в купели — древняя языческая традиция. Так ли это?

— Если и было в древности место язычеству, то сегодня нам ничего не мешает воспринимать это действо правильно. Купание в иордани в крещенскую ночь или день — это добрая традиция прославления Бога.

— В чем следует купаться верующим людям?

— Нужно давать себе отчет в том, что это не купание на пляже. Тело должно быть прикрытым. Лучше всего купаться в сорочке.

— Где лучше набирать крещенскую воду — в храме или в освященной купели?

— Существенной разницы между этими водами нет, но нужно понимать, что речная вода может иметь свойственные ей осадки. Безусловно, лучше прийти в храм. Ведь там мы не только набираем воду, но и соборно молимся перед тем, как на нее сойдет благодать Божия. Для меня лично дорога именно такая вода. Но в своей жизни я встречал одиноких людей, у которых не было возможности прийти в храм или кого-то попросить принести Великую Агиасму — и тогда с благоговением и молитвой они набирали воду дома из-под крана. А где-то, особенно в отдаленных деревнях, и вовсе нет храмов. Где же жителям брать воду? Там набирают ее именно на реках. Но если по близости есть церковь, то, конечно же, надо идти туда.

— А как относиться к тому, что некоторые родители купают своих детей?

— Я знаю одну семью, где в праздник Крещения Господня купаются от мала до велика. Но при этом на протяжении всего года они также все вместе закаляются и ведут подвижный образ жизни. Своих детей я бы не рискнул купать, так как понимаю, что они не перенесут холод, заболеют.

Беседовала Христина Добрынина


Оставить комментарий
Поделиться в: